El
El Подписчиков: 4

'Байденомика' выходит на мировой уровень. Мир настроен скептически. Часть 2

4 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

'Байденомика' выходит на мировой уровень. Мир настроен скептически. Часть 2

"У нас произошел настоящий поворот", - сказал высокопоставленный представитель Белого дома. "Я думаю, что подход МВФ к этим программам и Всемирного банка к этим программам действительно отличается от того, что было в 90-е годы".

План Байдена по изменению неолиберальной практики развития можно охарактеризовать одним термином: "де-рискинг".

В американских СМИ термин "дерискейтинг" чаще всего используется для описания стремления Байдена вывести цепочки поставок из Китая, что позволит снизить риск сбоев в ходе конфликта или кризиса.

Однако этот термин имеет более широкое значение, когда речь идет о развитии и промышленной политике. В данном случае де-рискинг означает снижение рисков, которые представляют собой инвестиции в развивающиеся страны для частных западных финансовых институтов. Если строительство дороги или моста в развивающейся стране может представлять слишком большой риск, чтобы заинтересовать западные банки, то внешнее финансирование - со стороны правительства, многостороннего банка развития или обоих - может сделать инвестиции менее рискованными и побудить их открыть свои кошельки.

По словам представителя Белого дома, такой подход предполагает "предоставление денег из государственного сектора для снижения стоимости и риска кредитования частного сектора". "Так что это, безусловно, один из элементов нашей стратегии, но не единственный".

По словам румынского экономиста Даниэлы Габор, профессора Университета Западной Англии-Бристоля, которая много писала на эту тему, концепция снижения рисков зародилась в сфере международного развития. Однако в последнее время она получила широкое распространение среди западных лидеров, таких как Байден и президент Франции Эммануэль Макрон, которые рассматривают ее как движущую силу возрожденной промышленной политики.

В широком смысле, снижение рисков - это основная логика закона Байдена "О снижении инфляции". Предлагая щедрые налоговые льготы на продукцию, работающую на чистой энергии, и дополнительные стимулы для выплаты более высокой заработной платы, использования деталей американского производства и размещения проектов в неблагополучных районах, закон стремится подкупить частные банки, чтобы они потратили триллионы долларов на проекты в области чистой энергии.

По словам Габора и его коллеги-экономиста Ндонго Самба Силлы, снижение рисков - это "идея о том, что национальные правительства должны играть активную роль в мобилизации частного капитала, особенно капитала инвесторов из стран Глобального Севера, для реализации "зеленых" проектов".

Некоторые аспекты снижения рисков - например, государственно-частное партнерство - всегда были характерны для западной помощи развитию. Однако команда Байдена видит более целенаправленную роль государства в направлении этого капитала на достижение желаемых целей - адаптацию к климату, предотвращение пандемий и другие аспекты Целей устойчивого развития ООН.

Для этого Байден надеется провести реструктуризацию многосторонних институтов развития, таких как Всемирный банк. Являясь крупнейшим акционером банка, США имеют огромное влияние на эту организацию, хотя в ее работе также принимают участие представители Европы и Китая, который является третьим по величине акционером банка.

Реформирование многосторонних банков развития "действительно станет основной частью того, о чем мы говорим на G20, частью нашего ценностного предложения, - сказал высокопоставленный представитель Белого дома, - и цель состоит в том, чтобы в конечном итоге сделать банки лучше, крупнее и способными более эффективно добиваться результатов".

Один из основных компонентов проекта реформ Байдена сформировался в начале этого года, когда США продвинули кандидатуру нового президента Всемирного банка - бывшего генерального директора Mastercard Аджая Банга. Считается, что он более благосклонен к программе Байдена - в частности, к климатическим мерам - чем бывший президент банка Дэвид Малпасс, ставленник Трампа, который публично подвергал сомнению научные данные о климате.

"Мы помогли провести смену руководства во Всемирном банке и назначили нового президента Аджая Бангу, который очень привержен повестке дня [Байдена] и стремится восстановить ключевые институты, когда речь идет о предоставлении помощи странам по всему миру", - сказал высокопоставленный представитель Белого дома.

За счет снижения риска частных инвестиций и использования государственных средств во Всемирном банке администрация надеется высвободить сотни миллиардов долларов для финансирования развития при сравнительно небольшом вкладе американских налогоплательщиков. В рамках этой инициативы Всемирный банк начал активнее использовать свой баланс, чтобы многократно увеличить отдачу от взносов. Это, наряду с частными инвестициями и вкладом других стран, может помочь наверстать упущенное в результате китайской инициативы "Пояс и путь".

Администрация настаивает на том, что ее программа действий в отношении развивающихся стран включает в себя не только снижение рисков. Официальные лица отмечают, что многие из их планов в отношении Всемирного банка, МВФ и других институтов будут связаны с более традиционными формами помощи развитию.

