7 Ранних представлений об искусственном интеллекте
Концепция “интеллектуальной машины” — как неутомимого помощника, непревзойденного солдата или даже заботливого компаньона — захватывала человеческое воображение на протяжении тысячелетий. Задолго до того, как искусственный интеллект стал реальностью, писатели от древней Греции до Америки времен холодной войны сочиняли вымышленные истории, которые отражали наши коллективные надежды и страхи по поводу ИИ. Помогут ли интеллектуальные машины человечеству раскрыть наш величайший потенциал, или эти блестящие творения отвернутся от своих “хозяев” и приведут нас к гибели?
“Поиски ИИ - это действительно древний процесс, и он имеет основополагающее значение для того, кем мы являемся как люди”, - говорит Канта Дихал, соредактор книги "Повествования об искусственном интеллекте: история образного мышления об интеллектуальных машинах". “Вот почему я не удивлен, обнаружив интеллектуальные машины, восходящие ко временам греческой мифологии”. Ниже приведены некоторые из самых ранних представлений человечества об искусственном интеллекте.
This is a modal window.
Что-то пошло не так при настройке потока Google DAI.
Воспоминание: роботы курили сигареты на Всемирной выставке 1939 года
1. "Золотые девы" Гомера
Илиада была написана почти 3000 лет назад в мире без электричества, не говоря уже о роботах или компьютерах. Однако в 800 году до н.э. древнегреческий поэт Гомер смог представить себе богоподобную силу, способную создавать интеллектуальные машины.
В Илиаде мы встречаем бога-кузнеца Гефеста, который был сброшен с горы Олимп за попытку защитить свою мать во время битвы с Зевсом. Гефест получил серьезные травмы ноги, и олимпийские боги высмеяли его хромоту. Но Гефест вложил свои человеческие страдания в создание прекрасных произведений искусства, включая великолепный щит Ахиллеса.
Из-за своих физических ограничений Гефестус нуждался в помощниках в своей кузнечной мастерской. Гомер писал, что Гефест использовал свои особые способности, чтобы создать “слуг из золота, которые казались живыми девушками”. В этом кратком отрывке Гомер прекрасно описал человекоподобные машины, запрограммированные помогать своему создателю.
“В их сердцах есть разум, и у них есть голос и энергия, и от бессмертных богов они научились навыкам. Они суетились, поддерживая своего хозяина”.
Дихал не удивлен, что золотыми помощниками Гефеста были женщины, поскольку ИИ, обслуживающие людей, традиционно имели женский пол. Возьмем робота-горничную Рози из анимационного телешоу “Джетсоны”. Даже реальным виртуальным помощникам Алексе и Сири были даны женские имена и (по крайней мере, изначально) женские голоса. Оригинальный "Терминатор"

Через пятьсот лет после Гомера греческий писатель Аполлоний Родосский написал "Аргонавтику", эпическую поэму о приключениях Ясона и аргонавтов в их поисках Золотого руна.
Когда аргонавты приблизились к острову Крит, они были отброшены бронзовым гигантом по имени Талос, который швырял в их корабль валуны размером с дом. В некоторых вариантах мифа о Талосе он также был автоматом, созданным Гефестом для патрулирования берегов Крита и борьбы с пиратами.
“Он пресловутый суперсолдат”, - говорит Дихал. “Он огромен, бронзовый гигант, специально построенный для защиты острова Крит от захватчиков”.
Вымышленные наследники Талоса включают продвинутых роботов-убийц из фильмов о Терминаторе и боевых дроидов из франшизы "Звездные войны".
Несколько лет назад армия США экспериментировала с пуленепробиваемым механизированным экзоскелетом, который они назвали TALOS (тактический штурмовой легкий костюм оператора) в честь того, что Диал называет “оригинальным роботом-убийцей”.3. Арабские автоматы
В древнем мире ремесленники и инженеры, такие как Герон Александрийский, строили сложные машины, приводимые в движение водой, ветром или смотанной веревкой. За две тысячи лет до Диснейленда компания Heron собрала серию простых машин для создания 10-минутного механического кукольного спектакля со звуковыми эффектами.
После падения Рима эти магические навыки были утрачены на Западе, но производство автоматов процветало в арабском и мусульманском мире. В 9 веке братья Бану Муса, три блестящих инженера и иллюзиониста из Багдада, написали Книгу изобретательных устройств, коллекцию из 100 гаджетов, таких как кувшины для трюков, которые разливают три вида жидкости (включая кипящую воду) и танцующие фонтаны.
Увлечение интеллектуальными машинами в древнем мусульманском мире проявляется в 1001 Арабской ночи, многовековом сборнике ближневосточных легенд. В “Истории города Брасс” группа путешественников наткнулась на механического всадника, полностью сделанного из меди. К счастью, к нему также прилагались инструкции:
“О ты, кто приближается ко мне, если ты не знаешь пути, который ведет в Медный город, потри руку всадника, и он повернет, а затем остановится, и в каком бы направлении он ни остановился, двигайся туда без страха и без затруднений; ибо это приведет тебя в Медный город”.
Когда путешественники выполнили инструкции, всадник “повернулся подобно ослепляющей молнии и посмотрел в направлении, отличном от того, в котором они ехали”.
“Произошла переоценка некоторых историй из "1001 ночи" как того, что мы сейчас назвали бы научной фантастикой, потому что они предвосхитили некоторые из этих идей”, - говорит Дихал.
4. "Сверхъестественный" ИИ
В рассказе немецкого писателя Э.Т.А. Хоффмана 19 века рассказывается об искусственном интеллекте, который настолько убедительно реален, что его ошибочно принимают за человека. В Песочном человеке, опубликованном в 1816 году, главный герой влюбляется в “дочь” своего наставника, только чтобы узнать, что она машина. Шокирующее осознание доводит его до самоубийства.
Дихал говорит, что производство автоматов процветало в Европе 17-18 веков благодаря популярным созданиям, таким как Механический турок, знаменитая машина для игры в шахматы (и подделка), которая соперничала с Наполеоном. Или “переваривающая утка” Жака де Вокансона, механическая утка, которая могла есть зерно и испражняться.
“Наличие реальных машин, которые были бы настолько сложными, побудило к созданию художественных произведений, в которых задавался вопрос: "Что, если такого рода технологии будут становиться все лучше и лучше, а мы не сможем заметить разницы?’ Вот где такие истории, как Песочный человек, действительно соответствуют духу времени ”.
Столетие спустя Зигмунд Фрейд ссылался Песочного человека в эссе под названием “Сверхъестественное”, чувство, которое он описал как “все, что вызывает ужас и ползучий ужас”. В современной робототехнике термин “сверхъестественная долина” описывает тревожное чувство взаимодействия с ИИ, который “близок к человеческому подобию, но недостаточно близок, и это пугает”, - говорит Дихал."Комплекс Франкенштейна"

В 1818 году, всего через два года после того, как Хоффман написал "Песочного человека", Мэри Шелли опубликовала свой готический роман "Франкенштейн, или современный Прометей", прямую отсылку к греческому мифу о Прометее, который украл огонь у богов и передал его человеку.
“Франкенштейн обращается к тому же духу времени, что и Песочный человек, но с несколько иной наукой”, - говорит Дихал. “Несмотря на то, что создание Франкенштейна является биологическим, оно поднимает тот же вопрос, что и искусственный интеллект — что людям разрешено делать с этой ‘запрещенной’ силой?”
В романе Шелли “монстр” Франкенштейна обретает самосознание и хочет жить как человек, умоляя доктора Франкенштейна построить ему жену. Когда доктор отказывается, монстр приходит в ярость от убийств.
Элементы “комплекса Франкенштейна”, как пренебрежительно назвал его автор научной фантастики Айзек Азимов, всплывают во многих современных произведениях художественной литературы. В фильме 1982 года “Бегущий по лезвию” работники биоинженерного искусственного интеллекта, известные как "репликанты", лишены свободы и восстают против своих человеческих повелителей. В фильме 2014 года "Из машины" технический гуру, похожий на Франкенштейна, создает убедительно похожую на человека женщину-искусственный интеллект, которая убивает его ради своей свободы.
“Почти во всех историях о "восстании роботов" присутствует элемент Франкенштейна", - говорит Дихал. Рождение "Робота"

Хотя Гомер писал о человекоподобных машинах 3000 лет назад, слово “робот” появилось только в 20 веке. Это было детище чешского драматурга Карела Чапека, чья пьеса 1920 года "Р.У.Р. или Универсальные роботы Россума" стала мировым хитом.
На старославянском робот означает “принудительный труд”, и это именно то, чем были персонажи-роботы в пьесе Чапека.
“Самое первое употребление слова "робот" также является источником всей темы "восстания роботов", - говорит Дихал. В пьесе роботам надоедает, что их эксплуатируют, поэтому они восстают и убивают людей. “Пьеса была во многом написана в революционном духе времени”.
7. ХЭЛ: (Убийственный) разум в коробке
В "2001: Космическая одиссея", научно-фантастическом фильме 1968 года режиссера Стэнли Кубрика, сверхъестественно умная машина - не робот, а компьютер.
В фильме персонажи-люди общаются с представительным бортовым компьютером космического корабля HAL 9000, который реагирует как услужливый помощник. Но когда Дэйв обнаруживает, что предположительно непогрешимый ХЭЛ совершил ошибку — и ХЭЛ понимает, что астронавты—люди собираются закрыть его - ХЭЛ пытается убить их.
“Большой сдвиг в ИИ произошел, когда был изобретен компьютер, и внезапно люди поняли, что у вас может быть ”думающая" машина, не нуждаясь в теле, подобном человеческому", - говорит Дихал. “ХЭЛ очень похож на те ранние компьютеры, и фильм является ранним исследованием того, как мог бы работать распределенный, хотя все еще ограниченный компьютерный ‘разум’”.
Другим научно-фантастическим романом и фильмом той же эпохи был Colossus, проект Forbin, о суперкомпьютере, который получает контроль над ядерным арсеналом Америки, а затем вступает в войну с советским суперкомпьютером.
“Это действительно ранний пример негуманоидного ИИ, представляющего экзистенциальную угрозу всему человечеству”, - говорит Дихал. Похожий сюжет был в популярном фильме 1983 года "Военные игры", в котором мощный военный компьютер ошибочно принимает ядерную войну за “игру”.