Священник-диджей проводит вечера авангардной электроники

Отец Антонио Пиледжи – бывший композитор, который нашел свое призвание, руководит фестивалем, посвященным неземным и духовным проявлениям электронной, эмбиентной и экспериментальной музыки.
Ветреным вечером в конце октября паства отца Антонио Пиледжи выстраивалась в очередь под портиком иезуитской церкви 15 века на площади Сан-Феделе в Милане. Тема очередного собрания в Культурном центре Сан-Феделе, однако, не евангелизм, а электронный шум.
57-летний священник-иезуит, высокая и худощавая фигура с распятием на шее, представляет вечер музыки экспериментальных электронных композиторов Мэриэнн Амахер и Тима Хекера, канадца, чьи эмбиентные инструментальные композиции выражают разные чувства – от блаженства до ужаса. Верующие, молча сидящие в недавно отремонтированном зале, – студенты университетов, фанаты электронной музыки и металлисты. В ноябре 2023 в Pileggi состоится концерт клавишника Nine Inch Nails Алессандро Кортини, который будет играть на синтезаторе Strega собственной разработки.
«Музыканты, которых мы выбираем, – это люди, открытые духовному и сакральному измерению», – говорит Пиледжи. – Многие сначала были удивлены, встретив священника на музыкальном фестивале, но теперь это не новость».

Религия и авангардная музыка – не очевидное совпадение. В мае этого года ультраправые протестующие католики пикетировали фестиваль беспилотными летательными аппаратами в Карнаке, западная Франция, размахивая плакатами с надписью «Электро-концерт в церкви – что делают наши епископы?». В прошлом году в Нанте активисты заблокировали церковный концерт шведской дарквейв-музыкантши Анны фон Хауссвольф. Но на площади Сан-Феделе библейские стихи и бурлящие ритмы сосуществуют в гармонии.
Культурный центр был основан после войны с идеей объединения духовных и культурных аспектов. Первыми гостями были Пьер Паоло Пазолини, Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни, а в крипте церкви хранятся современные произведения искусства Лучио Фонтаны и Янниса Кунеллиса. Но пока сюда не приехал отец Пиледжи, музыкой здесь не интересовались.
В своей предыдущей жизни Пиледжи был композитором современной инструментальной музыки, обучался сначала в родной Калабрии, а затем в Париже, вдохновленный Булезом, Штокхаузеном, Мессианом. Во время работы на фестивале современной музыки Atempo в Каракасе, Венесуэла, он научился организовывать концерты.
«В то время я не верил в Бога, был даже немного антиклерикальным, – вспоминает Пиледжи. – Но в какой-то момент оказался в церкви в Париже, субботним вечером, во время празднования мессы. И потом почему-то возвращался туда каждую неделю. Чувствовал, что-то внутри меня меняется».
В 1998 году, в возрасте 32 лет, он присоединился к ордену иезуитов, и в последующий период духовного становления музыка приобрела для него иное значение. «Я был свидетелем прекрасных псалмов, которые пели в монастырях, слушал музыку хвалы Богу: научился по-другому воспринимать мелодии».
После того, как в 2009 году Пиледжи был вызван в Милан из Бельгии, он снова начал организовывать концерты, исследуя старинную музыку и современных композиторов, джаз и живые саундтреки к немым фильмам. Впервые он пригласил Хекера провести концерт в 2013 году и понял, что здесь собрались музыканты-экспериментаторы, которые уже интересовались духовностью, не только через форму ортодоксальной религии.

«Мы увидели новую аудиторию, с которой хотим взаимодействовать», – объясняет Пиледжи. Так родился фестиваль Inner Spaces, посвященный самым неземным и духовным проявлениям электронной, эмбиентной и экспериментальной музыки. «Для нас измерение слушания имеет основополагающее значение. Наше самое важное чувство – слух. В Библии один из самых главных глаголов – «слушать». К слову Божьему нужно прислушиваться», – размышляет Пиледжи.
«Я заметил, что музыка может выполнять функцию стимулирования внимания к слушанию. Даже если это музыка, напрямую не связанная со священным, она приближает нас к измерению внутреннего мира, где мы возвращаемся к самим себе».
Во время концерта Хекера и Амахера публика сидела, поглощенная музыкой. В перерыве некоторые слушатели достали книги и стали читать.
Пиледжи говорит, что музыканты, которые приходят в его Культурный центр, часто задают много вопросов о духовности. Вопросы веры, однако, остаются частным делом каждого. Не обязательно быть верующим, чтобы посещать концерты или играть на них. Единственный здесь представитель церкви – отец Пиледжи.
Источник: The Guardian
На 1 фото: отец Антонио Пиледжи. Фотография: Риккардо Труди Диоталлеви для Inner Spaces
На 2 фото: Тим Хекер выступает в Inner Spaces. Фотография: Риккардо Труди Диоталлеви для Inner Spaces
На 3 фото: аудитория концерта Тима Хекера вся внимании. Фотография: Риккардо Труди Диоталлеви для внутренних пространств