Панорама русского общества
Имя Людмилы Петрушевской известно читателям, любителям театра и исследователям русской литературы конца XX — начала XXI века. Ее первый рассказ был опубликован в 1972 году, а первая пьеса была поставлена в 1973 году. Творческая биография Петрушевской включает стихи, рассказы и романы, пьесы, сказки для детей и взрослых, романы, а также переводы с польского языка. Долгие годы ее творчество было запрещено. Лишь в начале 1990-х годов ее произведения были вновь опубликованы. Писательница является лауреатом литературных премий России, ей также присвоена Всемирная премия в области фэнтези (2009). Петрушевская известна своей активной гражданской позицией - она входит в число российских интеллектуалов, которые призывают к прекращению войны в Чечне, поддерживает акции протеста в Белоруссии в 2020 году.
Писательница так определяет свой роман «Нас украли. История преступления» как «преступление нового поколения». Дело в том, что в сюжете запутанная криминальная линия, в которой переплетаются как отдельные личные истории, так и истории целых семей. Молодая женщина - студентка рожает ребенка от мужчины, который бросает ее, как только узнает о ее беременности, другая молодая женщина рожает ребенка от мужа, но сразу после этого умирает. Третья женщина, будучи старой и не беременной, пытается найти ребенка, чтобы солгать высокопоставленному мужу, что она родила сына.
Кроме того, у нас происходит еще и смена личности – живой берет имя, и соответственно приобретает биографию умершего. Действие романа происходит как на советской земле (которая впоследствии стала российской), так и в двух вымышленных странах, но с явными отсылками к реальным - Монтегаско и Хандия. О запутанности и переплетении сюжетных линий в романе можно было бы сказать больше, но в этом есть нечто гораздо более важное. По сути, Людмила Петрушевская составляет панораму позднесоветского и постсоветского общества в его «низших» и «высших» слоях. Безжалостное препарирование стремления подняться по иерархической лестнице, разбогатеть, получить работу за границей. В романе показаны поражения человеческой личности - психологические и моральные, готовность совершить от мелкой подлости до великой мерзости, решиться даже на преступление из-за денег или просто из полного безразличия к судьбе другого человека.
«Теневые стороны жизни», времена коррупции и взяточничества, милиционеров и кагебистов, отморозков и простых жуликов, бывших соратников, проводивших аферы на миллионы – все это представлено здесь с беспощадной категоричностью, иронией и где необходимо, с крайней остротой. Эта реальность абсурдна, но на самом деле это она, их жизнь. Язык ничего не щадит, не завуалирует, не скрывает – сжато, местами просто регистрируя, вроде бы круто. В этом отвратительном «паноптикуме» обиженных системой людей, семей, поколений жалеть, похоже, некого. Даже для брошенной беременной студентки, хотя она, безусловно, «жертва» рассматриваемой системы.
И несмотря ни на что в романе Петрушевской, где-то под слоями отвратительности, под слоями бесчувственности и отсутствия всякого милосердия к другому, где-то есть, пусть и скрытая, любовь. Какая-то вера в то, что человека в его сущности, на его «натальной» стадии можно и нужно любить. «Они украли у нас. История одного преступления» ярко демонстрирует талант писательницы, ее умение видеть картину целиком. Именно поэтому роман представляет собой поистине панорамный образ всего общества в два разных, но похожих времени - советское и постсоветское, в которых есть одни и те же "герои".
Понравилась ли вам книга Петрушевской ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты