Бестселлер приставки Nintendo 64 GoldenEye 007

1997; Rare; Nintendo 64
В стремлении продемонстрировать, что шутер от 1-го лица вовсе не является эксклюзивной достоянием ПК с его возможностями управления с помощью клавиатуры и мыши, был выпущен первый консольный шутер с лицензией, о которой можно было только грезить.

Видеокассета, которую игрок должен похитить из бункера "Северная" во время эвакуации Бонда с Натальей Семеновой, является копией кинофильма "Золотой глаз" 1995 года.
Первая строка первоначального семистраничного документа о дизайне игры GoldenEye удивляет: "Геймплей игры будет похож на Virtua Cop". В конце концов, эта игра должна была привести к изменению парадигмы восприятия шутеров от первого лица для консолей - жанра, который считался совместимым только с аппаратным обеспечением ПК. Оглядываясь назад, кажется невозможным, что вдохновением для игры, чья тень постоянно нависает над шутерами от первого лица, послужила простая, незамысловатая игра в жанре "gun-toting lightweight". Однако, несмотря на определяющий жанровый успех, GoldenEye 007, как и фильмы, которым она обязана своим появлением на свет, - это игра, состоящая из простых элементов. Так уж получилось, что благодаря их расположению меняется сюжет.

Анимация всех героев GoldenEye 007 осуществлялась с использованием специальной технологии захвата движения, что позволило воспроизвести около 200 различных действий противников, которые могут дополнять друг друга.
Основной дизайн игры многим обязан своей голливудской лицензии. Циклическое повествование о приключениях Бонда в фильмах схоже с игрой: всевозможные ситуации избегания смерти, волнующие гаджеты и моментальные взрывы, хотя и вселенная автора персонажа, Яна Флеминга, широка и достаточно разнообразна, чтобы заполнить сто игр. Кроме того, сам Бонд, хоть и является простым стереотипным шпионом, настолько четко определен в культурном сознании, что компания Rare решила, что ей даже не потребуется отображать его на экране.

Большинство оружия в игре было создано на основе моделей реального оружия: Walther PPK, автомат Калашникова (AK-47) и FN P90, но их названия были изменены, поскольку Nintendo не хотела получать лицензии от производителей оружия.
Для дизайнера игры Мартина Холлиса эти факторы, связанные с мироустройством и характером персонажей, полностью и без проблем полученные благодаря лицензии, были бесценны. Но эти факторы были общими для всех игр о Бонде, и, тем не менее, только они имели значение. Мира, как оказалось, было недостаточно.

Честно говоря, вся прелесть и великолепие GoldenEye 007 заключались не в тематике и окружении - это была игра, построенная на классических и вечных принципах. Вдохновением для создания структуры миссий послужила игра Super Mario World, где каждый уровень имел несколько целей, сложность которых возрастала по мере увеличения сложности уровней. Скопировав схему управления из Doom, Холлис добился необходимой для его игры доступности, а анимация ударов, меняющаяся в зависимости от места их нанесения (враги отклоняются назад от удара в плечо или сгибаются от удара в пах), добавление невинных персонажей, которых нельзя убить, и режим прицеливания были позаимствованы из Virtua Cop.

Virtua Cop
Великолепие GoldenEye 007 отчасти зависит от контекста. Холлис и его команда умело превратили технологические ограничения в преимущества. Медленный темп первых 3D-игр и сложная конструкция контроллеров консоли Nintendo 64 стали преимуществами в руках Rare, а удобство, которое обеспечили исключительный многопользовательский режим с раздельным экраном и простое управление, подняли шутер от первого лица на уровень выше, чем это удавалось лучшим играм для ПК.

Но суть игры и ее непреходящее великолепие заключается в сиюминутных сражениях и повторяющейся награде - возможности победить каждого советского солдата, в которого стреляют, Кроме того, восхищают детали: Мощная отдача снайперской винтовки, удовольствие от стрельбы из ПП 7 с глушителем, громкая стрельба с двух рук из пистолета-пулемета Klobb, радость от обезвреживания спрятанной противопехотной мины, буйная компания злодеев, бессовестные отступления от структуры фильма для улучшения игры, идеально своевременное повышение сложности с каждым новым уровнем сложности.

Однако все эти элементы медленно раскрывали свою ценность для игроков. Как и многие другие великие триумфы Nintendo, GoldenEye 007 продавалась медленно, но темпы продаж были стабильными. Выпущенная через два года после дебюта одноименного фильма, игра была расценена многими как слишком поздний релиз, хотя репутация игр, основанных на лицензиях на фильмы, еще не успела восстановиться после парализующего индустрию провала E.T.. The Extra-Terrestrial от Atari.

Лицо игры изображает актер Пирс Броснан, дебютировавший в роли Бонда в фильме 1995 года "Золотой глаз". Текстуры, использованные для создания лиц врагов, были получены из фотографий, сделанных сотрудниками компании Rare.
Тем не менее, слухи имели больший эффект, и продажи игры продолжали стабильно расти в конце девяностых годов и в начале следующего века. Игра превзошла свое духовное продолжение, Perfect Dark, и стала самой продаваемой игрой для консоли Nintendo 64 в США, обойдя такие классические игры, как Super Mario World Zelda: Ocarina of Time. А за пределами истории системы эта игра закрепила позиции шутера от первого лица на консолях, открыв новые территории, на которых впоследствии появились Halo и Call of Duty. Что касается следующих игр о Бонде? Никто не сможет сделать это лучше.

Любопытный факт: восемь схем управления в настройках контроллера игры названы в честь различных девушек Бонда из серии фильмов об агенте 007: Hannie, Solitaire, Kissy, Goodnight, Plenty, Galore, Domino и Goodhead.