"Мы многое делаем в этом направлении - включая многие предложения президента, на которые мы запросили ассигнования у Конгресса, - и это не только мобилизация частного сектора", - сказал представитель Белого дома. "На самом деле, мы получаем большие возможности для мобилизации 25 млрд. Долл. от Всемирного банка и 21 млрд. Долл. от МВФ, которые в основном будут направлены на поддержку проектов правительства и государственного сектора, не обязательно частного сектора, и на прямое кредитование стран. Это должно стать важным компонентом наряду с частными инфраструктурными проектами, на которые мы ориентируемся".

В стремлении Байдена вновь привлечь к сотрудничеству развивающиеся страны есть ряд подводных камней - от вопросов масштаба до искренности его намерений.

Некоторые считают, что эти планы просто недостаточно амбициозны. При подписании Парижских климатических соглашений в 2015 году промышленно развитые страны обязались ежегодно выделять развивающимся государствам 100 млрд. Долл. на помощь в развитии экологически чистой энергетики и подготовке стран к последствиям изменения климата. Даже если все планы Байдена пойдут по плану, ежегодные взносы не достигнут этого уровня. Президент Африканского банка развития Акинвуми Айодеджи Адесина подчеркнул это несоответствие на этой неделе на Африканском климатическом саммите в Кении, заявив, что "развитые экономики должны выполнить свои обязательства по предоставлению 100 млрд. Долл. в год на финансирование климатических программ".

"Байден подал дополнительный запрос на увеличение финансирования, и это заслуживает похвалы", - сказал Набиль Ахмед, руководитель отдела глобальной экономики в гуманитарной организации Oxfam. "Но в целом это все равно не соответствует тому, что необходимо для... выполнения миссии Банка".

Администрация говорит, что с чего-то надо начинать. Усилия администрации - 3 млрд. Долл., которые Байден запросил у Конгресса, а также новое разрешение на кредитование МВФ - являются "авансом" за будущие усилия, сказал представитель СНБ Пайл. Кроме того, администрация пообещала предпринять новые усилия по облегчению долгового бремени правительств, испытывающих трудности с выплатами кредиторам после пандемии Ковида. Кроме того, администрация поддержала усилия по расширению влияния развивающихся стран в МВФ, добавив нового председателя в его совет директоров.

Даже если средства будут выделены, есть сомнения в том, что программа Байдена по снижению рисков действительно поможет другим странам индустриализироваться. По словам Габора, программа в целом не включает в себя планов по передаче развивающимся странам технологий "зеленой" энергетики, и они все равно останутся потребителями западного финансирования и технологий, вместо того чтобы развивать свои собственные.

Например, в Африке есть страны, которые знают, что Китай передает им технологии для поддержки местного развития "зеленой" промышленности, в то время как США не делают этого в систематическом масштабе", - сказал Габор.

Такова общая озабоченность таких официальных лиц, как министр торговли Малайзии и других стран, которые в начале лета заявили администрации, что они тоже хотят развивать отечественную промышленность.

"Мы хотим, чтобы производство велось на Филиппинах", - сказал Альфредо Паскуаль, министр торговли и промышленности Филиппин, который заявил POLITICO на заседании Индо-Тихоокеанской экономической рамочной программы в июне, что он хочет производить и экспортировать готовую продукцию, а не только сырье для западных заводов.

В последние месяцы эта мысль звучит по всему миру.

Африканские страны "уже являются ключевыми игроками в добыче этих полезных ископаемых, но большая часть более дорогостоящей плавки, добычи, переработки и даже производства автомобилей происходит в других странах", - заявил президент Кении Уильям Руто, открывая на этой неделе в Найроби Африканский климатический саммит. "То, что мы сегодня продаем за 11 млрд. Долларов, может стать 7 трлн. Долларов, если мы выйдем на правильную траекторию".

Другие с недоверием смотрят на то, что Байден просит 3 млрд. Долл. для запуска своей программы развития после того, как он потратил десятки миллиардов долларов на помощь Украине - еще до начала восстановления этой страны. По их словам, развивающимся странам не было предложено такой щедрости для помощи в борьбе с пандемией или для удовлетворения других насущных потребностей.

Развитые страны "могут мобилизовать триллионы, необходимые для реагирования, когда захотят", - сказал Ахмед, - "поэтому действительно наблюдается отсутствие согласованности действий".

Многие критики также опасаются, что новые инициативы Байдена в области развития не будут сильно отличаться от прошлых. Даже признавая провал политики жесткой экономии, связанной с предыдущими программами Всемирного банка и МВФ, администрация подчеркивает, что новые проекты по-прежнему будут содержать множество условий для принимающих стран по таким темам, как борьба с коррупцией, прозрачность и другие вопросы управления.

"Байден говорит о расходах на общественные блага, но на каждый доллар, который МВФ поощряет бедные страны тратить на общественные блага, он говорит им сократить в четыре раза больше в рамках политики жесткой экономии", - сказал Ахмед, цитируя недавнее исследование Oxfam. "США проводят более прогрессивную экономическую политику у себя дома и в то же время штампуют жесткую экономию за рубежом, и это огромное противоречие, которое необходимо разрешить".

Эти критики беспокоятся и о более глубокой проблеме - о том, что новая политика Байдена в области развития будет просто навязывать иные, "зеленые" условия предоставления помощи. Такую концепцию экономисты, подобные Габору, называют "зеленой шоковой терапией" - по аналогии с быстрыми неолиберальными "шоковыми" реформами, которые западные институты навязали развивающимся странам.

"Меня беспокоит в МВФ не то, что он не готов выполнять геополитические обещания администрации Байдена, - говорит Габор, - а то, что он станет инструментом принуждения развивающихся стран к беспорядочной декарбонизации".

По словам Габора, некоторые из этих опасений могут реализоваться в Пакистане, где правительство недавно сократило субсидии на топливо, пытаясь добиться спасения от МВФ.

"МВФ настаивает на сокращении субсидий на ископаемое топливо", - сказал Габор. "Это очень важные субсидии - не для промышленного развития, хотя и оно является его частью, - но очень важные субсидии для уровня жизни в нижней части распределения доходов".

МВФ отвергает критику в адрес новых "зеленых условий" предоставления кредитов, заявляя, что он всегда предусматривал в пакетах кредитования реформирование субсидий на ископаемое топливо, подобных тем, что существуют в Пакистане. Представитель Фонда заявил, что Фонд принял "беспрецедентные" меры в ответ на войну Ковида и России, одобрив с марта 2020 года предоставление кредитов на сумму более 300 млрд. Долл. 96 государствам, включая 57 стран с низким уровнем дохода.

"Мы изучаем возможность реформирования нашего кредитного инструментария, в том числе корректировки инструментов предосторожности, чтобы лучше соответствовать потребностям наших членов", - сказал пресс-секретарь. Мы также рассматриваем возможности более полного учета того, как изменение климата влияет на приемлемость уровня долга, и усиления поддержки стран, пострадавших от климатических потрясений".

Для таких экономистов, как Габор, это объяснение не имеет смысла.

"МВФ всегда говорит, что существует определенная целевая поддержка беднейших слоев населения, но, по моему исследовательскому опыту, любая из этих мер на практике обычно означает некоторую потерю поддержки для бедных", - говорит она. "Это не улучшает и даже не сохраняет их существующее положение. Поэтому я отношусь к этому скептически".

Тем не менее, администрация настаивает на том, что ее усилия приветствуются торговыми партнерами по всему миру - они хотят, чтобы США вновь стали альтернативой Китаю.

"Мы слышим от представителей развивающихся стран и стран с формирующимся рынком, а также из других стран мира, что они хотят сотрудничать и хотят, чтобы Америка была лидером в этой области", - сказал представитель Белого дома.

Степень этой поддержки скоро станет очевидной. После того как Байден изложит свои реформы в области развития на G20, он вскоре примет лидеров многих торговых партнеров в Сан-Франциско на саммите форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в ноябре. Именно в это время администрация надеется завершить работу над общими контурами своей Индо-Тихоокеанской экономической рамочной программы, а также пообщаться с председателем КНР Си Цзиньпином по поводу кредитования его страны - если он решит принять участие в форуме. Сторонники программы Байдена в США надеются, что торговые партнеры, по крайней мере, воспримут усилия администрации как первую, добросовестную попытку исправить проблемы, к которым привела предыдущая политика США.

"Реформирование этих институтов - большая работа", - сказал Дасс. "Так что это как бы первый шаг к признанию того, что у вас есть проблема".

Понравилась публикация?
6 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Киев предлагает создать на Донбассе демилитаризованную свободную экономическую зону

Несколько неожиданное предложение поступило от Украины западным странам: Киев посчитал возможным создать в ДНР свободную экономическую зону, причем демилитаризованную (что бы это ни значило). https://www.

Киев предлагает создать на Донбассе демилитаризованную свободную экономическую зону

Несколько неожиданное предложение поступило от Украины западным странам: Киев посчитал возможным создать в ДНР свободную экономическую зону, причем демилитаризованную (что бы это ни значило). https://www.

Путин обещает исчезновение бедности к 2036

Мечтатели и маги: как к 2036 году бедность в России испарится по мановению волшебной палочки О, великий провидец нашего времени, Владимир Путин, вновь порадовал нас своим безграничным оптимизмом!

Раньше гнали тонны, теперь делают умно. Что на самом деле происходит с пищей в России

Может быть Вы уже знаете, что производство продуктов питания в России в 2025 году впервые за 15 лет показало снижение. Но означает ли это, что отрасль находится в кризисе? Эксперты считают, что нет. Скорее,
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы