Оценка эффективности мер РФ по борьбе с международной и транснациональной преступностью
В России, как и в других странах, транснациональная преступность остается серьезной проблемой, с которой необходимо бороться. Существует ряд факторов, которые могут затруднять борьбу с транснациональной преступностью в России: коррупция в правоохранительных и правительственных структурах; отсутствие эффективной сотрудничества с некоторыми странами; низкий уровень осведомленности и сознательности населения.
Политические меры играют важную роль в борьбе с транснациональной преступностью по ряду причин. Во-первых, укрепление международного сотрудничества: для борьбы с транснациональной преступностью необходимо с целью координации действий: необходимо координировать действия правоохранительных органов разных стран, чтобы эффективнее раскрыть и пресечь преступную деятельность. Политические меры могут способствовать координации действий, например, путем создания международных организаций и координационных центров. Во-вторых, политические усилия требуются в целях создания правовых основ для борьбы с транснациональной преступностью: нормативные акты позволяют обмениваться информацией, задерживать и экстрадировать преступников. В-третьих, имеют важность политические меры финансового характера: финансовые средства являются основным источником дохода для многих транснациональных преступных группировок. Политические меры могут способствовать пресечению финансирования преступной деятельности путем создания соответствующих законодательных и правовых механизмов.
Оценить масштабы международной транснациональной преступности и ее точный ущерб национальным экономикам достаточно сложно: международная статистика по преступности и интерпретация конкретных фактов могут обнаруживать существенные различия в зависимости от используемых источников и точки зрения. Тем не менее, можно привести некоторые общие тенденции и факты, характеризующие транснациональную преступность как глобальную проблему. Известно, к примеру, что организованные преступные группировки действуют практически во всех странах мира, а их глобальный годовой доход оценивается примерно в 1,5 триллиона долл. США. «Цена» такой преступности, указывает А.А. Грибков, составляет около 3,6% от мировой экономики. Согласно докладу ООН, объем средств, полученных в результате легализации денежных средств, заработанных преступным путем, составляет около 2% глобального ВВП .
Российская Федерация принимает различные меры для борьбы с транснациональной преступностью и нейтрализации ее угроз. Представим основные направления принятия мер в рассматриваемой области:
- Законодательные меры: Принятие законодательных актов, направленных на борьбу с транснациональной преступностью, в том числе региональных актов, актов федерального значения, международных договоров и соглашений. К примеру, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Рекомендации Финансовой действующей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF), Федеральный закон от 8 января 1998 года № 1-ФЗ «О борьбе с организованной преступностью» и Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 150- ФЗ «О борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем» и прочее;
- Международное сотрудничество: Россия сотрудничает с другими странами в рамках международных организаций и интеграционных объединений, таких как Организация Объединенных Наций (ООН), Интерпол, ЕАЭС , Союзное государство и проч. Сотрудничество включает обмен информацией, проведение совместных расследований и преследование международных преступников.
В контексте международного сотрудничества российскими дипломатами, представителями органов власти и правоохранителями уже были достигнуты существенные успехи. Особую значимость обретают усилия трех ведомств - Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Следственного комитета. Именно данные структуры наиболее тесно и систематично взаимодействуют с иностранными органами обеспечения безопасности. В ведении МВД, в частности, находится взаимодействие с Интерполом; посредством 80 региональных отделений осуществляется прямое взаимодействие с иностранной полицией . Следует отметить, что вследствие геополитических противоречий уровень интенсивности сотрудничества России с Интерполом существенно снизился, в особенно на фоне недавних призывов мировой общественности исключить Россию из Интерпола в принципе. Тем не менее, исключение такого важного геополитического звена, как Россия, из глобальной правоохранительной сети, приведет к возникновению существенных проблем и пробелов в обеспечении международной безопасности.
Также следует отметить, что некоторые отечественные авторы говорят о наличии пробела в рассматриваемой нами системе мер. Речь идет о недостаточной осведомленности общественности и деловых кругов об опасностях транснациональной преступности. Налицо недостаток информационных кампаний по повышению осведомленности общественности. А.Л. Берестовенко справедливо отмечает: «достижение единства народа по существенным вопросам совместного бытия возможно при наличии гражданского общества» . В ситуациях, когда официальные меры не в силах в полной мере гарантировать нейтрализацию угроз международной преступности, возрастает значимость гражданского общества. Слаженная информационно-коммуникативная система способна стать мощной мобилизующей силой в борьбе с преступностью.
Таким образом, в России, как и в других странах, транснациональная преступность остается серьезной проблемой, с которой необходимо бороться. Существует ряд факторов, которые могут затруднять борьбу с транснациональной преступностью в России: коррупция в правоохранительных и правительственных структурах; отсутствие эффективной сотрудничества с некоторыми странами; низкий уровень осведомленности и сознательности населения.