El
El Подписчиков: 4

'Байденомика' выходит на мировой уровень. Мир настроен скептически. Часть 1

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

'Байденомика' выходит на мировой уровень. Мир настроен скептически. Часть 1

На этой неделе президент США Джо Байден отправляется в Индию с редкой для американских лидеров задачей - обхаживать развивающиеся страны.

Поездка Байдена на встречу G20 в Нью-Дели знаменует собой наиболее согласованные за последние десятилетия усилия США по завоеванию благосклонности так называемых развивающихся стран - более 70 государств, расположенных в основном в Южном полушарии, с высоким долговым бременем и уровнем бедности.

Эти страны, долгое время игнорируемые Вашингтоном, имеют решающее значение для экономической программы Байдена. Ему необходимо расширить торговлю со многими из них - от Боливии до Индонезии и Демократической Республики Конго - для получения сырья и комплектующих, необходимых для возрождения отечественного производства. Кроме того, ему понадобится их поддержка в его кампании по переписыванию правил мировой экономики, чтобы поощрять справедливую торговлю между демократическими странами и наказывать государственную промышленность Китая.

План Байдена состоит в том, чтобы перекупить их. Администрация считает, что США и другие западные страны - не говоря уже об их финансовых институтах - должны увеличить финансирование инфраструктурных проектов в развивающихся странах. Это, как надеются в администрации, станет авансом, который удержит эти страны от дальнейшего сближения с Пекином, даже в отсутствие традиционных торговых переговоров, от которых Байден уклоняется с момента вступления в должность.

Как заявил журналистам советник по национальной безопасности Джейк Салливан во время августовского просмотра поездки на G20, администрация "стремится повысить ценность своего предложения" для развивающихся стран, "в основном за счет инвестиций в те вещи, которые нужны этим странам", такие как дороги, порты и инфраструктура чистой энергии.

Эта стратегия, ориентированная на инвестиции, знаменует собой резкий отход от десятилетий экономической политики США, которая в основном была направлена на устранение тарифов и других торговых барьеров в надежде на то, что частные американские компании придут в бедные страны и проведут там индустриализацию. Именно такая идея лежала в основе создания Всемирной торговой организации на рубеже веков, однако, по мнению представителей администрации, эта программа уже исчерпала себя.

"Мы не считаем тарифы основой торговой политики. Мы не считаем торговую политику основой международной экономической политики", - заявил заместитель советника по национальной безопасности по международным экономическим вопросам Майк Пайл, выступая в конце июня в Фонде Карнеги. "Как повестка дня в других индустриальных экономиках начинается с инвестиций, так и повестка дня в развивающихся странах начинается с инвестиций".

Пекин работает по этой схеме уже более десяти лет. В рамках своей инициативы "Пояс и путь" Китай вложил триллион долларов в инфраструктурные проекты и проекты развития в более чем 130 странах мира, создавая не только порты и мосты, но и добрую волю между многими странами.

"Мы начинаем со значительным дефицитом" по сравнению с Китаем, - говорит бывший руководитель отдела международной экономики СНБ при Байдене Питер Харрелл. "В течение многих лет правительство США не уделяло должного внимания развивающимся странам".

Такая ситуация заставляет чиновников, отвечающих за национальную безопасность, опасаться, что многие страны мира встанут на сторону Пекина в повседневной торговле и во время кризиса - например, в случае будущего конфликта в Тайваньском проливе. Отказ многих развивающихся стран встать на сторону Украины после проведения СВО России только усилил эти опасения.

"Отсутствие поддержки Украины и противодействия России со стороны [развивающихся стран] действительно закрепило в сознании администрации мысль о необходимости вести активную работу по налаживанию отношений", - сказал Харрелл, который входил в состав СНБ в период начала войны с Россией, а осенью прошлого года покинул свой пост.

