Катастрофа "Гинденбурга": почему загорелся гигантский дирижабль
Катастрофа "Гинденбурга": 30 секунд ужаса, которые видели во всем мире
"Гинденбург" совершил свой первый полет из Германии в США годом ранее, в мае 1936 года. Эта поездка должна была открыть сезон 1937 года, событие, которое считается достаточно примечательным, чтобы привлечь в Лейкхерст фотографов газет и кинохроники. Они записали бы незабываемые кадры того, как корабль охвачен пламенем и падает на землю, когда пассажиры и экипаж пытаются спрыгнуть в безопасное место. С момента появления первых признаков пожара до приземления "Гинденбурга" на землю катастрофа длилась примерно 30 секунд.

Фотографии из газет появились в ту ночь на первых полосах по всему миру. Кадры кинохроники попали в кинотеатры на следующее утро.
Гитлер получает плохие новости
This is a modal window.
Что-то пошло не так при настройке потока Google DAI.
Нацисты замышляют взорвать плотину Гувера
Канцлер Германии Адольф Гитлер получил сообщение о катастрофе в своем убежище на вершине горы в Берхтесгадене, как сообщается, отреагировав “ошеломленным молчанием”.
Хуго Экенер, немецкий пионер дирижаблестроения и глава компании, построившей "Гинденбург", сначала признал возможность саботажа, но затем пошел на попятную, заявив, что, вероятно, от случайной искры загорелся легковоспламеняющийся газообразный водород на корабле.
Нацист Герман Геринг, влиятельный глава немецкого воздушного командования, немедленно опроверг слухи о саботаже, назвав катастрофу стихийным бедствием. “Мы склоняемся перед Божьей волей, - сказал он, - и в то же время смотрим в будущее с несгибаемой волей и страстными сердцами, чтобы продолжать работу по завоеванию воздуха”.
Почему нацисты так быстро списали саботаж, а не извратили историю в пропагандистских целях, само по себе было загадкой. В своей книге 2021 года "Небесные империи" автор Александр Роуз предлагает теорию. “Если бы "Гинденбург" был взорван злодеями, ” пишет Роуз, - это указывало бы на то, что Гитлера не любили все, подрывало бы имидж Германии как спокойного и законопослушного общества под властью нацистов и давало врагам Рейха, таким как евреи и коммунисты, надежду на то, что режим уязвим”.

Появляются теории заговора
1935: Дирижабль "Гинденбург" (LZ-129), строившийся во Фридрихсхафене, стал гордостью нацистской Германии за авиационное достижение.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / GETTY IMAGES
1935: ДИРИЖАБЛЬ "ГИНДЕНБУРГ", СТРОИВШИЙСЯ ВО ФРИДРИХСХАФЕНЕ, БЫЛ ГОРДОСТЬЮ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ ЗА АВИАЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ.
В отличие от немцев, американцы не испытывали таких ограничений, как показывают современные газетные сообщения и рассекреченные файлы ФБР. Хотя ФБР официально не расследовало инцидент с "Гинденбургом", оно оказало помощь в расследовании Министерства торговли США и стало контактным пунктом для граждан, у которых были теории, которыми они могли поделиться.
В то время как многие корреспонденты предлагали технические объяснения катастрофы, те, кто одобрял саботаж, продемонстрировали американское воображение в полном расцвете.
Многие предполагали, что в этом виноваты антинацистские элементы. Среди них были коммунисты, немцы-антинацисты, евреи и испанцы, предположительно возмущенные поддержкой Германией фашистского лидера Франсиско Франко.
По крайней мере, один корреспондент предположил, что это была внутренняя работа, что нацисты сами взорвали "Гинденбург" за страховые деньги.
У сторонников заговора также было множество теорий относительно средств уничтожения. Одной из версий была зажигательная пуля, выпущенная с земли. (В какой-то момент ФБР изучило несколько подозрительных следов, но ничего не нашло.) Другая теория предполагала, что маленький самолет обстрелял "Гинденбург" сверху. Один из авторов письма настаивал на том, что он был сбит лейтенантом полиции Нью-Йорка по приказу мэра Фиорелло Ла Гуардиа.
Катастрофа "Гинденбурга": 9 удивительных фактов
Изучите девять удивительных фактов о массивном немецком дирижабле и его огненной гибели.
Подробнее
Коллекция фотографий LIFE /Getty Images
Таинственное исчезновение рейса 19
Это остается одной из самых запутанных загадок в истории авиации. Некоторые винят в этом Бермудский треугольник.
Подробнее
7 самых драматичных авиакатастроф в США
7 самых разрушительных авиакатастроф в США
Эти авиакатастрофы, хотя и не самые смертоносные, являются одними из самых незабываемых в американской истории.
Подробнее
Однако наиболее распространенным подозрением было то, что где-то в обширных недрах корабля была спрятана бомба, готовая к срабатыванию либо по таймеру, либо при изменении атмосферного давления.
Одна из теорий саботажа касалась американского пассажира по имени Джозеф Спай (или Späh).
Немецкий стюард сообщил, что он казался подозрительно отчужденным и “несимпатичным к путешествиям на дирижабле”. Также случилось так, что Спае был профессиональным акробатом, способным лазить по внутренним конструкциям корабля и устанавливать бомбы. По настоянию командующего военно-морским флотом базы ФБР проверило Спае и не нашло ничего, что могло бы его обвинить.
Десятилетия спустя появляется новый подозреваемый
Пассажиры в столовой дирижабля "Гинденбург" в 1930-е годы
КОРБИС /CORBIS ЧЕРЕЗ GETTY IMAGES
ПАССАЖИРЫ В СТОЛОВОЙ ДИРИЖАБЛЯ "ГИНДЕНБУРГ" В 1930-Е ГОДЫ
Спае был бы не единственным подозреваемым. В популярной книге 1962 года "Кто уничтожил "Гинденбург"?" Писатель и военный историк А. А. Хелинг обвинил члена экипажа в том, что он был диверсантом. Основываясь на своем собственном исследовании, Хелинг полагал, что Эрик (или Эрих) Шпель, 26-летний монтажник, заложил бомбу на борту, предположительно подстрекаемый своей подругой-коммунисткой. Хелинг признал, что его дело против Шпеля было “косвенным”.
В 1972 году другой автор, Майкл М. Муни, также указал пальцем на Шпеля в своей книге ""Гинденбург". На этот раз предприимчивые немецкие журналисты разыскали женщину, которую они идентифицировали как бывшую невесту Шпеля, которая осудила теорию как “абсолютное безумие”.
Книга Муни, в свою очередь, стала исходным материалом для фильма 1975 года "Гинденбург", в котором описывался аналогичный случай, но было изменено имя предполагаемого диверсанта.
Настоящий Шпель, тем временем, был не в состоянии защитить себя. Он был мертв с 1937 года, став жертвой катастрофы.
Официальные запросы обвиняют атмосферные условия
Правительства США и Германии провели расследования катастрофы, обнародовав свои выводы в июле 1937 и январе 1938 годов соответственно.
Оба пришли к выводу, что к катастрофе привели атмосферные условия в тот дождливый вечер, хотя они расходились в точном механизме. Американцы предположили, что электрическое явление, называемое “щеточный разряд”, скорее всего, вызвало утечку водорода, положив начало быстро распространяющемуся пожару. Немцы поддерживали теорию искры, первоначально выдвинутую Хьюго Экенером.
Несмотря на это, ни одно расследование полностью не исключало возможности саботажа. Как и несколько поколений сторонников теории заговора за прошедшие годы.
Хотя сегодня эксперты сходятся во мнении, что катастрофа была несчастным случаем, что именно — или кто — уничтожил "Гинденбург", возможно, никогда не будет известно с абсолютной уверенностью.