Украинские колл центры. Их структура и задачи
Краткое содержание :
Рост числа мошенничеств и диверсий
За последний год наблюдается значительный прирост числа телефонных мошенничеств и соответственно резкий рост объёма денежных средств, списанных с карточек и счетов россиян.
Заодно с этим, по России прокатилась волна преступлений, по сути - диверсий, совершенных вполне нормальными гражданами среднего и старшего возраста. Например поджоги военкоматов и других госучреждений, объектов железных дорог.
Как было выяснено следственными органами, граждане совершившие данные деяния общались с так называемыми украинскими колл центрами. Мало того их развели на приличные суммы денег, еще и "уговорили" совершить противоправные действия, грубо говоря - диверсии.
Схема действий мошенников уже давно всем известна (но почему-то на нее массово попадаются). Звонят представляясь работниками банков или правоохранительных органов, сообщают о якобы незаконных операциях, проводимых с карты жертвы, и чтобы пресечь это предлагают провести несколько действий: принять СМС, сообщить код, номер карты и т.д. И в общем результаты налицо. Мало того деньги списали, еще и агитируют на совершение например поджога военкомата.
Мошеннические колл центры Украины
Анализ телефонного мошенничества за последний год показывает, что более 90% таких звонков поступает с Украины. Раньше этим славились российские учреждения исполнения наказаний, да и в самой России тоже немало подобных мошеннических центров. Но украинцы прочно "завоевали этот рынок". Количество таких колл-центров в Украине примерно 800-900 (это по оценкам служб безопасности банков). Наибольшее число их в Днепре - порядка 150. Чуть меньше в Киеве. Приличное количество их было захвачено и ликвидировано российскими военнослужащими в Запорожской области.
На самом деле этот "бизнес" в Украине уже давно широко развит, такие центры существуют там около 20 лет. И покушаются на средства не только российских граждан, но работают и по СНГ и даже имеют выход на европейские страны. Да и своих же они обобирают не меньше.
До начала Украинского конфликта, правоохранительные органы Украины естественно часто поводили рейды по этим центрам, привлекали их работников к ответственности. Но в последнее время, учитывая, что значительную часть "заработанных средств" они передают на нужды ВСУ, преследование их практически прекратилось. Даже есть информация о сотрудничестве их с СБУ, и возможно с европейскими и американскими спецслужбами.
В день ими совершается от 3 до 10 тысяч звонков. Ежемесячно со счетов граждан России списывается в районе 5 миллиардов рублей.
Кто работает в колл центрах
На многих украинских порталах, группах и чатах в соцсетях посвященных работе, нередко встречаются объявления, что требуются операторы, менеджеры и т.п. Аналогичные объявления публикуют и данные центры. То есть большая часть набирается с улицы. В основном поступает молодежь, студенты для подработки, а иногда и пенсионеры. Зарплата предлагается высокая 1000-1500 долларов, плюс премии и бонусы по результатам. (Средняя зарплата по Украине - около 400 долларов). Обучение в ходе работы. Особых требований нет, за исключением хорошее знание русского языка, желательно без акцента, навыки общения, коммуникабельность.
Начинающие или как их называют "холодники" делают обзвоны, холодные звонки, собирают информацию. Если им удается кого-то вытянуть на диалог, раскрутить, в дело вступают более опытные "клосеры" (от английского - закрыть). Они разными способами добиваются от жертвы перевода средств. В крайнем случае могут и подключиться третьи - наиболее подготовленные "мены". Они хорошо знают определенный регион, все банки, госорганы, даже их сотрудников и руководство. И эти знания применяют для убедительности жертвы. Они уже точно заставят.
Естественно от суммы "выручки" предусмотрены вознаграждения в виде процентов или бонусов.
Кроме этого в колл центрах могут работать психологи и даже хакеры. Штатная численность как правило 10-30 чел.
С работниками ежедневные обучения и тренинги.
Оборудование кол центра
В целом колл центр напоминает обычный офис или телефонный центр. Столы, кабинки, у каждого работника ПК, плюс телефон. Ничего хитрого.
Имеется специальное ПО, позволяющее например скачивать и формировать базы данных (адреса, телефоны, личные данные). Так же в распоряжении могут быть специальные программы для подмены номеров, виртуальные АТС и прочее ПО, позволяющее тщательно замаскировать источник звонка или подделать номер например банка.
Заключение и выводы
Мошеннические колл центры Украины являются мощной и хорошо отлаженной структурой. Спецслужбами они используются как для сбора информации о российских гражданах, так и для привлечения их средств на военные нужды. Получается каждая жертва такого центра становится спонсором ВСУ.
Российским гражданам уже много раз объяснялось и с СМИ и в интернете, что звонки от имени банков, ОВД, ФСБ, прокуратуры и т.п. это мошеннические, никто оттуда сам не звонит. Однако результат по-прежнему плачевный.