Новый закон с поддержкой креативщиков
Краткое содержание :
- В Государственную думу внесли новый законопроект, регулирующий креативную (творческую) индустрию
- Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Глава 2. Полномочия органов государственной власти в сфере креативных индустрий
- Глава 3. Креативные индустрии, субъекты креативных индустрий и инфраструктура креативных индустрий
- Глава 4. Меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий и статистические наблюдения за деятельностью субъектов креативного предпринимательства
- Итоги
- Обсуждение
В Государственную думу внесли новый законопроект, регулирующий креативную (творческую) индустрию
31 октября 2023 г. в Государственную думу был внесен новый законопроект "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации".
«Законопроект направлен на определение основ регулирования организации и развития в Российской Федерации креативных (творческих) индустрий, как базового сектора креативной экономики, и устанавливает условия деятельности и возможные меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий», – говорится в пояснительной записке.
Впервые данный термин встречается в указе Президента от 25 января 2023 г. Согласно пояснительной записке к закону в России около 20 законов, регулирующих деятельность так называемых креативных индустрий.
При этом в пояснительной записке сообщается, что данные законы не содержат единого понятийного аппарата и ограничиваются регламентацией конкретного вида деятельности. Согласно пояснительной записке, содержание законопроекта сводится к установления нового понятийного аппарата и закрепление мер государственной поддержки для таких индустрий с целью развития экономики Российской Федерации.
Что ж, инициатива интересная, обратимся к тексту самого законопроекта.
Законопроект имеет лаконичное содержание на 16 страниц и содержит в себе 4 главы и 16 статей.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Данная глава состоит из 3 статей, которые включают себя стандартный перечень в виде предмета правового регулирования и целей законопроекта. Если кратко, то под предметом закона понимают закрепление основ правового регулирования и развития креативный (творческих) индустрий.
Цели закон ставит поистине грандиозные:
1. Создание условий для самореализации граждан, повышение уровня занятости в сфере креативных индустрий.
2. Внедрение и развитие элементов креативной экономики, ускоренное внедрение инноваций.
3. Стимулирование развития креативных индустрий и предпринимательской деятельности в указанной сфере.
4. Обеспечение равных возможностей доступа субъектов креативных индустрий к объектам инфраструктуры и мерам государственной поддержки.
5. Стимулирование создания креативных продуктов и обеспечения защиты прав на их использования.
6. Совершенствование системы образования и компетенций в сфере креативных индустрий.
Статья 2 содержит стандартный перечень нормативных актов, регулирующих данную сферу.
Статья 3 содержит основные понятия, такие как "креативные индустрии", "креативный продукт", "субъекты креативных индустрий", "креативный кластер" и "меры государственной поддержки".Что примечательно закон раскрывает понятие "креативные индустрии", однако не содержат в себе, какие сферы к этому относит. Возможно деятельность будет позже. Читаем... Согласно закону креативные индустрии - это экономическая деятельность, связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынке, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью. То есть по своей сути это коммерческие продукты, обладающие уникальностью, то есть авторской чистотой и экономической ценностью. Звучит сложно? Согласна. Но едем дальше.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти в сфере креативных индустрий
Статья 4 устанавливает полномочия Правительства РФ и отдает ему на откуп право разрешения информации и определение порядка проверки территорий креативных кластеров.
Статья 5 устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в основном они связаны с территориальными особенностями и утверждением перечня креативных индустрий в конкретном регион, также территориальные органы вправе включить свои дополнительные критерии для включения в единый перечень. И дополнительные критерии для признания креативным кластером.
Глава 3. Креативные индустрии, субъекты креативных индустрий и инфраструктура креативных индустрий
Статья 6 наконец-то раскрывает нам виды индустрий:- Реклама и маркетинг, СМИ;
- Архитектура;
- Ремёсла;
- Дизайн промышленный, графический, создание моделей одежды;
- Кинематография, ТВ, видео, радио и фотография;
- Разработка ПО, сервисов, приложений, игр;
- Издательское дело и пресса;
- Музей, галереи, библиотеки;
- Музыка, театр, искусство, литература.
- Что интересно даже гастрономию включили в данный перечень.
Статья 7. Критерии определения субъектов креативных индустрий
- Ну это классические субъекты предпринимательской деятельности и даже экспериментальные самозанятые. Главным критерием для включения в реестр установлен экономический фактор – затраты на создание креативных продуктов. Чем-то схоже с сферой IT и признанием аккредитованной при IT.
Статья 8. Инфраструктура креативных индустрий
Ну тут все просто в их инфраструктуру входят:
- Центры креативных индустрий;
- Креативные кластеры;
- Креативные кластеры;
- Имущество, которое будет определять Правительство и территориальные органы субъектов.
Глава 4. Меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий и статистические наблюдения за деятельностью субъектов креативного предпринимательства
Статья 9 раскрывает особенности поддержки субъектов креативных индустрий. Основные формы поддержки адресная, финансовая, имущественная, образовательная, информационная и иная.Статья 10 раскрывает условия получения такой поддержки. В целом тут все просто, иметь регистрацию в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого, предприниматель должен находится и осуществлять деятельность на территории РФ; осуществлять деятельность в сфере креативной индустрии; не иметь просроченной задолженности по представленным займам от государства или налогом и взносам. В общем исправно все платить государству.
Статья 11 раскрывает что помощь может оказываться в виде налоговые льготы, государственные гарантии по обязательствам креативных индустрий, субсидий, грантов на конкурсной основе.
Статья 12 раскрывает имущественную поддержку креативных индустрий в виде передачи субъектам имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок транспортных средств, инвентаря, инструментов безвозмездно или на льготной основе.
Статья 13 раскрывает в каком виде будет обучение, в том числе подготовке кадров, учебно-методическая помощь и оказание консультационных услуг.
Статья 14 устанавливает, что информационная поддержка будет оказываться путем размещения информации в сети "Интернет".
Статья 15 закрепляет, что в данной сфере будет ввести статистический учет с целью улучшения взаимодействия и поддержки.
Статья 16 устанавливает срок вступления закона в течение 90 дней после официального опубликования.
Итоги
Инициатива однозначно положительно.Вопрос один: как это все будет работать? Какие муки ада будут проходит бедные креативщики, чтобы получить долгожданные льготы.
Малому бизнесу, которому эти льготы будут положены, однозначно это получить будет непросто. Поживем – увидим. Инициатива очень похожа на аккредитацию при IT. Что ждем иные льготы. Считаю, что поддерживать интеллектуальную собственность – очень хорошая идея, жаль, что здесь еще и от самих субъектов многое зависит.
Напоминаю, что автора можно также читать в "Телеграме".
Там еще больше информации, интересный контент и живое общение.
Photo by Jake Noble on Unsplas
Поддерживаете поддержку конкретных сфер правительством РФ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: