Учитель против ученика. У кого больше прав в современных реалиях? И что ждать детям и педагогам от новой поправки ФЗ "Об образовании"
Как считаете, у кого больше прав - Учителя или Ученика? Тема, действительно, заслуживающая внимания. К тому же, Совсем недавно Госдума приняла законопроект ФЗ "ОБ образовании", где появился пункт о запрете смартфонов на школьных уроках. Как теперь поступать учителю при обнаружении пресловутого гаджета, как действовать ученику - ответы на эти вопросы ждут как родители школьников, так и сами педагоги.
Школьные баталии или бои без правил

"Ненавижу школу" - эти слова можно услышать как от ученика, так и от учителя. И к большому сожалению, это замкнутый круг. Ученики ненавидят школу из за учителей, Учителя - из за учеников. Кто первый начал - можно рассуждать до бесконечности. С одной стороны, учителя никогда не должны переходить допустимые рамки в отношении своих подопечных, ученики же обязаны соблюдать дисциплину образовательного учреждения и не нарушать учебный процесс. Чьи права нарушаются чаще? Полагаю, обеих сторон. И главное правильно определить, кто на сколько виноват и привлечь к справедливой ответственности, а это самое трудное, ведь детям свойственно приукрашивать, взрослым - умничать.
Когда школа превышает свои полномочия?

Какие рамки охраняемого пространства ученика чаще нарушаются школой? 4 самых распространённых критерия, с одним из которых каждый ученик и учитель сталкивались в стенах школы.
- внешний вид ученика. Конечно, ученики должны выглядеть прилично - приходить на занятия в школьной форме (если она предусмотрена в конкретной школе) или соблюдать деловой стиль одежды. И если параметр одежды предусмотрен нормативно-правовыми актами, то параметр внешнего самоопределения - это уже прерогатива ученика. Школа не может не допустить к занятиям ученика с фиолетовым ирокезом или серьгой в носу, даже если пропишет это в своём договоре. Равно как и учитель не имеет права отстранить такого ученика от занятий, поставить двойку и т.п.
- оскорбления и унижения ученика не допускаются, равно как и рукоприкладство. Да, даже если ученики сами провоцируют учителя. В таких случаях, это упущение дирекции школы, вообще было бы желательно, чтобы в обязательном порядке проводились собрания с учителями на предмет таких конфликтных ситуаций. Учителям бы разъяснялось, как следует себя вести, чтобы конфликт не доходил до пика, учителям было бы проще, если бы они чувствовали поддержку дирекции.
- оценки. Оцениваться должен только результат работы ученика, а не сам ученик. При выставлении оценок учитель должен руководствоваться методическими рекомендациями по своему предмету.
- личные вещи и личное пространство. учитель не имеет права забирать личные вещи ученика, читать его переписку в телефоне, смотреть личные файлы и т.п. Ученик имеет право на собственные идеологические взгляды и свободу вероисповедания.
Провокатор какой-то: когда ученик неправ

Часто учителя говорят, что они "бессильны" и "бесправны". Но это не так. Конечно, в современных реалиях педагогам стало гораздо сложнее преподавать. Дети стали более "ушлыми" во многих аспектах, не расстаются с гаджетами, оснащёнными видеокамерами и диктофонами, специально, в качестве мести за плохую оценку или просто - для прикола провоцируют учителя на ругань, спеша запечатлеть и затем - пожаловаться.
Учитель не ущемлён в своих правах. Он имеет право на защиту чести и достоинства, в случае если ученик неправ и намеренно провоцирует учителя хамством или оскорблениями, родители набрасываются с угрозами или распространяют информацию, не соответствующую действительности и наносящую вред чести и достоинству педагога. Учитель также имеет право на личную жизнь. Помните волну слежки за фотографиями учителей в соцсетях? Признаюсь, были среди них случаи действительно противоречивые, и вполне подпадающие под понятие "аморально". Но большинство случаев и последовавших за этим увольнений "по собственному желанию" были незаконными, учителя просто не выдерживали прессинг и не отстаивали свои права. Такие нападки в основном были на почве личной неприязни родителей к конкретному педагогу.
К примеру,
в Калуге собрали свыше 1500 подписей в поддержку учительницы, которая сорвалась из-за провокаций учащихся, чем они и воспользовались - засняли и распространили видео.
Большинство родителей и выпускников вступились за честь и достоинство педагога.
И даже когда закон встанет на сторону учителя, будет ли у него желание продолжать работать на прежнем рабочем месте?
Запрет смартфонов: инструмент без инструкции?

