Тайные подземелья вокзала Новосибирск-Главный
Какое-то время можно было написать производственный роман о строительстве главного железнодорожного вокзала Новосибирска в духе социалистического реализма. В нескольких томах. Это как "цемент" или "как укрепляют сталь"."Жаль, что никто из сибирских писателей этого не сделал. Новосибирский вокзал - главный вокзал Советского Союза был сдан в эксплуатацию комитетом в 1939-1-25 годах. Это было всего 85 лет назад.
От конкурса на лучший архитектурный проект до ввода станции в эксплуатацию прошло десять лет: с 1929 по 1939 год. Конкурс проводится по всей лиге, и на него поступило много солидных работ, из которых 12 получили награды. Но киевлянин Н.G.Архитектор проекта, выбранный из сорока пяти предложенных Волошиновым вариантов, с тех пор неоднократно дорабатывался. На архитектурной выставке 1930 года в Новосибирске небольшая площадь кассового аппарата, расположение вестибюля, кладовой и т.д. Подвергнитесь критике - в общем, всегда есть какая-то критика, если вы действительно этого хотите. Многие люди хотят, чтобы власти терпели поражение по частям.
Наш локомотив летел вперед.
Сразу после того, как Москва объявила результаты конкурса на строительство дворца Советов, было издано распоряжение изменить "стилистическое направление советской архитектуры". В Новосибирске сразу решили совпасть с линией партии - изменили фасад вокзала в имперском стиле. Некоторые завершенные конструкции были разобраны. Фундамент, который был затоплен, был взорван, был заложен новый фундамент, и они снова его разрушили...Суету на стройплощадке можно объяснить не только плохой технической подготовкой, но и вмешательством партийных и советских властей, а также творческим конфликтом самого архитектора. Под влиянием высочайших указаний произошел переход от авангардной и конструктивистской мысли к неоклассической (позже этот стиль был назван сталинским ампиром, который имел тенденцию строить настоящие дворцы вместо офисов). Конечно, этот переход к имперской архитектуре сопровождался идеологической и творческой борьбой. Вот почему наша станция строилась так долго, и это очень напряженный процесс, поэтому Н.G.Волошинов, А.I.Лоскутов, М.P.Клековкин, Б.P.савельев, я.S.Персиков, К.I.Митин, в тебе больше дюжины имен.E.кузнецов, А.D.Крячков, Б.A.Гордеев, С.P.Тургенев, Б.A.Кусаюсь.
Сводчатый сводчатый потолок должен был проходить над железнодорожным полотном в виде зала доставки пассажиров, который был главным входом на станцию. Конкурс заключался в размещении ресторана и зала ожидания с лестницей на платформу. Длина проектного зала составляет 90 метров. Конкурс был отменен, а черновики были оставлены. Вместо этого к пассажирской платформе был построен подземный туннель.
В результате центральная часть вокзала приобрела конфигурацию, подобную Триумфальной арке, окруженной колоннами "тосканской" планировки и увенчанной большим чердаком. Он скрывает железобетонную параболу хранилища главного кассового зала от внешнего вида. Да, есть элементы эклектики. Большие формы планировки и витражные арки в центральной части фасада плохо сочетаются с боковыми частями здания.
А наша железнодорожная станция - самая большая за Уралом, и она очень большая, поэтому увидеть ее целиком непросто. Разница в рельефе не позволяет увидеть всю композицию здания с площади Гарина-Михайловского: 1. кэт не видно. Трудно охватить всю конструкцию одним взглядом со стороны платформы - слишком близко, потому что большие видны издалека. Но это все мелочи, к которым жители Новосибирска давно привыкли. Наша станция, которую неоднократно наблюдали с разных точек зрения, например, с пешеходного моста через железнодорожную ветку, может полностью представить себе все ее великолепие.
В результате получилось отличное сооружение. Слава о красоте Новосибирского вокзала гремела по всей стране еще в довоенные годы. Никто не знает, давайте посмотрим более внимательно/
Были жертвы, но был и героизм; совершались глупости, но и талант часто одерживал верх.
