Создание предпринимательских университетов повысит ли конкурентоспособность нашей страны?
Государство заинтересовано в развитии национальной экономики по многим причинам. Например, увеличение поступления налоговых платежей в соответствующие бюджеты, снижение безработицы, рост благосостояния граждан и многое другое. Более того, от уровня развития экономики зависит и позиция государства на международной арене, ее влияние и статус.
Проблема конкурентоспособности отечественных предприятий стала наиболее актуальна в начале 2022 года, когда по политическим причинам достаточное количество производителей покинуло рынок России. Поэтому из-за отсутствия в должном объеме и должного качества товаров отечественных компаний Правительство России инициировала программу так называемого «параллельного» («серого») импорта.
При этом в каждой стране проводится в той или иной степени политика защиты отечественного производителя. Это может проявляться в виде установления въездных пошлин, освобождения от части налогов, предоставления кредитов на льготных условиях и так далее. Помимо прочего, повышению конкурентоспособности государства способствуют и предпринимательские институты.
Впервые в России данная тема была затронута академическим сообществом в конце 1990-ых годов, именно тогда, когда осуществлялся переход к рыночной экономике, происходило большое количество заимствований у иностранных государств, особенно у США. В последующем данное направление развивалась, специалистами выдвигались новые предложения и проблемы, пути их решения.
Однако единого подхода к данному термину до сих пор нет. Так, Бертон Р. Кларк в своей работе «Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации» выделил следующие необходимые их признаки:
1. расширение направлений развития;
2. диверсифицированные источники финансирования;
3. интеграция в предпринимательскую среду;
4. наличие академических стимулов;
5. коммерциализация научной деятельности.
В соответствии с позицией уже отечественного ученого И. А. Павловой, предпринимательский университет должен обладать следующими особенностями:
1. коммерциализация знаний, научных достижений, их использование на практике;
2. тесное взаимодействие с государством и бизнесом;
3. независимость, проявляющаяся в:
• возможности руководства предпринимательского института самостоятельно определять направления своей деятельности;
• использовании имеющихся ресурсов по своему усмотрению;
4. наличие среди преподавательского коллектива, руководства и студентов выработанной корпоративной этики.
А согласно подходу Г.Н. Константинова и С.Р. Филоновича, «Предпринимательский университет — это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах — генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику — путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой» .
Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее определение. Итак, предпринимательский институт – это имеющее тесные связи с государством и субъектами предпринимательской деятельности самостоятельное и независимое образовательное учреждение, располагающие собственными академическими ресурсами и осуществляющее деятельность по коммерциализации научных достижений и полученных знаний.
Предпринимательские институты при должном своем развитии способны заложить необходимую базу для повышения конкурентоспособности государства на международной арене в долгосрочной перспективе. В данном случае речь идет о привлечении кадровых ресурсов, студентов, высококвалифицированный преподавателей и специалистов, ученых не только из числа граждан России, но и из-за рубежа.
Во-первых, появление предпринимательских институтов позволит остановить так называемую «утечку мозгов». Необходимо создать максимально благоприятные социально-экономические условия для отечественных специалистов. Необходимо не только гарантировать стабильный и высокий доход, но и возможности для развития. Например, максимальное устранение бюрократии, то есть необходимости заполнения множества документов и заявлений, получения необходимых согласий и ресурсов.
Такой институт должен функционировать свободно. Преподавательский коллектив и обучающиеся студенты должны свое время и энергию направлять на образование, совершение открытий, заключение соглашений, а не на получения разрешения и необходимого оборудования на проведение эксперимента, например.
Создавая предпринимательский университет, необходимо сразу же предусмотреть оснащение его необходимой материально-технической базой, передовыми инструментами и технологиями. Это необходимо для создания комфортных условий как для обучающихся, так и для педагогов.
При этом администрация предпринимательского института должна содействовать и трудоустройству выпускников в ведущие компании и корпорации. Гарантия стабильного и постоянного дохода является важным критерием для абитуриента при выборе Высшего учебного заведения (далее по тексту – ВУЗ).
Более того, следует предусмотреть специальные программы поддержки и поощрения. В частности, назначение повышенных стипендий за определенные достижения в области коммерциализации науки (например, за продажу прав на изобретение). Это поспособствует появлению мотивации у студентов.
При реализации вышесказанных предложений предпринимательские ВУЗы будут слишком привлекательны для будущих студентов, особенно для выдающихся учеников. Аналогично и с преподавателями, учеными и специалистами. Они будут иметь все необходимые ресурсы и возможности, условия для осуществления своей деятельности в России, а переезд за границу ими будет рассматриваться как не самое выгодное предложение.
Таким образом, возможны следующие положительные последствия:
1. Российская Федерация будет располагать высококвалифицированными специалистами, экспертами в определенных областях экономики;
2. из-за появления большого количества новых открытий и разработок снизится зависимость от иностранных государств;
3. увеличение налоговых поступлений в соответствующие бюджеты государства.
Будет заложен специальный научный базис для последующих научных открытий, появления новых технологий.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: