Италия ищет руководителей музеев, в воздухе витает по мнению ряда лиц национализм
В последний раз, когда появлялись высшие должности в некоторых из самых престижных художественных учреждений страны, многие из них достались иностранным кандидатам. На этот раз это маловероятно.
В течение последних нескольких недель десятки кандидатов встречались с комитетом из пяти человек в темной, заставленной книгами комнате Министерства культуры Италии, надеясь убедить комиссию в том, что их следует выбрать для руководства некоторыми из ведущих музеев Италии, в том числе Уффици во Флоренции, Каподимонте в Неаполе, Брера в Милане и еще семь других.
На каждую должность претендуют по десять кандидатов. Комитет сократит каждый список до трех на основе собеседования и знаний кандидатов по множеству вопросов — новых технологий, законодательства о культурном наследии, возможностей спонсорства — а также их видения каждого музея.
Окончательный выбор будет сделан где-то в следующем месяце министром культуры Италии и директором министерства, курирующим музеи.
Министерство культуры Италии
Прошло восемь лет с тех пор, как реформа предоставила некоторым итальянским художественным учреждениям большую автономию и открыла должность директора музея для людей, не входящих в ряды министерства культуры.
Тогдашний министр культуры искал заявки от иностранцев, чтобы встряхнуть музейный сектор, даже опубликовал объявление о вакансии в журнале The Economist.
В первые 20 музеев, затронутых реформой, было назначено семь иностранцев и несколько итальянцев с опытом работы за рубежом, которые были наняты на четырехлетний контракт, который можно было продлить один раз.
«Это открытие принесло свежий воздух во всю систему», — сказал Лука Джулиани, археолог, входивший в комитет 2015 года, выбиравший этих директоров. Однако, по его словам, многие итальянские историки искусства и археологи почувствовали себя пренебрежительными, и некоторые коллеги перестали с ним разговаривать.
На этот раз настроение другое. Хотя новый министр, входящий в националистическое правое правительство, заявил, что национальность не является проблемой, из 90 с лишним кандидатов, включенных в окончательный список (некоторые претендуют на пост более чем в одном музее), лишь немногие имели значительный опыт работы за пределами Италии. А двое иностранцев, претендующих на работу, уже управляют двумя ведущими итальянскими музеями.
Учитывая политическую направленность правительства, «было бы удивительно, если бы они искали международных кандидатов», сказал Джулиани.
Критики также говорят, что, предоставив министру культуры последнее слово в выборе директоров, реформа 2015 года также дала министру огромное влияние.
«Реформа была призвана поставить директоров музеев на поводок», — сказал ректор Университета для иностранцев Сиены.
В рамках реформы 20 ведущих музеев Италии, в том числе Галерея Боргезе в Риме, Академия в Венеции и Археологический музей в Неаполе, получили большую управленческую автономию, передав надзор за бюджетами от министерства культуры директорам, которые также были поощрял сбор средств.
Однако реформа оказала влияние не только на этот верхний уровень. Доходы музеев, которые когда-то передавались министерству культуры и перераспределялись между менее посещаемыми объектами, теперь в основном остаются в казне автономных музеев.
Шестьдесят музеев теперь имеют определенный уровень бюджетной и административной автономии. Финансовая независимость вынудила эти музеи попытаться привлечь как можно больше посетителей, «используя бизнес-логику», что, было полной противоположностью их культурному мандату.
Но также существует мнение, что реформа 2015 года потерпела неудачу по ряду направлений, особенно когда дело касалось найма персонала, который все еще зависел от открытых конкурсных экзаменов через министерство культуры. Это означало, что они не могли нанять того, кого хотели. А итальянская бюрократия также препятствовала усилиям по проведению масштабных перемен.
На данный момент министерство культуры отказалось сообщить, сколько иностранцев подали заявки на вакансию на этот раз, однако было заявлено, что отсутствие иностранных кандидатов в шорт-листах позволяет предположить, что, по крайней мере, высшие должностные лица из сравнительно престижных музеев не подали заявки.