— Мало кто знает, что по нашим вокзалом существует реальное подземное хранилище, — говорит известный новосибирский краевед Игорь Резун. — Оно, кажется, около двух уровней. Во время войны здесь хранили вещи пассажиров из разбомбленных по дороге эшелонов. И санинспекция это подземелье регулярно проверяла. Во всяком случае, до реконструкции в 90-е в подземное хранилище прямо с перронов вели входы. Об этом мне рассказывала бывший главный санинструктор, ветеран войны и труда Мария Ивановна Козырчикова.
Поэт железобетона
Отдельно хочется рассказать об участии в сооружении вокзала Новосибирск-Главный знаменитого инженера-конструктора Николая Никитина – автора Останкинской телебашни. Он родился в Тобольске в 1907 году в семье судебного писаря. Отец не мог гордиться образованностью, но почерк имел красивый.
В 17 лет будущего конструктора укусила змея в тайге, и всю жизнь он страдал от последствий ядовитого укуса.
Учился в Томском технологическом институте, там и увлекся железобетоном. Этот строительный материал стал страстью всей жизни Никитина; если бы он имел поэтические способности, наверняка сочинял бы о железобетоне поэмы и песни. А поскольку бетон часто используется при сооружении высотных объектов, Николай Васильевич параллельно стал крупнейшим специалистом по ветровым нагрузкам.
После окончания института в 1930 году Никитин прибыл в Новосибирск. А тут кипит работа над проектом вокзала. Никитин сходу включился и разработал уникальную арочную конструкцию центрального зала. При этом задуманный прежде архитектурный вид этого зала сохраниться никак не мог. Так что новосибирцы могут гордиться тем, что первая оригинальная архитектурная идея Никитина воплотились именно здесь, у нас, на нашей земле. (Правда, одна из главных магистралей Октябрьского района – улица Никитина – названа не в его честь, и даже не в честь купца Афанасия Никитина (что было бы естественно с учетом бывшего расположения барахолки), а в честь воронежского поэта Ивана Саввича Никитина.)
Может быть, и остался бы Никитин на всю жизнь в Новосибирске, и застроил бы наши улицы чудо-домами, но в 1932 году его «соблазнил» проектом ветроэлектростанции Юрий Кондратюк. По инициативе Орджоникидзе проводился конкурс на лучший проект ветряной электростанции, его и выиграл живший тогда в Новосибирске Кондратюк. Грандиозную башню предполагалось поставить на вершине горы Ай-Петри, в Крыму. Никитин делал расчеты по ее надежности и ветровым нагрузкам. Но Орджоникидзе внезапно умер, от строительства необыкновенного объекта отказались, и Никитин вернулся к своим наработкам в этой области уже при сооружении Останкинской телебашни – железобетонной, перевернутой лепестками вниз 540-метровой лилии. Он активно участвовал в строительстве здания Московского государственного университета, сталинских высоток в Москве, монумента «Родина-мать» в Волгограде. Был знаменит на весь мир. Советоваться с ним специально приезжали профессора из Японии и других продвинутых стран. Умер 3 марта 1973 года.
Жизнь под шум колес
Пожилые люди помнят, что наша станция была 40 или 50 лет назад. В те годы главной проблемой была очередь за билетами. Кассовый аппарат днем и ночью блокировался цепочкой странно свернувшихся ноябре людей. Только очередь в военную кассу была короткой. Конечно, компьютеров не было, и информация о количестве свободных мест в стыковочном поезде была получена за 2 часа до прибытия. Есть место или нет, подожди, подожди. Например, если нужно было выехать из Новосибирска в Екатеринбург или Иркутск за 1 день, AMI совсем не была уверена, что у нее все получится, и все страдали от очередей, пытались купить билеты заранее — заранее в кассе, но там тоже было многолюдно. Очереди в целом были привычной особенностью вокзалов на протяжении десятилетий.
Если билетов на дальнейший путь нет, вы можете пропустить пассажиров. Пока они ждали, они заняли все скамейки, и все свободное место на полу было в каждом углу каждого угла. Летом, в хорошую погоду, многие из них "отдыхали" целыми днями на платформе или где-нибудь поблизости. Многочисленные цыганские семьи можно легко найти в разложенных разноцветных одеялах. Конечно, были и всевозможные подозрительные личности, любители выпивки в компании удачи, кражи чемоданов. По какой-то причине сюда приходили и те, кому негде было переночевать. Полиция боролась в этой толпе. Что вы можете сказать семьям с детьми и бабушками, они сами будут рады покинуть стены дружественной станции пораньше, но 3. они не могут купить билеты на день. Не было никаких сомнений во всех отелях.
И вдруг, когда они объявили, что сядут в поезд в общем вагоне, не указав места в билете, начался настоящий бакалавриат: все хотели занять первое место на нужной платформе, чтобы получить удобное место. В дверях они безжалостно давили друг друга, чемоданы трещали, студенты кричали, торт, который они получили в подарок, превратился в лепешку, а старики и дети двигались до конца, чтобы не быть раздавленными.
Еще один признак тех лет - округление цифр на остановках такси. Была очередь - такси не было. Примерно 20-30 раз за 1 минуту откуда-то появлялась клетчатая "Волга", в рядах сидели люди, а если место оставалось, то из очереди появлялись счастливчики, которые ехали с первыми пассажирами. Излишне говорить, что за это время высота ряда увеличилась. Крен был постоянным и составлял 24 часа в сутки.
Слава Богу, все это в прошлом; Я хочу думать об этом вечно. Теперь наш вокзал - это не только великое архитектурное достояние, но и вполне цивилизованное место. Он чист и культурен. июле. На площади стоят сотни автобусов, троллейбусов, маршруток и такси. Есть также вход в метро: идите куда хотите.
Любопытство и КГБ
Неожиданный сбой произошел, когда было решено построить высотную новосибирскую гостиницу на площади Гарина-Михайловского. Местное управление КГБ долго не подписывало подтверждающие документы под предлогом того, что шпион мог стрелять по стратегическому объекту - железнодорожной станции из окна своей комнаты. А по фотографиям говорят, что военные секреты, то есть возможности вокзала, установить несложно. Оскорбленные чекисты могут увидеть эскимо в руках ребенка у входа только в том случае, если им будет представлена фотография, сделанная с американского спутника.
Доказательство
- В России насчитывается более 5000 железнодорожных станций. Самый большой из них - Казанский вокзал в Москве. Новосибирский вокзал - крупнейший железнодорожный вокзал Сибирской железной дороги. 2. Недавно реконструированный Красноярский вокзал; 3. самая крупная - станция Москва-Ярославская (от которой начинается Транссиб); 4. Омск - станция.
- В 1920 году предполагалось построить новую железнодорожную станцию в Новониколаевске на пересечении Сибирской железной дороги и Красного проспекта. Однако конкурс проектных идей был объявлен только в 1929 году. И они решили построить новое здание вокзала на месте станции Обь.
- В конце 90-х годов был проведен масштабный ремонт и реконструкция станции Новосибирск-Гравный. Мрамор и гранит были использованы для ремонта фасадов, полов и облицовки стен. Ремонт был сделан китайцами. Им платили за работу с ними, используя старые рельсы.
- Перед зданием со стороны железнодорожной ветки, недалеко от выхода, написано: "Здесь в 1897 году в кандалах останавливался попить чая В.И. Ульянов. Есть станция Обь, за которой следует село Шушенское, где стоял за сохой потный Ленин."
— На том же фасаде есть мемориальный щит, обозначающий станцию как место, где сибирский народ ушел на фронт во время Великой Отечественной войны.
- Имя автора легендарной статуи на платформе до сих пор неизвестно.
- На западной стороне есть еще одна достопримечательность, а в стеклянном ангаре находится модель локомотива "Проворный", работавшего на Царскосельской железной дороге в 1840-х годах.
Кто бывал и знаком c ЖД вокзалом Новосибирск-Главный?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты