Лыкова Елена Александровна
Лыкова Е.А. Подписчиков: 4404
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.7М

О смысле статуса «инвалид»

694 дочитывания
49 комментариев
Эта публикация уже заработала 34,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Я приношу извинения, если статья обидит чьи-то чувства.

Инвалидность – тема непростая, как в морально-этическом плане, так и в плане правового регулирования. Закон о социальной защите инвалидов был принят ещё в 1995 году, задолго до разработки государственной программы "Доступная среда".

Сам закон, как и подзаконные акты, принятые во исполнение данного закона, претерпели значительные изменения. В частности, претерпели изменения Правила признания лица инвалидом, порядок обжалования решения государственного бюро медико-социальной экспертизы (решение может быть обжаловано в том числе дистанционно).

Сам статус "инвалид" ("ребёнок-инвалид") несёт ряд прав (если угодно – привилегий): от ежемесячной пенсии до возможности бесплатно отдохнуть в санатории (если санаторно-курортное лечение входит в индивидуальную программу реабилитации (абилитации) инвалида). Как вариант – если заболевание входит в перечень показаний для санаторно-курортного лечения, который (перечень) регулярно меняется. И отсутствуют противопоказания.

Законодательство о защите инвалидов построено таким образом, что одна часть преференций выдаётся на федеральном уровне, посредством Социального фонда, а другая – на региональном, через органы соцзащиты субъекта РФ. Как известно, субъекты могут принимать свои собственные законы, но не противоречащие федеральным законам. Проще говоря, улучшить жизнь инвалидов в регионе можно. Ухудшить – нет.

Есть вот такой момент. Есть инвалид, у него есть нужда в определённом средстве реабилитации. В федеральном перечне их нет. А на региональный он по тем или иным причинам претендовать не может. И в пункте проката тоже нет...

И вот ещё о чем бы хотелось поговорить.

В статусе "инвалид" многие здоровые и условно здоровые обыватели нередко видят лишь возможность получения денег и других мелких бонусов, типа бесплатного проезда. Но в упор не хотят видеть то, что привело человека к такому статусу, – его болезнь или увечье. Не отсюда ли частая обособленность людей с инвалидностью от остальной части общества?

А ведь пенсия по инвалидности – не что иное как компенсация заработка. Ведь инвалид (взрослый) нетрудоспособен. Если б не было того, из-за чего человек стал инвалидом, не было б и пенсии и доплат к ней.

Отсюда и желание некоторых людей непременно получить заветную розовую справку. И недоумение, почему люди, подпадающие вроде бы, инвалидами становиться не желают.

А не желают потому, что статус может не только помогать, но и вредить. Например, трудовое законодательство содержит много привилегий для работников с инвалидностью. А, как известно, привилегии – вещь неудобная для тех, кто их обязан предоставлять. Вот и проще отказать инвалиду в приёме на работу и утешиться мыслью, что он и так деньги получает.

Про квотные места для трудоустройства лиц с инвалидностью я расскажу в другой раз.

Но человеку, если у него несильно болит (да простят меня за грубость), очень важно чувствовать себя в жизни. И испытывать такие простые радости, как работа, накопление опыта, получение заработанных денег, а не полагающихся. Да и пенсия не сказать чтобы огромная.

Есть удивительные люди, добившиеся нереальных высот, несмотря на колоссальные трудности. Но мы их знаем именно потому, что явление это немассовое.

Известны случаи, когда родители отказываются от медицинского вмешательства, позволяющего устранить причину инвалидности ребёнка.

Также среди охотников на бюджетные места в вузах существует тенденция приобрести инвалидность (нет, не липовую), а потом, при переосвидетельствовании, ее скинуть.

Хотя сдать вступительные экзамены в общем потоке и пройти на бюджет без всяких этих не так уж и сложно. Проверено.

Как-то мне по работе пришлось изучить результаты анонимного опроса лиц с инвалидностью различной нозологии и разного возраста. Было опрошено несколько десятков людей. Понятно, этого слишком мало для подведения глобальных итогов.

Но вот все же.

Большинство опрошенных своей жизнью были недовольны. Многие отмечали отсутствие близких людей (опрошенные не являлись обитателями спецучреждений).

Немало тех, кто характеризовал свой образ жизни как малоактивный, каких-либо выходов в свет не практиковали.

Отношение окружающих к инвалидам было отмечено как в большинстве равнодушное.

Работа – из опрошенных работало только два человека.

И подавляющее большинство считало, что инвалидов должно обеспечивать государство.

Грустный замкнутый круг.

Инвалидность – личное дело. Никто не вправе её навязывать гражданину, даже если он имеет выраженные проблемы со здоровьем. Решение обратиться в бюро МСЭ или нет, должен принять только сам человек. И взвесить все "за" и "против" . Здесь пролегает очень тонкая грань, не замалчивать проблемы и игнорировать возможные пути облегчения жизни, так и не "закрыться" за инвалидностью.

Разумеется, это не касается случаев, когда инвалидность как статус – вопрос физического выживания человека.

Когда нужно устанавливать статус "инвалид"?

Проголосовали: 142

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

49 комментариев
Понравилась публикация?
60 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Лыкова Елена Александровна
Комментарии: 49
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Эксперт сметного дела Любовь
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.7М
22.01.2024, 15:08
Новосибирск

Да, Вы действительно не понимаете о чем пишите. Когда мне предложили статус инвалидности я долго не соглашалась, Твердила -Я не инвалид, Пока одна замечательная врач не пояснила. Не нужно понимать статус инвалида как ущербность, а примите её как посильная помощь государства. В то время я тратила на лекарства деньги в размере всей ЗП, и помощь в данном случае не помешала бы.

Когда я пришла на МСЭ я была уверена, что мне откажут, но мне дали сперва 3 группу, когда я подписывала документы врач подошла ко мне и сказала не переживайте несколько лет походите и дадим ВАм бессрочно, я была в шоке. В течении года мне становилось все хуже и при повторном посещении МСЭ мне дали уже 2 группу, на третий год я уже была плохо ходячая, костыли стали моими помощниками, и на третий раз мне дали вторую группу бессрочно. Пять лет болезнь только прогрессировала, но у меня все-таки получилось взять её под контроль. Я работу не бросала, перепробовала многие техники, что-то хорошо помогло, что-то не очень, но эти практики и поставили меня снова на ноги. Сейчас я хожу без костылей, да что-то мне не доступна но я счастлива, все что могу делаю

У Вас узкое мышление, не побывавши на нашем месте Вы не сможете полноценно описать и плюсы и минусы, У инвалидности нет плюсов!!!!! и запомните это раз и навсегда!!!! Ни одни льготы не вернут здоровье и возможности полноценной жизни!!!!

+16 / 0
картой
Ответить

Позвольте пожать Вашу руку. И пожелать Вам крепкого здоровья. . Но вместе с тем, я - в одном шаге от МСЭ. Потому и считаю себя вправе писать об этом...

+3 / 0
Ответить
23.01.2024, 01:28
Санкт-Петербург

А чем юристу может помешать статус "инвалид"? Какие ограничения по труду из-за этого возникнут? Считаю, что если они и могут возникнут - исключительно из-за не компетентности этих самих юристов.

+3 / 0
Ответить

Да ничем. Просто пока не созрела к этому шагу. А про ограничения к труду - они есть. К сожалению.

+1 / 0
Ответить
24.01.2024, 19:30
Санкт-Петербург

Так эти ограничения к труду, о чем Вы говорите, есть не зависимо от справки. Я бы пошла и взяла спокойно справку. А дальше можно про нее вообще никому не говорить. Пусть себе лежит.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не всегда можно не говорить. Девять лет отработала без справки. Может, и дальше получится.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
25.01.2024, 08:50
Санкт-Петербург

А если не получится? Поздно пить боржоми - когда печень посажена. Если возможно, приведите пример - где инвалид ОБЯЗАН сказать , что у него есть такая справка? И кто будет проверять ее наличие, если Вы о ней не упомянете?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Например, при заполнении декларации о доходах, пенсию необходимо будет указать. Отсутствие инвалидности, лично мне не особо мешает. А будет мешать - оформлю. Она, инвалидность, сама по себе никого не исцеляет.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)

Если это касается каких то физических недостатков, руки ноги, тело. А если повреждён мозг и человек сам не может выбрать идти к врачу или сидеть лежать дома или ещё где то. Инвалиды ведь то же разные, кто то может за себя решить, а кто то не дееспособен, а кто то и дееспособен, но грани связанной с умственной отсталостью. Статья поверхностная и если кто понял о чем она то думаю она его заденет и может даже обидит. Вы похоже очень далеки от этого вопроса

+1 / 0
Ответить

Я не касалась в статье всех нозоологий. Потому, как это и так понятно. Если человек не может понимать значение своих действий и руководить ими, то вопросы инвалидности и другие будет решать ент законный представитель.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Позвольте узнать, как вам удалось получить группу инвалидности бессрочно уже на третий год,если так не положено по правилам присвоения инвалидности? Или у вас и у нас в областях врачи МСЭ живут по своим законам,а не по законам РФ?

+1 / 0
Ответить
Эксперт сметного дела Любовь
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.7М
26.01.2024, 07:04
Новосибирск

По закону (в 19 году я получила бессрочно) как раз таки с 3 года выдают бессрочно, я ничего не выдумывала, и ни в коем случае не платила, но знаю не одного человека которым дали на 3 год бессрочно

+1 / 0
Ответить

Я не утверждал что вы что-то выдумывете или давали кому-то взятку. Просто чудеса,да и только!!!! У нас, во-Владимирской области врачи МСЭ утвержают, что бессрочная группа инвалидности присваивается только на пятый год с момента её установления.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

У меня 30 установленных и подтверждённых диагнозов, почти половина из них тяжёлые и необратимые. Работоспособность, как говорят врачи, уже не восстановится. Но каждый год я прохожу комиссию и бессрочную, сказали,дадут только в следующем году. В Московском институте эндокринологии,где я теперь вынужден проходить ежегодную госпитализацию, вообще врачи сказали, что по совокупности заболеваний мне положена первая группа инвалидности. Но у нас на это ответили: вот когда будете лежать прикованным к кровати и дышать через аппарат ИВЛ, тогда дадим первую))))

+3 / 0
Ответить
Эксперт сметного дела Любовь
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.7М
26.01.2024, 13:52
Новосибирск

Я из Новосибирска, и много раз слышала что люди ходят на МСЭ до 10 лет, кто 5, кто-то 7. Я не могу утверждать почему так, может диагнозы разные и в совокупности присоединенные заболевания. Я желаю Вам здоровья, на сколько это возможно!!!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо,и вам тоже поменьше болеть!!!!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
DELETE

Тяжело инвалидам в стране было всегда, в СССР тоже, их до сих пор, как бы "нет", не так часто видно "колясочников" или с какими-то другими явными физическими недостатками, кардинально отличающимися от обычных людей. Пенсии у них маленькие, хотя со здоровьем большие проблемы.

Согласна с Вами. Очень редко люди с инвалидностью появляются в обществе. Хотя могу вспомнить чудесного преподавателя. У него был протез руки, но если не приглядываться, можно было не догадаться. Настолько он свободно держался.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Инвалидность – личное дело? А если тебя делает инвалидом безрукий хирург? Как тут быть? Да ещё в 42 года. Руки-ноги есть,а результатом операции стала 2 группа инвалидности и полная потеря трудоспособности. Мне хотелось в 40 лет сидеть на шее у жены и получать нищенскую пенсию? А сейчас по жизненным показаниям назначено применение аппарата ИВЛ. С мая месяца пытаюсь его получить в качестве паллиативной помощи, но пока ни слуху ни духу. и получу-ли я его вообще, неизвестно?! А он стоит 55000, и это самая дешёвая модель из тех,которые мне подходят!!! Да ещё настраивать его надо будет ехать к врачу в соседний город, а это ещё тысяч 7-8!!! Где мне такие деньги взять при пенсии в 16 тысяч? В областном минздраве тоже говорят,что эти аппараты не входят в перечень бесплатно предоставляемых инвалидам средств реабилитации. и что делать? Круг замкнулся... А пожить-то ещё хочется,хоть немного,дочь младшую на ноги поставить... Не нужны мы,инвалиды, в этой стране никому!!!! Всем здоровья!!!

+10 / 0
картой
Ответить

Сочувствую Вам. Личное дело в плане, устанавливать инвалидность или нет. Желаю Вам здоровья!

+2 / 0
Ответить

Дай вам Бог не терять рассудка! Что бы вы сами могли определиться быть вам инвалидом или остаться в статусе здорового человека

+2 / 0
Ответить

Спасибо, только мне не оставили этого права выбора, к сожалению....

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Спасибо за пожелание конечно!!! Только поздновато. А в моём случае выбора не было, устанавливать или нет?! Объём лекарственных препаратов,которые я получаю , выходит на сумму почти полтора миллиона рублей в год. Где-бы я со-своей пенсией это вытянул? Да и жить на что-то надо... Раз не получилось получить возмещение с больницы за утраченное здоровье, то пусть хоть пенсию платят. Хоть и нищенскую, но, как говорится : с паршивой овцы хоть шерсти клок.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Главное в человеке - это внутренний стержень! И не важно инвалид ты , или нет. Нужно не замыкаться в себе и своих проблемах , а научиться жить со своим недугом и по возможности быть полезным в обществе.

+9 / 0
картой
Ответить

Спасибо. Да, это так.

+3 / 0
Ответить

По жизни встречал больше моральных инвалидов , чем с физическими недостатками.

+8 / 0
Ответить

Моральный урод - зверь неистребимый((

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Если мозг работает как надо, а если с головой не порядок? Не забывайте о тех кто в силу своих заболеваний не могу решать

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Могу сказать точно , в большинстве регионов ( не считая Москвы ) , на инвалидов просто забили . Забили конкретно , и забили по распоряжению местных " князьков " губернаторов . Да и социальные фонды банально разворовываются .

+9 / 0
картой
Ответить

Это очень плохо. И быть так не должно.

+2 / 0
Ответить
23.01.2024, 01:43
Санкт-Петербург

Ну от того , что мы здесь разглагольствуем ничего не изменится. Единицы, и то не вместе, а по одиночке пытаются изменить данную ситуацию. И иногда получается. Но человек не имеет права защищать всех инвалидов. Вот и получается что справедливость возможно только для одного конкретного человека. Кто готов составлять грамотные коллективные иски и подписывать их? Кто-то знает, что в России инвалидам положены льготные лекарства не зависимо от отказа от соцпакета?

+4 / 0
Ответить

Согласен с вами!!!! У нас катастрофически не хватает юристов специализирующихся на медицине. Простите,я уж опять о своём)))) вот например - сделали меня инвалидом в областной больнице города Владимира. Уж куда я только не обращался, сколько проверок не проводилось, а нарушений в действиях врача и лечебного учреждения не нашли. Хотя на словах, все врачи с которыми я разговаривал и у которых теперь вынужден наблюдаться, говорят, что тут явная вина хирурга была. Когда предлагал дать мне независимое заключение - все сразу отнекиваться начинали.... Разве врач врача посадит? Рука руку моет - это СИСТЕМА!!! А по лекарствам, кстати да, есть перечень заболеваний, по которым выдаются лек.препараты даже независимо от наличия у пациента инвалидности. Был период,когда у меня несколько лет инвалидность отсутствовала, но лекарства для лечения лёгких я продолжал получать. Такая-же история и сахарным диабетом. По другим заболеваниям не знаю, но наверняка тоже лекарства можно получить и без установления группы инвалидности.

+3 / 0
Ответить

Бесплатно выдают только дешевые, устаревшие и малоэффективные препараты. Я уже давно покупаю лекарства сама.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

АндрейПишет 23.01.2024 в 09:36
сколько проверок не проводилось, а нарушений в действиях врача и лечебного учреждения не нашли.

Какая же проверка найдёт, если они практически все в одном институте учились.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Позволю себе с вами не согласиться. Я, например, получаю лекарства на сумму более чем полтора миллиона рублей в год, в т.ч. современные препараты для лечения диабета и заболевания лёгких. Так что в моём случае отказываться от НСУ смысла нет. Никакая,даже самая высокая пенсия не покроет этих затрат.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
24.01.2024, 19:34
Санкт-Петербург

В этом же перечне есть КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН. Инвалиды там не зависимо от заболеваний. Скидка от 50 до 100 %. В зависимости от группы и трудоустроености.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (49)

Вы сидите на работе до ночи, а босс говорит: «Это не работа»

Сидели на работе до ночи? Босс может не оплатить эти часы! Знакомо чувство, когда смотрите на время, а на улице уже давно ночь, и мысль «я герой» тут же сменяется горькой: «а кто это оценит?». Вы уверены,
00:08
Поделитесь этим видео

Может ли работодатель наказать или уволить работника за отказ пройти полиграф? Что говорят Минтруд и суды?

В крупных компаниях все чаще вводят проверки работников на полиграфе. Особенно часто это встречается у на должностях с материальной ответственностью. Давайте разберемся, регламентируется ли это как-то законом,...

«‎Я уходил с работы на 1-2 минуты раньше — и за это меня уволили. Я подал в суд на работодателя и выиграл»‎

По мотивам моих постов мне периодически пишут читатели и делятся своими историями. Некоторые из них я решил публиковать — для анонимности и удобства все будет обезличено и изложено от третьего лица.

Для врачей и учителей льготная ипотека под 4-6%: мера поддержки или «ипотечная ловушка»?

В Государственной Думе вновь заговорили о расширении программы льготного ипотечного кредитования. На этот раз поддержку предлагают оказать врачам, педагогам и работникам других системообразующих отраслей,...

Пять ключевых прав работника в 2025 году

В 2025 году вопросы соблюдения трудовых прав выходят на первый план — работники всё чаще интересуются гарантиями, которые предоставляет им закон, а работодатели обязаны следовать этим требованиям.

Вы сидите на работе до ночи, а босс говорит: «Это не работа»

Сидели на работе до ночи? Босс может не оплатить эти часы! Знакомо чувство, когда смотрите на время, а на улице уже давно ночь, и мысль «я герой» тут же сменяется горькой: «а кто это оценит?». Вы уверены,
00:08
Поделитесь этим видео

Слесарь ушел с работы из-за жары, получил взыскание и лишился премии. Но суд встал на его сторону

Не так давно я писал о том, какие требования предъявляются к температуре на рабочих местах и что вправе делать работник, если условия труда опасны для здоровья. А сегодня – свежее дело, где суд проверил,...

Оступилась на работе и получила 100 000 рублей

“Вы рассказываете мне сказки”, как же часто приходится слышать эту фразу на юридической консультации. Юристы не сказочники, мы просто знаем наши законы.(или нашу работу, как тут лучше будет не знаю)