Обязаны ли ИП вести воинский учёт.
Согласно пункту 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" и пункту 7 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", работодатели обязаны вести учет военнообязанных сотрудников. Это правило применяется к любым коммерческим организациям, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры.
Обязанность вести воинский учет возлагается на организации, где работает хотя бы один военнообязанный сотрудник. При этом акты не содержат упоминаний об индивидуальных предпринимателях. Данные акты также не охватывают предпринимателей в Порядке осуществления воинского учета, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Этот порядок применим только к организациям.
Недавние изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211, действующие с 5 августа 2023 года, также не обязывают индивидуальных предпринимателей вести воинский учет для своих сотрудников. В настоящее время индивидуальные предприниматели освобождены от этой обязанности. Ведение учета остается только за организациями.
Следовательно, индивидуальные предприниматели не несут следующие обязанности, выполняемые организациями в рамках воинского учета:
- ведение личных карточек военнообязанных работников в установленной форме согласно приказу Минобороны от 22.11.2021 № 700;
- ведение и хранение картотеки военнообязанных работников;
- информирование военнообязанных работников о призывах в военкомат по повесткам и передаче им полученных повесток из военкоматов;
- ежегодное представление в военкомат карточек воинского учета;
- предоставление отчета о численности работающих и зарегистрированных граждан, находящихся в запасе;
- представление в военкомат информации о готовности к трудоустройству и увольнению военнообязанных сотрудников.
Военкоматы не имеют права требовать от индивидуальных предпринимателей выполнения вышеуказанных обязанностей. Следовательно, индивидуальные предприниматели могут не выполнять требования военкоматов относительно представления указанных выше данных.
Споры с военкоматами.
Не смотря на отсутствие норм в законодательстве, обязывающих индивидуальных предпринимателей вести учет военнообязанных работников, военкоматы часто запрашивают документы у предпринимателей для воинского учета.
При этом военкоматы ссылается на положения статьи 65 Трудового кодекса РФ. Согласно этой норме, при заключении трудового договора с соискателем, который является военнообязанным или подлежит призыву на военную службу, предприниматель должен запросить у него документы для воинского учета. Однако это не означает, что индивидуальные предприниматели обязаны обязательно вести учет сотрудников и представлять отчетность военкоматам.
Индивидуальные предприниматели могут вести воинский учет на добровольной основе. Военкоматы не имеют права принудить их к ведению такого учета и регулярного представления отчетности о военнообязанных работниках. Это подтверждено Правилами Арбитражного суда РФ в постановлении от 28.04.2009 № 13798/08. Суд уточнил, что обязанность вести воинский учет применяется только к организациям, а индивидуальным предпринимателям это не требуется. Следовательно, предприниматели не несут ответственности за непредставление документов для воинского учета и другой обязательной отчетности, предоставляемой организациями.
Ответственность индивидуальных предпринимателей за неведение воинского учета.
Поскольку закон не содержит положений, предусматривающих обязательное ведение воинского учета сотрудников для индивидуальных предпринимателей, они не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение или игнорирование правил воинского учета. В настоящее время нарушение этих правил у организаций может повлечь административную ответственность согласно следующим нормам:
- статья 21.1 КоАП РФ - непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первичному учету;
- статья 21.2 КоАП РФ - неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации работника о его вызове в военкомат;
- статья 21.3 КоАП РФ - непредставление руководителем или другим должностным лицом организации информации об изменениях в составе работников, постоянно проживающих и пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания;
- статья 21.4 КоАП РФ - несообщение руководителем или другим должностным лицом организации в военный комиссариат информации о принятых на работу или уволенных с работы гражданах, состоящих на воинском учете.
Как видно из текста этих норм, ответственность за их нарушение лежит на руководителях организаций или других должностных лицах организаций, которым поручена обязанность по ведению воинского учета. Индивидуальные предприниматели не могут быть подвергнуты ответственности даже в теории, так как данные нормы не предусматривают такой возможности.