Можно ли критиковать Солженицына, если нельзя Льва Толстого

Коллаж автора из фото ресурса Яндекс. Картинки
Мысль написать эту статью пришла из просмотра однотипных комментариев к весьма востребованной публикации: "Ложь о войне 1812 года: роман Льва Толстого "Война и мир". Ожидаемое возмущение не удивило — роман-эпопею Льва Николаевича целиком читало меньшинство, но фильм Сергея Бондарчука всё-таки смотрели очень многие и не только из старшего поколения. При обилии псевдоисториков, открывающих заинтересованным в сенсациях читателям историческую "правду", неудивительно, что у кого-то первая реакция на заголовок без вариантов негативная. Если ещё учесть, что чувствительность аудитории к русофобским фейкам в наше время повысилась. Но бережное отношение читателей к Отечественной истории и культуре, пусть и высказанное в резкой форме, к написанию настоящей статьи не подвигло бы. Достаточно было бы для резких и слишком быстрых на гнев и замечания: Вы хоть прочитайте то, что комментируете, может быть мы с Вами вовсе не враги, а единомышленники?
Здесь, как говорится, другое. Здесь в однотипных комментариях проявляется, конечно же, не какое-то народное единство, а скорее массово практикуемая привычка не иметь своих мыслей, а транслировать чужие. Нет, иллюзия своего мнения здесь присутствует на все 100, иначе бы пальцы не спешили бы к клавиатуре. Но присутствует только иллюзия и своих мыслей, и своего мнения. А если конкретно, то вот этот "замечательный" стандартизированный набор:
- "Война и мир" — художественное произведение, потому к нему нельзя придираться;
- Писатель имеет право коверкать историю на свой лад, никто не придирается же к Дюма или Пикулю;
- Лев Толстой — это гений, потому никто не имеет право его критиковать;
- На выбор замечания по тексту, показывающие, что комментаторы читали не роман целиком, а те отрывки, что из десятилетия в десятилетие предлагаются на школьных уроках литературы.
Во-первых, все те наивные субъекты, что высокомерно (правда, они считают, что остроумно) напоминают, что Лев Толстой написал не научную монографии, а художественное произведение, не замечают, что как и большинство обывателей воспринимают историческую реальность именно из художественных фильмов и книг, а научные монографии по любой теме чаще всего и в глаза не видели. Это не в упрёк будет сказано читателям. Просто для знакомства с монографиями нужна какая никакая подготовка. Общеобразовательная школа такой подготовки не даёт, в лучшем случае приобщает к беллетристике на исторические темы. Так что, умом-то почти все понимают, что исторический роман — это не самый лучший источник знаний по истории, а подсознательно именно ему предпочтение и отдают. Потому и ответственность с писателя, выбравшего значительной частью сюжета своего произведения исторические события и исторических персонажей, ни в коем случае нельзя снимать.
Во-вторых, нет никакой охранной грамоты на враньё ни у Дюма, ни у Пикуля, ни у Льва Толстого, ни у кого-либо ещё. И не только Льва Толстого подвергли критике за его исторические подлоги. Когда автор статьи учился в начале 1990-х на истфаке университета, то преподаватели так обозначали ахинею нерадивого студента на экзамене: "ну, у Вас совсем уже Пикуль пошёл...".
В-третьих, интересно, а кто назначил писателя Льва Николаевича Толстого гением, и где есть такое правило, что гению де всё позволено? Поскольку комиссии по присуждена звания гений нигде не наблюдается, то, пожалуй, единственный источник по назначенным гениям — это всё тот же школьный учебник литературы и восторженная учительница, сразу оптом восхищённая всеми, кто включён в программу.
В-четвёртых, прежде чем бросаться защищать "гения" и его роман, надо хотя бы прочитать последнее, желательно, отрешившись от предрассудков, усвоенных на уроках литературы. Всё дело в том, что искажения искажениям рознь. Одно дело, например, напутать с любимой маркой коньяка исторического персонажа или с моментов взятия на вооружение нарезного оружия. Да, это серьёзные ошибки и история строится на деталях даже и в художественном произведении. И, всё-таки, эти искажения никак не решающие. А вот если ложь писателя оскорбляет национальные чувства — это совсем иной коленкор. И чем писатель Лев Толстой, который пишет, что русская армия победила Наполеона потому что Кутузов М. И. всю войну 1812 года проспал, лучше "историка" без диплома Евгения Понасенкова, рассказывающего в интервью, что Наполеон проиграл войну в России в 1812 году потому, что от русских (нестерпимо воняло) неприятно пахло? Или русофобия первого милее русофобии второго для некоторых умничающих по поводу того, кому что позволено и положено?