Администрация заявляет, что у нее есть план. На G20 Байден изложит намерение предоставить сотни миллиардов долларов развивающимся странам путем реформирования Всемирного банка, Международного валютного фонда и привлечения частных средств в инфраструктурные проекты. Предполагается, что за счет сравнительно небольших американских инвестиций - 3 млрд. Долларов, которые Байден запросил у Конгресса в прошлом месяце, - США смогут превратить эти институты в жизнеспособную альтернативу "принудительному" кредитованию Китая в рамках инициативы "Пояс и путь".

"В совокупности наши предложения по МВФ и Всемирному банку позволят привлечь около 50 млрд. Долл. в виде кредитов для стран со средним уровнем дохода и бедных стран только из США", - сказал Салливан. "А поскольку мы ожидаем, что наши союзники и партнеры также внесут свой вклад, мы видим, что эти предложения в конечном итоге позволят привлечь более 200 млрд. Долл.".

Однако экономисты и дипломаты из развивающихся стран, опрошенные POLITICO, выразили глубокий скептицизм в отношении намерений США. Многие критики указывают на то, что западное финансирование - даже после того, как его увеличит Байден, - не приблизится к триллионам долларов, которые необходимы развивающимся странам для борьбы с изменением климата. И хотя многие мировые правительства публично хвалят новую программу Байдена, во многих ключевых торговых партнерах все еще сохраняется неприязнь к Всемирному банку и МВФ, после того как эти организации в течение десятилетий навязывали жесткую экономию многим развивающимся странам.

Во многих развивающихся странах "пакеты МВФ и Всемирного банка воспринимаются не очень позитивно", - заявил один из представителей экономического сообщества Юго-Восточной Азии, получивший анонимность, чтобы откровенно высказаться о планах Байдена. "Все это связано с очень тяжелыми обязательствами, которые свяжут нам руки в плане управления [прямыми иностранными инвестициями], денежно-кредитной политики и налогов".

И даже приветствуя планы Байдена, многие лидеры развивающихся стран подчеркивают, что они хотят играть более значительную роль в новой экономике, чем просто поставлять сырье и быть получателями западной помощи. Они жалуются, что новый подход Байдена к развитию по-прежнему рассматривает их как получателей западного капитала и технологий, а не как помощь в создании собственного внутреннего потенциала.

"Я скажу, что для многих государств Юго-Восточной Азии мы хотим не просто экспортировать сырье. Мы хотели бы укрепить наш производственный сектор", - заявил заместитель министра торговли Малайзии Лью Чин Тонг (Liew Chin Tong) в июне этого года на торговой встрече в Детройте в интервью POLITICO. "Мы с удовольствием вступаем в дискуссии о цепочках поставок, но мы не хотим, чтобы нас рассматривали только как экспортера сырья".

Прошлое: свободная торговля как развитие

Новые инициативы Байдена в области торговли и развития призваны заменить полувековую экономическую политику, которую ученые называют неолиберальной: жесткая экономия, снижение торговых барьеров и свободное перемещение капитала через границы.

Именно эти ценности лежали в основе многочисленных торговых соглашений США со времен Никсона до Обамы - соглашений, которые в основном были направлены на снижение тарифов и торговых барьеров как в США, так и за рубежом. Идея заключалась в том, чтобы снизить цены для американских потребителей за счет стимулирования более дешевого производства в других странах.

Аналогичную позицию заняли и западные институты развития. На протяжении десятилетий помощь и кредиты, предоставляемые Всемирным банком и Международным валютным фондом, зависели от проведения странами-получателями рыночных реформ. Это могло включать в себя требования сократить расходы на социальные нужды или приватизировать государственные компании. Такие условия были сформулированы как необходимые реформы для обеспечения экономического роста и погашения кредитов, однако многие страны попали в долговую спираль. Не имея возможности обеспечить рост экономики, достаточный для погашения кредитов, они вскоре вынуждены были обращаться за дополнительным экстренным финансированием, которое, в свою очередь, сопровождалось новыми условиями.

Эта критика, которая когда-то была прерогативой левых академиков и антиглобализационных протестов, теперь лежит в основе экономической политики администрации Байдена.

"В 80-е и 90-е годы во Всемирном банке и МВФ существовала реальная точка зрения и тенденция сосредоточиться на таких вещах, как приватизация, на таких вещах, как меры жесткой бюджетной экономии, даже за счет социальных программ", - сказал один из высокопоставленных чиновников Белого дома, получивший анонимность для обсуждения политических планов. "Это было настоящим вызовом для этих институтов, поскольку доходило до того, что страны не хотели брать у них кредиты из-за подобных условий".

Недоброжелательность западной торговой политики и институтов развития - одна из ключевых причин успеха китайской инициативы "Пояс и путь". Хотя многие китайские кредиты сопровождались более высокими процентами и непрозрачными условиями для заемщиков, многие страны предпочли их серьезным реформам, которых требовали западные страны.

"Стратегическое соперничество с Китаем - это та линза, через которую эта администрация видит все, хорошо это или плохо", - говорит Мэтт Дасс, бывший советник по внешней политике сенатора Берни Сандерса (I-Vt.), ныне работающий в Центре международной политики. "Они признают, что отчасти причина того, что Китай так эффективно пробивает себе дорогу и налаживает отношения со многими странами Глобального Юга, заключается в том, что он предложил альтернативу тому, что считается довольно обременительным набором условий со стороны МВФ и Всемирного банка".

Теперь, когда инициатива "Пояс и путь" охватывает более 130 стран, даже американские законодатели, поддерживавшие неолиберальную политику на протяжении десятилетий, задаются вопросом, не обернулись ли эти условия против них.

"Если Китай предлагает не требовать реформ, а просто сказать: вот деньги, вот инвестиции, а наше предложение заключается в том, что, как только мы поможем вам улучшить все эти аспекты, мы будем открыты для взаимодействия... мы будем все больше и больше отставать", - заявил в июле на жарких слушаниях в сенатском комитете по международным отношениям сенатор от Вирджинии Тим Кейн, кандидат в вице-президенты от демократов в 2016 году.

Неолиберальная политика имела последствия и для США: она разрушила производственные центры в США, что привело к лишениям и популистской реакции, а также сделала американские цепочки поставок уязвимыми для сбоев, вызванных пандемией Ковида и войной в России. Команда Байдена решительно заявила, что хочет изменить эту динамику, причем все - от Салливана до главы торгового ведомства Кэтрин Тай - заявили о прекращении "вашингтонского консенсуса" в области свободной торговли и развития и о намерении разработать "новый экономический мировой порядок".

Вместо того чтобы отдавать приоритет реформам свободного рынка в развивающихся странах, команда Байдена теперь больше заинтересована в том, чтобы они сотрудничали с западными правительствами и финансовыми институтами в проектах, направленных на борьбу с изменением климата и создание новых цепочек поставок за пределами Китая - или и то, и другое. Старые условия неолиберализма - приватизация и жесткая экономия - уступают место новым условиям нового экономического порядка, предложенного Байденом, а именно: действиям по защите климата, устойчивости к пандемиям и отказу от автократии китайского типа.

Понравилась публикация?
7 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Киев предлагает создать на Донбассе демилитаризованную свободную экономическую зону

Несколько неожиданное предложение поступило от Украины западным странам: Киев посчитал возможным создать в ДНР свободную экономическую зону, причем демилитаризованную (что бы это ни значило). https://www.

Киев предлагает создать на Донбассе демилитаризованную свободную экономическую зону

Несколько неожиданное предложение поступило от Украины западным странам: Киев посчитал возможным создать в ДНР свободную экономическую зону, причем демилитаризованную (что бы это ни значило). https://www.

Путин обещает исчезновение бедности к 2036

Мечтатели и маги: как к 2036 году бедность в России испарится по мановению волшебной палочки О, великий провидец нашего времени, Владимир Путин, вновь порадовал нас своим безграничным оптимизмом!

Раньше гнали тонны, теперь делают умно. Что на самом деле происходит с пищей в России

Может быть Вы уже знаете, что производство продуктов питания в России в 2025 году впервые за 15 лет показало снижение. Но означает ли это, что отрасль находится в кризисе? Эксперты считают, что нет. Скорее,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы