Американские платформы наращивают свое лидерство
Платформы в качестве цифровых бизнес-моделей завоевали популярность практически на всех потребительских рынках и продолжают увеличивать свою долю, в том числе на рынках B2B. Шесть из десяти самых ценных компаний в мире сейчас используют эту бизнес-модель, и все они базируются в Соединенных Штатах. Наш анализ 100 наиболее ценных компаний-платформеров показывает, что 80 процентов активов в настоящее время приходится на Америку, 16 процентов - на Азию и только 2 процента - на Европу и Африку.
Платформы не обязательно предлагают продукты сами по себе, но позволяют взаимодействовать между внешними партнерами и клиентами. Пример Amazon: первоначально компания начинала как интернет-магазин, но теперь большая часть бизнеса ведется на торговой площадке Amazon, где сторонние продавцы продают свою продукцию огромной клиентуре Amazon. Amazon зарабатывает там свои деньги на комиссионных за транзакции, логистических услугах и рекламе, которые обеспечивают гораздо более высокую маржу, чем коммерческий бизнес. Большим преимуществом Amazon являются сетевые эффекты: клиенты получают выгоду от отзывов и обзоров продуктов других клиентов. В результате около 60 процентов онлайн-покупателей начинают поиск товаров непосредственно на Amazon– даже если впоследствии совершают покупки в обычных магазинах.
Исследование 100 лучших платформ, составленное нами совместно с экспертом по платформам Хамидрезой Хоссейни, показывает наибольший процентный прирост по сравнению с прошлым годом для американских платформ Databricks, Shopify, Netflix, Meta** и Uber. На проигравшей стороне, напротив, находится Наспарс (Южная Африка), JD.com (Китай), X / Twitter (США), Checkout (Великобритания) и GoTo (Индонезия) на вершине. Абсолютный самый большой прирост за последние двенадцать месяцев пришелся на долю Microsoft - 485 млрд. Долларов, в то время как оценка Bytedance перед IPO была снижена с 300 до 220 млрд. Доллар упал. Почти все китайские платформы уже много лет страдают от жесткой политики регулирования и текущих слабых экономических перспектив.
Сильная позиция американцев - это не случайность, а результат последовательных инвестиций в модели платформ и использования новых научных знаний, таких как динамические экосистемы и обратные стратегии. При этом компании используют услуги внешних партнеров на своей платформе, что в настоящее время хорошо видно на примере NVIDIA. Стремление платформ к расширению также далеко не исчерпано: “В настоящее время Соединенные Штаты все больше продвигаются в мир B2B и промышленных платформ и укрепляют свою рыночную власть", - отметил Хоссейни, инсайдер отрасли. Однако расширение все реже осуществляется с помощью крупных корпоративных поглощений, поскольку регулирующие органы по всему миру теперь более внимательно следят за приобретениями и критически оценивают их. Приобретение Microsoft Activision Blizzard за $ 69 млрд. Доллар, скорее всего, был исключением.
Катится волна искусственного интеллекта
Следующая большая волна также уже наступила: платформы только что были модернизированы с помощью искусственного интеллекта. Крупные компании, занимающиеся разработкой платформ, являются одновременно поставщиками и пользователями: Microsoft (с OpenAI), Amazon (Bedrock), Google и Meta** инвестируют миллиарды в новую технологию и сегодня являются одними из самых важных поставщиков.
В то же время, конечно, эти компании также используют искусственный интеллект для автоматизации процессов и взаимодействия с клиентами. „В последние месяцы мы работали день и ночь, чтобы внедрить генеративный ИИ во все наши бизнес-процессы“, - сказал исполнительный директор Alibaba Кайфу Чжан на недавнем саммите платформы Массачусетского технологического института. Например, продавцы Amazon могут в будущем использовать искусственный интеллект для создания описаний своих товаров. Этот метод призван избавить продавцов от монотонной работы, в то время как Amazon надеется на более подробные и качественные описания, которые облегчат покупателям оценку.
Генеративный ИИ, такой как ChatGPT, позволяет платформам разрабатывать автоматизированные сервисы, которые могут анализировать контракты, создавать изображения или создавать рекламные кампании, например, без помощи человека. Здесь все участники находятся на начальной стадии, но экономическое значение этого процесса не следует недооценивать: “Я убежден, что ИИ будет более разрушительным, чем Интернет 25 лет назад", - заявил Кристиан Фрейтаг, руководитель отдела данных SAP, на саммите Массачусетского технологического института.
Подобно экономике платформ в последние два десятилетия, генеративный ИИ теперь может изменить глобальный баланс сил. Рост числа платформ удвоил долю Соединенных Штатов в стоимости всех публичных компаний всего за 15 лет с 30 до 60 процентов, в то время как доля Европы сократилась с 40 до 15 процентов. „Одной из тенденций являются автономные, самооптимизирующиеся и гиперперсонализированные платформы, которые постоянно анализируют свои услуги и продукты на основе данных об использовании“, - ожидает Хоссейни. В будущем люди будут “оперативно" определять свои желания. Генеративные агенты ИИ будут взаимодействовать друг с другом на основе этих спецификаций и