Армянские сепаратисты публично объявили о расформировании своих военизированных подразделений «Согласно договоренности о прекращении военных действий,
24-часовая "антитеррористическая" операция, начатая Азербайджаном для "восстановления конституционного порядка в стране", на короткое время угрожала перерасти в полномасштабную войну с Арменией за спорную территорию Нагорного Карабаха. Но военные действия были временно прекращены с посредничеством местных российских "миротворческих" сил. Переговоры запланированы на 21 сентября в Евлахе, Азербайджан. По информации местных источников, на повестке дня будет роспуск местных ополченцев и возвращение территории в состав Азербайджана. Столкновение могло легко перерасти в третью крупную войну за территорию. Хотя пока этого не произошло, потенциал для эскалации сохраняется, так как геополитический баланс сил на Южном Кавказе продолжает меняться, где когда-то доминировала Россия. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха уходит корнями на десятилетия назад, еще до распада Советского Союза. После периода кровавых межэтнических столкновений между азербайджанцами и армянами в тогдашнем советском Азербайджане, начавшегося в 1988 году, в 1992 году разразилась полномасштабная война между недавно получившими независимость Арменией и Азербайджаном. К тому времени, когда при посредничестве России прекращение огня остановило насилие в мае 1994 года, более 100 000 человек были убиты или ранены, и более миллиона вынуждены были покинуть свои дома. Война закончилась победой Армении, которая установила контроль не только над Нагорным Карабахом, но и над другими территориями в пределах международно признанных границ Азербайджана, включая Лачинский коридор, полосу земли, соединяющую Армению с Нагорным Карабахом. На фоне напряженности и насилия, сохранявшихся в течение следующих двух десятилетий, сопровождаемых интенсивными вспышками в 2008 и 2014 годах, в апреле 2016 года произошло еще одно столкновение вдоль неустойчивой линии прекращения огня. Впервые с 1994 года Азербайджан вернул часть своей территории до того, как очередное прекращение огня при посредничестве России положило конец боевым действиям. Более четырех лет спустя, в период с сентября по ноябрь 2020 года, Азербайджан начал еще одно наступление, которое закончилось значительными территориальными завоеваниями, включая второй по величине город Нагорного Карабаха Шушу. Эта вторая война снова закончилась прекращением огня при посредничестве России и введением российских и турецких "миротворцев" в регион. Карта Нагорного Карабаха, показывающая границы между Арменией и Азербайджаном после 2020 года.

Наращивание и эскалация
Несмотря на то, что война закончилась, прогресс в решении конфликта оказался крайне малозначимым. Вначале Евросоюз пытался посредничать между сторонами и это казалось многообещающим в середине 2022 года, но в конце концов все потерпело крах. Азербайджан, не достигнув никакого прогресса в переговорах, начал усиливать давление на Нагорный Карабах в декабре 2022 года, блокируя доступ в регион через Лачинский коридор. Даже Международный комитет Красного Креста, единственная гуманитарная организация, способная пройти через Лачинский коридор, смог доставить только 77 грузовиков с медицинской и продовольственной помощью с декабря 2022 года по август 2023 года. Поскольку власти Нагорного Карабаха отказались от помощи, которая поступала непосредственно из Азербайджана через Агдамскую дорогу, в армянском анклаве разразился гуманитарный кризис без прецедента. Надежда на то, что эта ситуация будет разрешена после восьми недель полной блокады и одновременной доставки помощи по обоим маршрутам 18 сентября 2023 года при участии Международного комитета Красного Креста, была быстро разрушена новым наступлением Азербайджана.
Российский фактор
Несмотря на то, что война закончилась, прогресс в решении конфликта оказался крайне незначительным. Сначала Евросоюз пытался посредничать между сторонами, и это казалось многообещающим в середине 2022 года, но в конечном счете все провалилось. Азербайджан, не достигнув никакого прогресса в переговорах, начал усиливать давление на Нагорный Карабах в декабре 2022 года, блокируя доступ в регион через Лачинский коридор. Даже Международный комитет Красного Креста, единственная гуманитарная организация, способная пройти через Лачинский коридор, смог доставить только 77 грузовиков с медицинской и продовольственной помощью с декабря 2022 года по август 2023 года. Поскольку власти Нагорного Карабаха отказались от помощи, которая поступала непосредственно из Азербайджана через Агдамскую дорогу, в армянском анклаве разразился гуманитарный кризис без прецедента. Надежда на то, что эта ситуация будет разрешена после восьми недель полной блокады и одновременной доставки помощи по обоим маршрутам 18 сентября 2023 года при участии Международного комитета Красного Креста, была быстро разрушена новым наступлением Азербайджана. Но это не обязательно конец истории. Россия может быть отвлечена своей агрессией против Украины, но ее нынешнее маневрирование вызвано не только слабостью.

Возобновившаяся эскалация Азербайджана, вероятно, усилит внутреннюю политическую нестабильность в Армении. Существует явная вероятность, что это может привести к свержению нынешнего правительства страны. Эта администрация в течение некоторого времени открыто критиковала то, как Кремль справляется с ситуацией в Нагорном Карабахе, и недавно провела совместные военные учения с США. Таким образом, стремление к более пророссийскому и антизападному правительству в Ереване вполне может объяснить нежелание России действовать более решительно в защиту статус-кво. Но в и без того сложной ситуации есть еще одно измерение, которое может благоприятствовать России: роль Ирана. Российско-иранские связи значительно укрепились в ходе войны на Украине. Тем временем, напряженность между Ираном и его соседом Азербайджаном усилилась, отчасти из-за растущей близости Азербайджана к Израилю. Министр обороны России Сергей Шойгу 19 сентября поспешил в Тегеран, чтобы встретиться с начальником генерального штаба Ирана Мохаммадом Багери. Они обсудили эскалацию насилия в Нагорном Карабахе – еще один признак общего сдвига в региональном балансе сил. Может показаться, что Россия отстает на Южном Кавказе, и ее отвлечение внимания на Украине может показаться логичным объяснением этого. Но далеко не ясно, действительно ли Россия была отвлечена или удивлена. Возможно, вместо этого она научилась разыгрывать более слабую партию для сохранения своего преимущества.