Как школы и учителя могут сделать так, чтобы дети-беженцы чувствовали себя желанными гостями
Учителя в Великобритании принимают детей, ищущих убежища, в своих классах. В 2022 году в Великобританию из Украины прибыло 46 000 молодых людей в возрасте до 18 лет. В том же году несопровождаемые дети подали более 5000 заявлений на получение убежища. Исследования показали, что учителя могут чувствовать себя недостаточно подготовленными или не проходить формальную подготовку для удовлетворения потребностей этих новоприбывших в своих классах. В рамках ряда исследовательских проектов мы с коллегами изучали подходы учителей к приему детей-беженцев. Мы обнаружили, что, предпринимая конкретные шаги по созданию инклюзивной школьной среды, школы и учителя могут обеспечить место, где новоприбывший ребенок может чувствовать себя в безопасности и доверять взрослым в своем сообществе.
Создание убежища
Мы начали наш путь в начальной школе, которая внедрила инновационный подход "Школы убежища". Эта программа, разработанная благотворительной организацией City of Sanctuary, нацелена на создание дружественных сообществ, которые приветствуют беженцев и людей, ищущих убежища. Школа убежища берет на себя ответственность узнать о том, что означает поиск убежища, и внедрить эти знания в свою учебную программу, политику и практику. Школа, стремящаяся стать школой-убежищем, должна предоставить доказательства своего обязательства. Сознательное создание благоприятной атмосферы при приеме беженцев может привести к позитивным изменениям для всей школы. Мы обнаружили, что подход Школы убежища помог начальной школе, с которой мы работали, осознать и придерживаться основных принципов. Заместитель директора сказала: "Одна из вещей, которая действительно помогла нам стать инклюзивной школой-убежищем, - это четкое формулирование наших ценностей. А дети, они действительно гордятся ими, но для них это новинка - думать и говорить о ценностях и применять их в разных ситуациях". Один из способов, которым учителя могут создать инклюзивное пространство, - помочь школьному сообществу, включая других учителей, учеников и родителей, понять, что у детей, ищущих убежища, было много разных историй и переживаний на пути в наш класс. Школы могут помочь детям изучить причины, по которым люди вынуждены мигрировать, и понять различные контексты, из которых они, возможно, приехали. Примером такого ресурса является книга "The Boat", созданная в Университете Винчестера. Она призывает детей в возрасте от семи до 11 лет познакомиться с понятием вынужденной миграции и проявить эмпатию к людям, ищущим убежища. Последняя страница оставлена пустой, чтобы дети могли продолжить рассказ сами. Школы также имеют отличные возможности для борьбы с дезинформацией о беженцах.
Содействие благополучию
Результаты исследований говорят о том, что дети-беженцы сталкиваются с высоким риском возникновения проблем в психическом здоровье. Однако социальная поддержка, включая участие в школьных мероприятиях, может значительно повлиять на их благополучие. Один из ключевых факторов - наличие друзей. Вместе с коллегами мы приняли участие в исследовании, посвященном образованию беженцев во всей Европе. Это исследование показало, что в Нидерландах государство финансирует программу, которая помогает детям общаться с другими людьми и делиться своим опытом.

Также введены системы "бадди", при которых беженцев ставят в пару с учениками в их новой школе. Подобные системы дружеского общения также используются в Великобритании. Заместитель директора начальной школы, с которым я работал, отметил: "Мы всегда стараемся ставить новых детей в пару с кем-то из класса, и если есть возможность, то предпочитаем составлять пары с детьми из той же страны или говорящими на том же языке, чтобы им было комфортно". Дети-беженцы могут переживать травму, а учителя, которые уже сталкиваются с высокой нагрузкой и долгими рабочими часами, могут чувствовать себя перегруженными, поддерживая их. Полезным ресурсом является база данных Hub for Education for Refugees in Europe. Подобные инструменты и активные подходы к обучению учителей могли бы помочь им чувствовать себя увереннее при поддержке новоприбывших.