Приложения для знакомств: как порядок просмотра потенциальных совпадений может повлиять на то, в какую сторону вы проводите пальцем
Если вы планируете отпраздновать День Святого Валентина с новым партнером, велика вероятность, что вы познакомились онлайн, что, как показывают опросы, быстро становится самым популярным способом общения людей. Конечно, поиск по профилю за профилем сопряжен с множеством трудностей.
Возможно, удивительно, но исследования показывают, что одна из этих проблем заключается в простой попытке избежать влияния порядка, в котором вы просматриваете эти профили.
“Последовательные эффекты” (или “серийная зависимость”) - это тип предвзятости, известный в области психологии. Исследователи обнаружили, что предыдущий элемент в последовательности влияет на то, как вы оцениваете текущий элемент, будь то оценка олимпийских выступлений или студенческих эссе.
Мы также знаем, что суждения людей о привлекательности лица демонстрируют эту предвзятость. Направление эффекта может быть одним из двух – привлекательность текущего лица либо приближается к нашему мнению о предыдущем (ассимиляция), либо отклоняется от него (контраст). Это может зависеть от того, насколько, на наш взгляд, похожи два лица в других аспектах, таких как пол или этническая принадлежность. Большое сходство между лицами, как правило, приводит к большей ассимиляции. Низкое сходство приводит к меньшей ассимиляции или даже может привести к контрастированию.
Например, если последняя фотография, которую вы видели, была очень привлекательной, а та, которую вы рассматриваете в данный момент, имеет несколько общих черт (например, обе женщины из Южной Азии с длинными темными волосами), то вы, скорее всего, оцените и эту фотографию как привлекательную.
Эти предубеждения также применимы к другим суждениям о чертах характера, таким как надежность, интеллект и доминирование. Таким же образом, как на наше мнение о привлекательности влияет предыдущее лицо, которое мы видели, влияют и суждения о множестве других качеств. Чтобы усложнить ситуацию, неясно, вызваны ли эти последовательные эффекты предвзятостью восприятия (то, что мы подумали о предыдущем лице, может изменить то, как мы видим текущее) или предвзятостью реакции (то, как мы физически отреагировали на предыдущее лицо, может повлиять на нашу следующую реакцию), поскольку исследователи обычно просят участников оценить каждое лицо в ходе исследования.
Но в одном британском исследовании, проведенном в 2021 году, попытались отделить эти объяснения, попросив участников просмотреть предыдущее лицо (но не отвечать на него), прежде чем оценивать текущее. Результаты показали эффект контраста, когда оценки текущего лица сместились в сторону от привлекательности лица, виденного до него (данные другим набором участников). Таким образом, направление предвзятости может зависеть от того, просто ли мы рассматриваем лица или вынуждены активно их оценивать.
Конечно, оценка привлекательности часто принимает форму бинарного решения (“привлекательно или нет”) при просмотре профилей знакомств, очень похожего на свайп влево или вправо, используемый такими платформами, как Tinder. Исследователи также обнаружили последовательные эффекты при таком типе суждения.
Участники исследования 2016 года рассматривали последовательность лиц и решали, является ли каждое из них ”привлекательным“ или "непривлекательным”. Результаты продемонстрировали эффект ассимиляции – участники с большей вероятностью оценивали лицо как привлекательное, когда считали предыдущее лицо привлекательным, чем когда оно было непривлекательным. Хотя исследования показали, что фотографии играют самую большую роль в общей привлекательности профиля знакомств, другие факторы, такие как языковые ошибки в тексте, могут влиять на наше суждение. Интересно, что в одном исследовании, в котором разные люди оценивали фотографии и текст из одного профиля знакомств, была корреляция между оценкой привлекательности фотографий и текстом (с отдельной оценкой), который их сопровождал.
Поскольку также были собраны рейтинги воспринимаемой уверенности, исследователи смогли показать, что физически привлекательные люди, как правило, пишут сопроводительный текст, который воспринимается как более уверенный, и этот текст оценивается другими как более привлекательный.
Итак, что мы можем вынести из всех этих исследований? Возможно, вы уже знаете о множестве предубеждений, которые люди проявляют при восприятии мира. Например, люди склонны распознавать лица в неодушевленных предметах или с большей вероятностью приписывают положительные качества привлекательным людям.
Однако, возможно, вы не знали, что просмотр последовательности событий может изменить ваше суждение. Это не значит, что выбор вашего текущего партнера был полностью обусловлен качеством профиля, который появился раньше, чем у них, но это вполне могло сыграть свою роль.
Благодарю Вас за публикацию. Интересно