Перестанут ли быстро расти цены на продукты питания? Многие компании говорят "Да".
Пищевые компании говорят о меньшем повышении цен в этом году, что является хорошей новостью для покупателей продуктов питания, посетителей ресторанов и Белого дома.
Немногие цены так заметны американцам, как те, с которыми они сталкиваются в продуктовом магазине или на витрине магазина, вот почему два года стремительной продовольственной инфляции стали серьезным препятствием для американских домохозяйств и администрации Байдена.
Покупатели лишь постепенно восстанавливают уверенность в состоянии экономики, поскольку они платят больше за то, чтобы наполнить свои тележки, а президент Байден взял в привычку стыдить продовольственные компании — даже снял для воскресного видео о Суперкубке, критикуя производителей закусок за их “грабительские” цены.
Но сейчас тенденция роста цен в продуктовых магазинах и ресторанах, похоже, вот-вот изменится.
После нескольких месяцев стремительного роста стоимость продуктов питания для дома в январе росла заметно медленнее. Компании, работающие в сфере питания, от поставщиков упакованных продуктов питания до сетей ресторанов, сообщают, что они больше не повышают цены так резко. В некоторых случаях это связано с тем, что потребители наконец-то отказываются от повышения цен после многих лет расходов на них. В других - потому, что цены, которые компании платят за такие ресурсы, как упаковка и рабочая сила, больше не растут так резко.
Изменение индексов потребительских цен по сравнению с предыдущим годом
Даже если продовольственная инфляция замедлится, это не означает, что ваш счет за продукты или чек из ресторана сократятся: это просто означает, что она перестанет расти так быстро. Большинство компаний планируют меньшее повышение цен, а не прямое их снижение. Тем не менее, когда речь заходит о том, остались ли позади стремительные скачки цен на продукты питания и рестораны, то, что руководители говорят инвесторам, дает некоторые основания для надежды.
Некоторые, но не все потребители говорят "нет".
В последние месяцы руководители обнаружили, что они могут повышать цены только до того, как потребители сократят их.
Прогноз инфляции
Карточка 1 из 5
Что такое инфляция? Инфляция - это общее повышение цен, которое со временем приведет к потере покупательной способности, а это значит, что завтра ваш доллар не подорожает так высоко, как сегодня. Обычно это выражается в ежегодном изменении цен на товары повседневного спроса и услуги, такие как продукты питания, мебель, одежда, транспорт и игрушки.
Что вызывает инфляцию? Это может быть результатом роста потребительского спроса. Но инфляция также может расти и падать в зависимости от событий, которые имеют мало общего с экономическими условиями, такими как ограниченная добыча нефти и проблемы с цепочками поставок.
Инфляция - это плохо? Это зависит от обстоятельств. Быстрый рост цен чреват проблемами, но умеренный рост цен может привести к повышению заработной платы и росту рабочих мест.
Как инфляция влияет на бедных? Бедным домохозяйствам особенно тяжело переносить инфляцию, поскольку они тратят большую часть своего бюджета на предметы первой необходимости, такие как продукты питания, жилье и газ.
Может ли инфляция повлиять на фондовый рынок? Быстрая инфляция обычно создает проблемы для акций. Финансовые активы в целом исторически плохо себя чувствовали во время инфляционных бумов, в то время как материальные активы, такие как дома, сохраняли свою стоимость лучше.
Производитель газировки и снеков PepsiCo повышал цены на двузначные проценты семь кварталов подряд, и хотя эта полоса закончилась в конце 2023 года, PepsiCo все же повысила цены на 9 процентов в последние месяцы года.
Но все эти скачки цен на газировку и чипсы начали сказываться. Недавно компания сообщила о неожиданном падении продаж.
Рамон Лагуарта, исполнительный директор PepsiCo, заявил в недавнем отчете о доходах, что компания с меньшей вероятностью будет повышать цены сверх “нормального уровня ценообразования” — примерно на 2-3 процента в год. Компания отмечает более умеренный рост цен на ингредиенты и больше внимания уделяет поддержанию продаж, объяснил он.
Джеймс Квинси, исполнительный директор Coca-Cola, объяснил в недавнем отчете о доходах, что компания столкнулась с резким разрывом среди потребителей в США: некоторые испытывают финансовый стресс и сталкиваются с "реальным сокращением покупательной способности”, в то время как у других “все еще достаточно денег, достаточно покупательной способности”, чтобы тратить их на безлактозное молоко и протеиновые коктейли.
Walmart, крупнейший в стране ритейлер, сообщил о высоких продажах в США в четвертом квартале, отчасти из-за того, что все больше семей с более высоким доходом обратились за покупками продуктов к производственно-сбытовой цепочке.
“Мы по-прежнему видим устойчивых покупателей, которые ищут выгоды”, - сказал Дуг Макмиллон, исполнительный директор Walmart, во время телефонного разговора о доходах во вторник. Он отметил, что цены на продукты питания и расходные материалы все еще были “немного” выше, чем год назад.
“Цены ниже, чем год назад, в таких местах, как яйца, яблоки и деликатесные закуски, но выше в других местах, таких как спаржа и ежевика”, - сказал он.
Компании возвращаются к нормальной жизни.
Некоторые компании, похоже, следуют примеру остальной экономики и возвращаются к более умеренным изменениям цен. Общая инфляция, измеряемая индексом потребительских цен, достигла максимума в 9,1 процента летом 2022 года, но замедлилась всего до 3,1 процента в начале этого года, в то время как цены на продовольственные товары, такие как говядина, зерновые и некоторые виды молочных продуктов, снижаются.
“Наши цены в целом снижаются в соответствии с тем, что инфляция возвращается к тому, что я бы назвал более нормальным уровнем”, - сказал Ян Борден, финансовый директор McDonald's, во время телефонного разговора с инвесторами. (Руководители McDonald's также отметили, что некоторые клиенты с низким доходом тратят меньше за посещение.)
Сеть магазинов бургеров и мороженого Shake Shack планирует повысить цены на 2,5 процента в этом году — возврат к тому росту, который был нормальным до пандемии, сообщила Кэти Фогертей, финансовый директор компании, в недавнем отчете о доходах.
Но она отметила, что некоторым магазинам придется повысить цены еще больше, чтобы компенсировать растущие расходы. В частности, это верно для рынков, где трудно найти работников и требуется большее повышение цен, чтобы “компенсировать инфляционное давление на заработную плату”, сказала она.
Такие комментарии подчеркивают важный момент. Многие компании воспользовались инфляцией для увеличения прибыли, но в течение последних нескольких лет определенная часть повышения цен в продуктовых магазинах и ресторанах была направлена на покрытие более высоких затрат. Заработная плата быстро росла в гостиничном бизнесе и розничной торговле, а ключевые ингредиенты были дорогими на фоне проблем с цепочками поставок, вторжения России в Украину и вспышек птичьего гриппа.
Компании, по крайней мере, пытаются повысить цены, когда растут затраты на ведение бизнеса, чтобы избежать потери прибыли. Но по мере того, как давление на заработную плату и затраты на сырье начинают ослабевать, компании могут прекратить агрессивное повышение цен, не рискуя ударить по своей прибыли.
Некоторые фирмы обращаются к технологиям.
Конечно, есть способ покрыть более высокие расходы без повышения цен: компании могут повысить свою производительность, чтобы каждый работник мог запастись большим количеством полок, переворачивать больше бургеров или обслуживать больше столиков. Отчасти именно этим и занимается Wendy's.
Сеть ресторанов быстрого питания внедряет цифровые меню, надеясь, что они принесут “немедленные выгоды в виде точности заказа, повышения удобства обслуживания персонала” и позволят увеличить продажи, сказал Кирк Таннер, исполнительный директор компании, в недавнем отчете о доходах.
Wendy's также планирует опробовать ”динамическое ценообразование", по его словам, используя технологию изменения цен для удовлетворения потребительского спроса. Другой руководитель компании предположил, что в этом году компания ожидает “низкие цены, выражающиеся однозначными цифрами”.
Все это приводит к снижению продовольственной инфляции.
Все вместе взятые признаки указывают на то, что инфляция в продуктовых магазинах и ресторанах, вероятно, окажется более умеренной в 2024 году, чем в предыдущие три года.
Многие производственные затраты, связанные с продуктами питания, либо снижаются, либо растут менее агрессивно. Рост заработной платы в сфере общественного питания остается высоким, но он возвращается к норме. И потребители начинают сопротивляться резкому повышению цен, которое фирмы использовали для увеличения своей прибыли.
Майкл Свенсон, главный экономист по сельскому хозяйству Wells Fargo, ожидает, что инфляция в продуктовых магазинах снизится до 0,5 процента в этом году — “гораздо медленнее, чем это было”, — хотя инфляция в ресторанах может остаться более высокой, поскольку люди продолжают открывать свои кошельки, чтобы поесть вне дома.
Даже там, по его словам, “будет тенденция к снижению”.