Кстати, именно случай, описанный в конце предыдущем пункте подтолкнул депутатов к принятию нашумевшей поправки. Цель - сконцентрировать внимание детей на учебном процессе, а учителей оградить от "пранкерства" учеников с последующим сливом в сеть. Родители школьников правовое новшество поддерживают, согласно опросу выступили "за" свыше 70 процентов. Но вот незадача, законодатель правовой инструмент-то вручил, но как им пользоваться - пока (?) не указал. В законе идёт речь об ограничении пользования смартфоном во время учебного процесса, хотя нормативно-правовой акт с аналогичным ограничением в действующей правовой копилке страны уже имеется (нормы СанПин). Определённая доля риска ухудшения ситуации есть: педагоги, опираясь на нашумевшую поправку, по сути не будут знать КАК её применить на деле: что делать с обнаруженным гаджетом? Какие действия предпринимать? И в таком случае, никакого регулирования не будет - конфликт разгорится с новой силой, педагог ещё и виноватым может оказаться. Законодатель разрешает использование смартфонов для экстренных случаев, с целью использования в учебном процессе, а также разрешает кнопочные телефоны. Но как проконтролировать, в каких целях используется смартфон, не перешагнув границы личного охраняемого законом пространства ученика? Рациональнее и грамотнее было бы прописать в законе, как учителю применять эту поправку, чтобы действовать в рамках закона и не попасть под ответственность.
Долой "старую школу", даёшь индивидуальный подход!
В России просматривается занятная и немного волнующая тенденция в области школьного образования. Речь идёт о так называемом "семейном" образовании, когда ученик переходит на учёбу по индивидуальному плану - на дому, с родителями и репетиторами. И как отмечают эксперты, одно дело если этого требуют медицинские показания или сопутствующие профессиональные занятия ребёнка, то совсем другое, когда эта мера лишь следование моде...
Только в 2019 году по традиционному пути школьного образования не пошли более 100 000 учеников. Родители таких школьников считают не достаточно прогрессивными и современными методами обучения, используемого в школах страны. Поэтому выбирают путь индивидуального обучения, которое даёт возможность развиваться независимо от коллектива, идти вперёд и проходить программу теми методами, которые считают более эффективными. Возможно, они в чём то и правы, но ничто не заменит школьный коллектив - это важная ступень, в первую очередь, в социализации ребёнка.
Мнение автора
Касательно прав ученика и учителя, могу вас удивить: как бы это противоречиво не звучало - но прав у обеих сторон одинаково. Вопрос лишь в их реализации, как вы уже поняли из текста статьи. И в этом аспекте ученики лидируют.
Тоже самое и с новой поправкой - инструмент дали, а как им пользоваться - не рассказали. Но во многих школах страны такая практика ещё до принятия поправки ФЗ была обычной и прописана в локальных актах, дети, приученные к этому с начальных классов и в дальнейшем охотно следовали этому правилу.
Фото: Яндекс Картинки.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
а надо дать больше прав учителю,все-таки он дает знание нашим оболтусам,а не наоборот и кто не хочет подчиняться,пусть идут либо в частную школу,либо на экстернат
Обычно во всех тяжких грехах обвинят учителя. Несправедливо. До каких пор....
Возможно, всё изменится - как знать...
Очень часто в этом виноваты сами учителя! Ставьте видеокамеры в классах и разногласий не будет. А если отобрать сотовые у учеников, то учителя вообще безнаказанно будут издеваться над детьми.
Профессия педагога не была престижной,в учителя шли по зову сердца.В нашей стране учителей и до революции, и в советское время уважали.Благодарность наступала с возрастом,но память о преподавателях,их роли в формировании личности сохранялась. В период перестройки,да и сейчас, уважения к педагогу нет.Стало "модно " обсуждать воспитателей детсада,учителей ,критиковать методы работы.И все это ни только в присутствии детей,но и с экранов ,на различных шоу. Мы доверяем пилоту,инженеру,спроектировавшему мост или другое сооружение. Но педагогу не доверяем,сомневаемся в его об,'ективности, приемах работы и вмешиваемся всякими постановлениями о мобильных телефонах в святое святых:взаимоотношения учителя и ученика. Без мобильных учились,родители чаще посещали школу,а сейчас телефон нужен " яжматери" и "яжотцу". Поставить галочку, проявить "заботу" формальную.
Для каких таких учебных целей необходим на занятии телефон?Идет личное общение, формируется тонкое взаимоотношение:учитель-ученик-коллектив-интерес к обучению.Не вижу места мобильному телефону в этом процессе. Хочется сказать законодателям"Не навреди"Педагог нуждается только в доверии со стороны государства.
Для каких целей? Учитель даёт ученикам ссылку на какой нибудь километровый тест, а сама весь урок сидит в тиктоке....
Гнать таких педагогов из системы образования!
Очень часто в этом виноваты сами учителя! Ставьте видеокамеры в классах и разногласий не будет. А если отобрать сотовые у учеников, то учителя вообще безнаказанно будут издеваться над детьми.
Тогда и учителя пусть не будет телефона жили же как то раньше
Что тут судачить и искать у кого больше прав.
21-й век на дворе и есть хорошая штука как видеорегистратор и другие подобные устройства, которые сейчас помогают решать многие спорные вопросы на дорогах и в жизни.
Школа общественное место, и достаточно будет законодательно закрепить ответственность за распостранение записей уроков, и при спорных ситуациях, это могут оценить правоту каждого администрация школы или другой вышестоящий орган.
Также знания учеником и учителем, что урок записывается, будет дополнительно дисциплинировать обе стороны.
С вашим мнением согласен, но как оценить: законодательно закрепить ответственность за распространение записей уроков? -зачем запрещать, например, если ребёнок болен, почему не посмотреть запись урока дома?
Согласен, тут тоже можно предусмотреть, что больной ребенок может просмотреть тот или иной урок с сайта школы куда он может попасть с помощью своего пароля, как к электронному двевнику, здесь я имел ввиду чтоб все это не расползалось по разным соцсетями другим непонятным ресурсом
Хорошее предложение. Сейчас, к примеру, не редки случаи когда в кабинетах у врача ведётся видеозапись. Но здесь другой подход: доступа к ней нет ни у врача, ни у пациента - запись хранится, если возникнет спорный случай.
Думаю, что отношения учитель - ученик давно нужно ставить на правовую основу, и здесь не помешала бы доработка законодательства.
Причём конкретная, во многих аспектах её не хватает. Больше противоречий получается, чем регулирования