Как понять темперамент ребенка. Детская психология

Человеческий темперамент обсуждался со времен Гиппократа
Стиль поведения каждого человека индивидуален, и это можно заметить в самом раннем детстве. Такой индивидуалистический стиль поведения обычно называют темпераментом. Индивидуальные различия, которые, как считается, сосредоточены на том, "как", а не на "что" или "почему" в поведении, обычно считаются биологически обусловленными, в значительной степени стабильными в разных контекстах и во времени, и на их проявление влияет окружающая среда.
Более того, человеческий темперамент обсуждался со времен Гиппократа (460 г. до н.э.), который считал, что на темперамент влияет преобладание 4-х видов телесной влаги: желтой желчи, крови, черной желчи и мокроты. Работа детских психиатров Стеллы Чесс и Александра Томаса и Нью-Йоркское лонгитюдное исследование (NYLS) повлияли на более поздние представления о раннем темпераменте.

Размеры и закономерности темперамента
Томас и Чесс начали исследовать темперамент в 1950-х годах в ответ на преобладающую социальную среду, которая подчеркивала, что родители вносят существенный вклад в проблемы детского поведения. Это многолетнее исследование дало много информации о природе подросткового темперамента и взаимосвязи между темпераментом и адаптацией во времени.
В своих ранних работах Томас и Чесс разработали поведенческие параметры, которые можно увидеть уже на 2-3 месяцах жизни, и считалось, что они позволяют различать типы темперамента "Трудный", "Легкий" и "Медленно разогревающийся". Трудные дети были определены как имеющие непоследовательные циклы приема пищи, сна и плохой ритмичности, уходящие в себя в ответ на новые/непривычные условия, медленную адаптацию к новым условиям, негативное настроение и высокоинтенсивные эмоциональные реакции.
Было определено, что у легких детей более предсказуемые биологические функции, они более открыты для того, чтобы пробовать что-то новое, быстрее приспосабливаются, имеют приятное отношение и демонстрируют эмоциональные реакции меньшей интенсивности.
Было выявлено, что дети, которые медленно разогреваются, имеют более низкий уровень активности, склонность уходить от незнакомой обстановки, замедленную способность приспосабливаться и, хотя время от времени проявляют плохое настроение, менее сильные эмоциональные реакции. Следует отметить, что Томас и Чесс также определили дополнительные аспекты темперамента, такие как отвлекаемость, объем внимания/настойчивость и порог реакции.
Однако им уделяется меньше внимания, чем тем, которые связаны с легким, медленно разогревающимся и трудным темпераментами. Из 141 ребенка в их первоначальной выборке 10% были отнесены к категории "Трудных", 30% - "Легких" и 15% - "Медленно разогревающихся", а остальные не были четко определены.
Несмотря на популярность вклада Томаса и Чесс в современные концепции темперамента, также были предложены различные альтернативные измерения черт темперамента. Проанализировав существенные исследования в этой области, Бейтс (1989) выделил семь из них как имеющие достаточные доказательства.
К ним относятся отрицательная эмоциональность (дистресс, страх и гнев), трудность, которая накладывается на отрицательную эмоциональность и включает в себя, несколько аспектов:
-негативное настроение, замкнутость, низкая адаптивность, высокая интенсивность и низкая ритмичность;
-адаптивность (определяется в терминах положительных/отрицательных реакций на новые стимулы);
-реактивность (реакция на различные по интенсивности раздражители);
-активность (частота и интенсивность двигательной активности);
регулирование внимания (которое включает в себя концепции отвлекаемости и настойчивости при выполнении заданий);
-общительность/позитивная эмоциональность (удовольствие от межличностных взаимодействий и выражение положительных эмоций).
Теоретические основы
Это можно понять с помощью следующих двух моделей:
Транзакционная модель подчеркивает двунаправленный характер взаимодействий между людьми и их окружением. В основе этого подхода лежит предположение, что ни индивид, ни окружающая среда не могут учитывать индивидуальные результаты. Вместо этого взаимодействие между индивидом и окружающей средой - транзакции между ними-определяют результаты, причем характеристики каждого из них влияют на характеристики другого.
Другими словами, развивающийся индивид является следствием взаимодействия между генетическим составом индивида и факторами окружающей среды.
Генетический состав человека определяет методы, с помощью которых окружающая среда влияет на рос. Напротив, развитие определяется тем, как окружающая среда влияет на генетику. Таким образом, развитие лучше всего понять, когда рассматриваются взаимоотношения между детьми и окружением и то, как они влияют на критические результаты ребенка, такие как качество связи между учителем и ребенком, например.
Модель экологического и динамического перехода учитывает аспекты транзакционной модели при переходе в школу, что примерно соответствует возрасту 4-7 лет. Согласно этой парадигме, эффективные переходы детей в школу определяются многими факторами и являются результатом сочетания особенностей ребенка и окружающей среды. Более того, эта парадигма утверждает, что взаимодействия между детьми и контекстами являются двунаправленными и постоянно изменяющимися, что имеет последствия для связей в развитии.
Учителя, в частности, влияют на детей, а дети, в свою очередь, влияют на отношение учителей. Со временем участники формируют ожидания и ведут себя в соответствии с этими ожиданиями, воплощая свои представления друг о друге в естественном поведении и взаимодействиях. Из этой парадигмы очевидно, что связи сами по себе являются важными результатами для изучения при исследовании детей в первые годы обучения в школе.
Биологические аспекты темперамента
Индивидуальные различия в темпераменте могут быть замечены в раннем возрасте, до того, как младенец подвергается значительной социализации. Поэтому обычно считается, что темперамент имеет биологическое происхождение. Действительно, исследования близнецов, семьи и усыновления указывают на наследственный компонент индивидуальных отклонений темперамента. Недавние исследования в области неврологии выявляют связи между архитектурой мозга и проявлением определенных черт темперамента.
Несмотря на предположения о том, что темперамент имеет конституциональное происхождение, также было продемонстрировано, что изменения характеристик темперамента с течением времени связаны с родительскими характеристиками, подразумевая, что социальный опыт также может влиять на то, как выражаются различные аспекты темперамента.
Стабильность темперамента
Исследования стабильности детского темперамента с течением времени, как правило, обнаруживали корреляции, которые варьируются в зависимости от возраста, пола, оцениваемых параметров темперамента, метода измерения темперамента, промежутка времени между оценками, значимых жизненных событий, происходящих между оценками, и характеристик выборки. Приор (992) отмечает, что кластеры темперамента (например, сложный/легкий) более стабильны во времени, чем отдельные измерения.
Факторы, влияющие на выражение темперамента
При изучении проявления темперамента ребенка необходимо учитывать пол, социально-экономическое положение и культуру/этническую принадлежность. Темперамент младенчества, по-видимому, не сильно отличается в зависимости от пола. Ранние половые различия наблюдаются у малышей младшего возраста и развиваются с возрастом, особенно в отношении уровня активности и негативной эмоциональности, причем у мальчиков их уровень выше, чем у девочек. Здесь также могут играть роль социальные факторы, поскольку парни с большей готовностью переносят определенное поведение, чем девочки.
Согласно исследованиям, непропорционально большой процент детей со сложным темпераментом происходит из семей с низким доходом, в то время как конкретные причины таких выводов неизвестны. Необходимость учета культурных элементов дополнительно подчеркивается исследованиями, показывающими, что люди из разных культурных слоев обычно по-разному отвечают на опросы о темпераменте, что приводит к различным профилям темперамента ребенка. Приор (992) утверждает, что разные культуры могут придавать разные значения одинаковым типам темперамента.
Клинические вмешательства
Согласно Сансону и Ротбарту (1995), родители должны быть чувствительными и гибкими во взаимодействии со своими детьми и приспосабливать свои родительские подходы к темпераменту своего ребенка. Это может быть особенно важно в младенчестве, когда навыки детей контролировать и изменять свои реакции ограничены. В последние годы были созданы программы обучения родителей, чтобы помочь родителям справиться с проблемным темпераментом ребенка.
Заключение
Таким образом, темперамент имеет биологическое происхождение и наследственный компонент. Стабильность темперамента с течением времени варьируется в зависимости от возраста, пола, оцениваемых параметров, метода измерения, значимых жизненных событий и характеристик выборки.
Связь между показателями темперамента и плохими результатами слаба в младенчестве, но усиливается со зрелостью. Соответствие - это соответствие между темпераментом ребенка и окружающей средой. Конкретные характеристики взаимодействия родителя/лица, осуществляющего уход, и ребенка могут смягчить связь между темпераментом ребенка и последующими психологическими/поведенческими проблемами.
Спасибо, что прочитали статью до конца!
Я так же планирую написать статьи на тему "Непреднамеренные травмы у детей" и "Нейроповеденческое развитие в младенчестве". Вообще много интересных мне тем, от "Исследование скорости дыхания тканей листьев цветочных почек и прорастающих семян" до "В чем разница между бензилом и фенилом", а также "Теория кристаллического поля" и прочее. Но прямо сейчас работаю над статьей про методы Бринеля и Виккерса.
Всем отличного настроения и хорошего дня!
Напишите в комментариях свое мнение по теме статьи, оставьте свои рекомендация и пожелания.
- Темперамент связан со свойствами нервной системы, что является врожденной характеристикой, - объясняет Елена Лебедева, доцент кафедры общей и прикладной психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина. - Важно помнить, что в «чистом» виде темпераменты практически не встречаются, но ориентироваться на какие-то обобщенные характеристики все же можно.
Если ваш малыш холерик - ему подходит определение «быстрый». Он быстро реагирует на происходящее, активен, эмоционален. Быстро вспыхивает, раздражается, громко плачет и громко веселится. Его достаточно просто переключить с одного дела на другое, любит яркие игрушки, динамичные игры. Но маловероятно, что его можно заинтересовать какой-нибудь кропотливой деятельностью, требующей внимания к деталям и достаточно длительного времени для достижения конечного результата. Однако это может стать любимым времяпровождение для малыша с другим типом темперамента - флегматичным.
Да. спасибо за отклик!!
Если лучше понимать ребёнка, то с ним будет проще!
Это верно!
Интересно было почитать
Только определить темперамент ребенка, узнать его характеристики и научиться лучше понимать ребенка