Кассеты, бобины, винил, патефон или как и на чем в СССР слушали музыку
В нашем, современном мире продвинутых технологий каждый может себе позволить слушать музыку: какую захочет, когда захочет и где захочет. Сотовый телефон, гаджеты в полном доступе у большинства. Конечно же, так было не всегда, но даже выросшие при Советском Союзе люди редко вспоминают, как они мотали плёнки, привинчивали ручки к патефону и собирались на дискотеку к единственному владельцу магнитофона на улице.
Давайте вспомним истории прошедших дней, поговорим о том, как слушали музыку во времена СССР. Вспомним, на чём её слушали, как записывали понравившиеся песни и как потом переписывали их на другие носители музыки.
Как и на чём слушали музыку?

Нельзя сказать, что в СССР музыка, производимая техникой, была чем-то необходимым или естественным для быта обычного человека. Наоборот, музыка в те годы считалась «допустимым изыском» или предметом роскоши. Оно и ясно – в послевоенные годы редко кто мог себе позволить граммофон, да и не о музыке тогда волновались люди.
К тому же у большинства было радио, по которому вещали и новости, и песни пионерского хора, и необходимую информацию, а на праздники и «гулянки» наши молодые бабушки и дедушки собирались у чьего-то двора и пели под гармонь и гитару. Но представьте, какого было повторно прослушивать полюбившуюся запись желанного концерта, а не прокручивать по памяти из раза в раз частично забытые куплеты? Не у каждого была возможность побывать на мероприятии, а узнать, что было и как, очень хотелось. Таким образом, в быт советского человека постепенно начала врываться и приниматься массами на ура музыкальная техника.
Патефон
У особенно богатых людей заместо патефонов были граммофоны – они были коллекционным достоянием, привезённым из-за границы, а потому очень ценились. Патефоном звался механизм, который был помещён в большой ящик, чаще всего окрашенный в невзрачные цвета: чёрный, коричневый, иногда красный или синий. Своей конструкцией патефон сильно схож с граммофоном, с разницей лишь в выводе звука — у граммофона для этого предназначена труба, у патефона же рупор меньше и вставлен в корпус; да и формой – патефон компактнее, выполнен в форме чемоданчика.

Для прослушивания музыки через патефон нужно было положить пластинку на диск и завести инструмент – покрутить ручку, она хранилась в специальном отсеке «чемоданчика» и вставлялась в небольшое углубление сбоку. Обычно пластинки хранились отдельно, но у некоторых патефонов в крышке был «кармашек», куда можно было её положить.
Редкий человек был обладателем этого «чудо-механизма», а потому, стоило только заиграть музыке, как вокруг дома собирались люди, чтобы вдоволь насладиться музыкой 50-х. Молодёжь специально выбирала подходящие пластинки, договаривалась о встрече и, серьёзно подготовившись, устраивала дискотеки почти до самой ночи. И хоть патефоны не отличались хорошим качеством звука – музыка на них была приглушённой и зачастую с небольшим дребезжанием и шумом, это не мешало ею наслаждаться.
Проигрыватели
Можно сказать, что проигрыватели – это просто улучшенная версия патефонов с небольшими изменениями в пользовании. В отличие от патефонов, звук в проигрывателе был гораздо чище и приятней – этому способствовало встроенные электрические усилители. Другим плюсом считалась длительность музыки – виниловая пластинка пела 60 минут. И всё же, несмотря на такие плюсы, виниловыми проигрывателями пользовались нечасто.
Хороших пластинок с качественным звуком было не сыскать днём с огнём, а имеющиеся не сильно отличались по звуку от патефона. Тайный импорт пластинок из-за границы был делом редким и крайне дорогим, а потому этот аппарат зачастую стоял либо для поддержания престижности обладателя, либо для собирания слоя пыли.

Первые проигрыватели были встроены в радиолы, и до 70-х годов чаще встречались именно они: и радио, и динамик, и вертушка – и всё в одном большом массивном ящике. Немаловажным плюсом была длительность музыки. Проигрыватели были «долгоиграющими» и пели многим дольше патефонов – до 40 минут. Стоит отметить, что люди отдавали большее предпочтение прибалтийским моделям – они реже «слетали».
Через несколько лет проигрыватели стали выпускать отдельно от радиол, а ещё позже – даже на батарейках. Такие проигрыватели пользовались гораздо большим спросом, но для них тоже требовались пластинки и с, желательно, хорошим звуком. Проигрыватели почти полностью заменили патефон к 1950-м годам. К 70-м годам качество пластинок в СССР намного улучшилось, ассортимент расширился, а также стали выпускать пластинки для экспорта.
Магнитофоны бобинные
Следующий рывок в области аудиотехники произошёл в 1970-х годах и отличился от всех предыдущих, и о нём, несомненно, помнят многие: бобинные или, как их ещё называют, катушечные магнитофоны. Наряду с пластинками стали активно поступать на рынок магнитные ленты. И, хотя эти магнитофоны продавались ещё до 70-х годов, особым спросом они не пользовались. Первые магнитофоны появились на рынке ещё в 50-х годах, но они были слишком дорогими – после войны такую роскошь люди не могли себе позволить.

Звук в бобинниках был лучше, чем на пластинках патефона или проигрывателя, а длительность записи зависела от длины плёнки. Например, плёнки длиной 180 м хватало на 2 часа медленной скорости. Однако, из-за такого количества плёнки, бобины получались громоздкими, под стать магнитофону. Такую громоздкую технику использовали в основном на дискотеках или в киностудиях.
Кассетные магнитофоны
Для простого обывателя пришёлся по нраву один из самых удобных творений аудиотехники – кассетный магнитофон, вышедший в массовые продажи в конце 70-х. Принцип работы кассетников тот же, что и у катушечников – запись звука на магнитной ленте, только кассеты были меньше и удобнее – диски с магнитной плёнкой спрятаны в пластиковой коробочке с двумя отверстиями. Лучшей плёнкой считалась хромовая, но самой распространённой – покрытая окисью железа.
Самыми ходовыми были модели магнитофонов «электроника» и «маяк». Также были и другие модели, но принцип работы у всех в основном был одинаков: нажатием на кнопку открывали кассетник, вставляли кассету, закрывали нажатием на эту же кнопку, либо можно было вручную закрыть кассетник и, нажав на кнопку «пуск» запускали кассету в работу. Играла музыка. При помощи двух кнопок со стрелками вправо и влево производилась перемотка плёнки назад или вперёд. Была также кнопка «стоп» для остановки мелодии.
Как записывали и копировали музыку
Очень удобны были двухкассетники. В этих магнитофонах можно было записывать музыку с кассеты на кассету. В первый кассетник вставляли кассету с понравившейся музыкой, а во второй – чистую, нажималась кнопка «запись» и музыка копировалась на чистую кассету. На однокассетниках использовали в этих случаях специальный шнур, который присоединяли к другому однокассетнику и таким образом также копировали музыку.
Можно было записывать собственные сборники при помощи радиоприёмника, встроенного в магнитофон. Главное — чисто поймать волну, чтобы запись было приятно слушать и при первых услышанных нотах нажать кнопку «запись». Такие кассеты подписывались вручную и составляли гордость для меломанов: ведь это собственноручно записанная музыка, подобранная по своему вкусу.
Магнитофоны стали очень популярны среди молодёжи, так как техника могла работать также на батарейках. За счёт своего удобства и компактности их можно было брать с собой на природу или на вечернюю прогулку. Эта техника встречается у многих на дачах по сей день и исправно работает.
По материалам: adobe-master.ru
ДРУГИЕ СТАТЬИ
ОСАГО 2023: Что делать если страховая занизила выплату по ОСАГО?
Опекунство или как оформить опеку над пожилым человеком. Документы, оформление, обязанности опекуна
эх было же раньше время.классно
Верхом желания, конечно, были японские магнитофоны — Sharp, Sony, Panasonic. Они горделиво стояли на полках комиссионок, красуясь умопомрачительными ценниками. От советских собратьев они отличались за версту броским дизайном, а главное, многие из них были двух кассетными — необычайная редкость для советской техники, которая очень ценилась в годы перезаписи с кассеты на кассету.
Ух, ты! Если Sharp, Sony, Panasonic стоили дорого по меркам тех лет, а Telefunken HIFI Studio 1 вообще наверно, был несбыточной мечтой из-за своей дорогой стоимости.
Я не помню. Увлёкся в начале нулевых. Лучшими кассетниками считаются накамичи, у меня Nakamichi ZX-7, приобрел в Калининграде лет 20-ть назад за 16 000, сейчас цена "немножко" подросла, примерно 160 000...
Спасибо, Аркадий. А подскажите пожалуйста, столько лет прошло, магнитофон еще работает? И если сломается, отремонтировать его смогут? Или уже просто как раритет стоит? Простите мою тупость, просто интересно. У меня у самой был простенький "Электроника". Так он уже давным-давно сломался и мы его выбросили.
Работает.
Я сам ремонтирую аппаратуру, образование и опыт "не тренера" позволяют...
У меня весьма неплохая аудиосистема.
Здорово! Хорошо, когда у мужчины голова и руки, растут оттуда, откуда нужно. Заходите еще, буду рада общению.
Хорошего вам вечера!
Случаются иногда такие дефекты, редко, но бывают
"Дефект" просто супер! Мечтаю сына с такими же "дефектами" вырастить. Но вы правы в одном - редко стали встречаться такие мужчины. Например, муж моей подруги сам звонит в организацию "муж на час", когда нужно что-то по дому выполнить: полочку прикрепить или кран отремонтировать. А уж если ему паяльник в руки дать, вообще не поймет, что с ним делать, скорее всего. По профессии - программист. И не потому, что времени нет, а просто потому, что не умеет. Сам признается, что "рукожоп".
Цифра во многом снизила интерес к музыке - вспомните, когда вы слушали цифру не занимаясь чем-нибудь еще? С аналогом все куда интереснее - нужно "поработать", прежде, чем начнется музыка. Проверить тонарм, поставить иглу в нужное место или заправить ленту, вставить кассету, перемотать и т.п.
Согласна. А так же крутили кассеты на карандашах, чтобы не садить батарейку попусту.
Ностальгия - хорошее чувство
Интересная тема. Я себя могу смело отнести к любителям музыки и хорошей аппаратуры. Точно дату не помню, помню, примерно в середине 60-х годов прошлого века, мне подарили первый мой проигрыватель. Был он ламповый. Пластинки у нас были ещё стеклянные от патефона на 78 об/мин. Патефон я долго хранил, но увы мои родители его отдали , когда я учился в ВУЗе.
Сам я покупал аппаратуру всегда нулевого класса, правда произведённую в СССР.
Были и катушечные магнитоприставки "Электроника", были и кассетные "Маяк".
Винила у меня и сейчас около 300 пластинок, кассет около сотни. Компакт дисков не счесть.....Слушаю я сейчас музыку практически только в машине. Дома бываю поздно, хотя есть ламповые усилители и хорошая вертушка. Работа отнимает много времени....Но по праздникам, возле камина, с женой и младшим ребёнком собираемся и слушаем музыку.....
На старой аппаратуре? Или на современной?
А мне вот не довелось послушать, как звучит музыка на патефоне. Я его только в старых фильмах по телевизору видела.
Вам как женщине это интересно или вы во всём этом дока.....
Я вообще люблю музыку. Ехала сегодня в машине и слушала магнитолу. Попала на передачу в которой рассказывали как раз о том, как слушали музыку во времена СССР. Мне стало интересно А остальное Гугл в помощь.
Да катушечник Akai!
И оставь себе Funai!