Солженицын с политическими проповедями в США. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Последнее — при чём здесь Александр Солженицын, если речь о романе Льва Толстого "Война и мир"? На самом деле, очень даже причём. И тот, и другой явно мнили себя пророками и имели страсть к проповеди. За примерами далеко не приходится ходить — "В чём моя вера" и "Как нам обустроить Россию". Потому оба и прославились на ниве проповедничества куда сильнее, чем на литературной. И даже над имиджем своим оба поработали в общем направлении — борода для пророка органичнее, чем бритое лицо; и в одежде у обоих победил эпатажный стиль — Лев Толстой обрядился в пролетарскую блузу в стиле "Парижских тайн", а Александр Солженицын, прославившийся как антисталинист и даже едва ли не черносотенец, влез в военный зелёный френч по моде 1930-х - 1940-х годов. И ещё совсем недавно из каждого утюга неслось, что "великий русский писатель Александр Исаевич Солженицын — это совесть нации", очередная "совесть". И в этом у него есть много общего с Львом Николаевичем Толстым, который выпускникам советской школы должен был запомниться как "зеркало русской революции".
И вот теперь другая мода (для очень многих именно мода) — теперь Солженицын уже как символ предательства и лицемерия. А из-за чего? Большинство наверняка ответят, что в своих книгах этот символ диссидентства искажал историческую правду. И вот как-то не хотят и к нему применить тот же тезис: "Архипелаг ГУЛАГ" ("В круге первом", "Один день Ивана Денисовича") — это художественное произведение, а не научная монография. То есть, для выпускника "самой лучшей в мире школы" оскорблять ложью память русского полководца Михаила Кутузова или русского императора Александра I — это в порядке вещей, а вот соврать в отношении советского лидера Иосифа Сталина или главы советских спецслужб Лаврентия Берия — это уже недопустимо. Вот такие дела с исторической памятью.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Дзен под заголовком"Можно ли критиковать Солженицына, если нельзя Льва Толстого".
Л. Толстой- писатель. А. Солженицын- не совсем. Рядом писать эти фамилии уже некорректно...
И в чём же он не совсем писатель?
Он НЕ ПИСАТЕЛЬ, он ПРЕДАТЕЛЬ! Продавшийся ЦРУ и при его поддержке издававший свои "великие произведения"! И живший в Америке на деньги ЦРУ! А его сыновья ДО СИХ ПОР ЖИВУТ И РАБОТАЮТ В Америке в фирмах СВЯЗАННЫХ С ЦРУ!
Его произведения начали печатать в СССР ещё в 1960-е гг. Чем бред всякий нести, лучше книжки читайте.
Начали, НО БЫСТРО ПРЕКРАТИЛИ! Он думал со своими "шедеврами" вылезти при "оттепели"! Да не тут то было! Быстро заметили его нутро! Продолжил свое "творчество", даже Нобелевскую премию получил! Сильно понравился врагам СССР своими "произведениями"! В конце-концов дописался! Выгнали в 1974 году из СССР, лишив гражданства! Осел в Америке, где продолжил свое "творчество" на деньги различных спонсоров, в т.ч. при поддержке ЦРУ! Пришелся ко двору новоявленным "демократам" быстро перекрасившимся из "пламенных коммунистов"! Был провозглашен "совестью нации", получил две Государственных премии! На самом деле предатель, лгун (его ложь в "произведениях" неоднократно разоблачали), лагерный стукач, которого разоблачил известный писатель Шаламов.
Л.Н.Толстого нужно читать и включать в программу образовательного процесса, а А.Солженицына нельзя включать, это сложный деятель своих работ, не совсем правдивых и ученики многие его не понимают. Нужно вернуть в образование: "Как закалялась сталь" Н.Островского, вот на этих примерах нужно воспитывать наше поколение, на правде.
И Толстого надо читать, и Солженицына надо читать, только в обоих случаях без подобострастия и щенячьего восторга. А на примере Павки Корчагина можно очень убедительно показать, какие подонки и недоумки делали революцию. Корчагин - образцовый дегенерат, и это действительно правда.
Замечательная публикация. С автором согласен полностью.
Спасибо большое!
Согласна с автором, художественное произведение не есть историческое, для изучения истории полно научно-популярной литературы. Например, историки говорят, что мало истинной истории у Пикуля или у Яна, но лично я читала их книги с большим удовольствием.
Согласен с Вами, но большинство читателей автоматически воспринимают художественную литературу как подлинно историческую. Поэтому писательская ложь не должна иметь оправданий.
1) Все книги на земле написаны об одном и том же( и художественные и документальные). Критикуя книгу вы критикуете метод автора - то есть его творческий почерк. В чём смысла то особого нет.
2) Читать Солженицина невозможно - это такой кондовый и топорный стиль внушающий с первых же страниц ненависть писателя к своему писательству.
3) Льва Толстого лучше перечитывать после каких-нибудь литературоведческих статей о нём. Просто читать Толстого как газету - глупо.
Вы сами себе противоречите. Попробуйте читать книги без самообработки всякой литературоведческой писаниной. Просто читать.
Толстой не фигура беллетристики и стиля, Толстой - скала в контексте времени и миропонимания. Ну, Вы конечно можете рассказывать, что "просто читали" и постигли =по-ходу пьесы=. ПэТэУшникам...
Не надо хамить. Остроумной Вашу ахинею явно назвать нельзя, даже под прикрытием портрета Путина В.В.
Да, я не Толстой. Могу себе позволить. Учите пэтэушников. Им это надо.
Им это надо. И они, судя по всему, куда способнее Вас.
Всего хорошего!
Допускаю и надеюсь. В любом случае советы вида:
это не ко мне.
Желаю стойкости и усердия в следовании своему поучению.