Злотникова Любовь Геннадьевна
Злотникова Л.Г. Подписчиков: 49156
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 82.7М

Нужно ли возвращать продавцу товар с недостатками

260 дочитываний
29 комментариев
Эта публикация уже заработала 16,70 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 05.02.2024 эта публикация заработала 300,00 рублей
Зарабатывать

Нужно ли возвращать продавцу товар с недостатками

Источникфото

Когда речь идет о некачественном товаре и предъявлении в связи с этим претензий продавцу, практически всегда возникает вопрос, а нужно ли ему возвращать некачественный товар и если нужно, то как это должно происходить.

Зачастую этот вопрос остается неразрешенным даже в судебном порядке. А между тем Закон о защите прав потребителей обязывает покупателя такой товар возвращать. Но только по требованию продавца. И что немаловажно — за его счет.

Как происходит на практике

Как это должно выглядеть на практике, если, например, приобретенный холодильник оказался некачественным и продавец в итоге вернул деньги за него?

Конечно, такой вопрос лучше оговаривать письменно. Тем более если требования потребителя удовлетворяются только в судебном порядке. В этом случае нужно поднимать данный вопрос в судебном процессе. Чтобы не получилось потом так, что продавец потребовал возвратить товар, а делать покупателю это пришлось за свой счет и своими силами.

Нередки и такие случаи, когда продавец требует вернуть некачественный товар, а сам возврат денег еще не произвел. Поэтому с этой точки зрения также будет не лишним оговорить данный момент письменно.

Подобные коллизии возникают еще и потому, что в законе четко не прописано, как и в какой последовательности должны происходить события. Формулировка статьи 18 Закона о защите прав потребителей выглядит так:

"По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками".

Позиция ВС РФ

Интересна в связи с этим позиция Верховного суда РФ. Высший суд напоминает, что при расторжении договора купли-продажи все взаимоотношения продавца и покупателя прекращаются. И, ссылаясь в том числе на статьи 450 и 475 ГК РФ, указывает, что

удовлетворение требования о расторжении такого договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы не должно влечь неосновательного приобретения или сбережения имущества на стороне покупателя или продавца, то есть нарушать эквивалентность осуществленных ими при исполнении расторгнутого договора встречных имущественных предоставлений

Также Верховный суд указывает, что именно судом должен разрешаться не только вопрос о порядке возврата покупателю денег за некачественный товар, но и вопрос о порядке возврата этого товара продавцу. И добавляет, что

сохранение этого имущества за покупателем после взыскания с продавца покупной цены означало бы нарушение согласованной сторонами эквивалентности встречных предоставлений.

Решение этого вопроса, как считает Верховный суд РФ, должно происходить независимо от того, предъявлял продавец такое требование или нет.

Как действуют суды

К сожалению, суды очень нечасто разрешают данный вопрос при рассмотрении дел, даже несмотря на такую позицию высшего суда. При этом суды указывают, что на продавце лежит обязанность по приему такого товара у потребителя и возврату полученной за данный товар суммы. А также ссылаются на то, что

надлежащее исполнение этой обязанности предполагает разъяснение потребителю порядка возврата товара продавцу и организацию приемки такого товара у потребителя.

И в резолютивной части просто указывают на обязанность покупателя возвратить товар с недостатками продавцу.

Если же в решении суда этот вопрос не нашел своего отражения, то это еще не означает, что продавец не потребует вернуть товар с недостатками или его можно, скажем, выбросить.

Права продавца

Практика показывает, что, несмотря на то что вопрос не был разрешен судом, продавцы очень часто требуют возвратить им некачественный товар. Покупатель обязан требование исполнить, поскольку это предусмотрено Законом. И продавец в этом случае даже вправе обратиться в суд.

Вот здесь начинается самое интересное. Поскольку покупатель не всегда знает, что он обязан вернуть товар с недостатками продавцу, то он может его выбросить, использовать не по назначению и т. п. Встречаются даже решения судов, где потребителя обязали возместить продавцу убытки, возникшие в результате повреждения товара, которые не связаны с первоначальными недостатками,.

Поэтому, на мой взгляд, потребителям при обращении в суд с требованиями о возврате денег имеет смысл просить также суд разрешить вопрос о необходимости организации продавцом за свой счет возможности возвратить ему спорный товар.


Мой канал в Дзен:Подробнее ➤

Полезная информация?

Проголосовали: 48

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

29 комментариев
Понравилась публикация?
53 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Злотникова Любовь Геннадьевна
Комментарии: 29
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Сроки по Закону о защите прав потребителей (далее – ЗОЗПП) можно разделить на две группы:

сроки удовлетворения требований потребителя – это сроки, в которые продавец (изготовитель) должен что-то сделать, например отремонтировать вещь, заменить ее, вернуть деньги, провести экспертизу;

сроки предъявления требований потребителем – сроки, в которые потребитель должен уложиться, чтобы его требования удовлетворили.

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
DELETE
Комментарий удалён автором публикации
раскрыть ветку (0)
DELETE
Комментарий удалён

Ты кто чепушило?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Денис, благодарю за комментарий.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Очень полезный материал

+2 / 0
картой
Ответить

Благодарю, Дарья Алексеевна

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Поэтому, на мой взгляд, потребителям при обращении в суд с требованиями о возврате денег имеет смысл просить также суд разрешить вопрос о необходимости организации продавцом за свой счет возможности возвратить ему спорный товар
Ну как потребитель, у меня наверное не должна голова об этом болеть, я только должен иметь ввиду, что нельзя никуда некачественный товар девать

+2 / 0
картой
Ответить

Суды считают немного иначе. Такой товар не только нельзя выбросить, но и нужно сохранить, в том числе, от внешних повреждений.

+2 / 0
Ответить
Эксперт соут Леонид
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 53.7к
06.02.2024, 22:48
Калининград

Да, только потом докажи, что повреждения не твои, а не почты или других перевозчиков...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Очень полезная и весьма интересная публикация!

Благодарю за отзыв.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Очень полезная инф. Спасибо..

+2 / 0
картой
Ответить

Спасибо за внимание.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (29)

УРА! Верховный суд наконец-то объяснил банкам, что СМС — это не подпись, а просто СМС!

Сколько лет люди страдали от одной и той же истории: тебе звонят, что-то предлагают, приходит СМС, ты вводишь код, а через пару минут выясняется — ты счастливый обладатель кредита, о котором даже не знал.

Подделка вместо оригинала: Как вернуть свои деньги и наказать недобросовестный магазин

Сегодня поговорим о том, что делать, в случае получения подделки вместо оригинала из онлайн магазина, какой порядок существует. Ведь нельзя физически проверить товар на соответствие, как и определить качество,...