Потребитель с претензиями

Если вы недовольны оказанными услугами или товаром, нужно ли писать претензию или можно сразу обратиться в суд?
В этом вопросе разбирался Верховный суд РФ в споре гражданина с банком «Связь-банк». Гражданин открыл в названном банке валютный вклад под проценты, которые должны были начисляться ежемесячно. Кроме того, в договоре с банком был предусмотрен обязательный претензионный порядок решения споров (т.е. до обращения в суд гражданин должен был оформить и направить банку прению) Но в один из месяцев гражданин недополучил 3 доллара в качестве начисленных процентов. Он обратился в банк с просьбой проверить начисления и перевести недостающую сумму, но в банке ему отказали.
Тогда гражданин подал иск в суд. Он потребовал доначислить на его счет недостающие 3 доллара, взыскать с банка компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. и потребительский штраф. Но две инстанции отказались принимать исковое заявление Расулова. Суды сослались на то, что заявитель нарушил обязательный досудебный порядок урегулирования споров, так как изначально не обратился в банк с письменной претензией. Но истец не отчаялся и обратился в Верховный суд РФ.
Верховный суд поддержал гражданина. Верховный суд указал, что соглашение сторон должно соответствовать тем правилам, которые установлены в законе, а закон «О защите прав потребителей» (который также распространяется и на договоры между банками и клиентами –физическими лицами) не предусматривает обязательный досудебный порядок разрешения споров между потребителем и исполнителем услуг. Следовательно, подобное условие в договоре с банком будет рассматриваться как незаконное ограничение права потребителя на доступ к правосудию.
Итак, если вы заключили договор на оказание услуг или приобрели товар в магазине, вас не устраивает качество, и вы хотите обратиться в суд, то условие об обязательном направлении письменной претензии продавцу вы можете смело игнорировать и сразу идти с иском в суд. Но почему этого делать не стоит?
Все дело в том, что если вы направляете письменную претензию, то тем самым предлагаете продавцу в добровольном порядке удовлетворить ваши претензии. Если продавец откажется удовлетворить ваши требования в добровольном порядке или просто проигнорирует претензии, то вы обратитесь в суд и сможете взыскать дополнительно штраф в размере 50% от суммы иска за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Кроме того, если вы уже выиграли дело против продавца и суд вам присудил приличную сумму компенсации, но продавец не спешит вам ее выплачивать, то вы можете направить ему еще одну претензию с требованием выплатить причитающиеся суммы, а в дальнейшем обратиться в суд и потребовать еще один штраф.
Стоит отметить, что такой подход касается только отношений между гражданами и продавцами, и не касается организаций и индивидуальных предпринимателей, на которых закон «О защите прав потребителей» не распространяется.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Законом предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за отказ в добровольном порядке удовлетворить обоснованные требования потребителя. Однако добровольное удовлетворение обоснованных требований потребителя - обязанность продавца (изготовителя, исполнителя). Что же касается потребителя, то досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав продавцу (изготовителю, исполнителю) - право потребителя. Поэтому он по своему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, что при этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишает потребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.
Не обращаясь предварительно к ответчику, потребитель сам ухудшает свое положение. Он лишает себя возможности взыскать моральный вред, неустойку и другие санкции, предусмотренные Законом лишь в случаях неудовлетворения законных требований потребителя в добровольном порядке, несоблюдения установленных сроков, наличия вины, что при отсутствии досудебного обращения истца установлено не будет.
Например, моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда только при наличии его вины, доказать которую при отсутствии каких-либо документов, подтверждающих отказ продавца (исполнителя, изготовителя) добровольно удовлетворить претензии потребителя, представляется невозможным.
А для взыскания неустойки необходимо установить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Кроме того, если суд установит, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке, государство вправе взыскать штраф в федеральный бюджет в размере пятидесяти процентов от цены иска. Суд должен стать последним средством разрешения подобных споров.
Это почему же на организации и ИП Закон о защите прав потребителей не распространяется? Что-то, Дмитрий Валентинович, у вас нелады с прочтением закона.
Конечно распространяется)
Автор не совсем корректно изложил последний абзац статьи... Необходимо было пояснить, что Потребителем может являться только гражданин, физическое лицо, приобретающий товар/услугу для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
А со стороны Продавца/Исполнителя может быть любое лицо, организации, ИП.