Проблема в планах законодателей относительно TikTok: поиск желающего покупателя
Соединенные Штаты теперь на шаг ближе к запрету TikTok или принуждению к его продаже. Есть только одна неприятная маленькая проблема стоимостью 100 миллиардов долларов: кто купит эту вещь?

Технически, закон, который был принят Палатой представителей подавляющим большинством голосов в среду, представляет собой дубину, направленную на то, чтобы заставить китайскую материнскую компанию TikTok, ByteDance, продать приложение некитайской организации. Если он не сделает этого в течение шести месяцев после вступления закона в силу, магазинам приложений в США будет запрещено предлагать TikTok здесь, в Стране свободных и Доме храбрых.
Чтобы было ясно, продажа не является неизбежной. Законопроекту предстоит пройти неопределенный путь в Сенате, где многие законодатели заявили, что им неудобно вмешиваться в дела бизнеса и налагать ограничения на свободу слова. И даже если бы оно попало на стол президента Джо Байдена, правительство в Пекине недвусмысленно заявило, что оно будет выступать против принудительной продажи.
Запрет — это долгосрочная попытка законодателей, которые питают некоторые (возможно, чрезмерные) опасения по поводу того, что безопасность данных американцев может оказаться в руках китайских шпионских агентств. Но перспектива появления даже потенциальной вывески «Продается» на лужайке TikTok вызвала спекуляции о том, кто будет стоять в очереди, чтобы купить ее.
Нетрудно понять, почему у воротил Кремниевой долины текут слюнки: TikTok может быть самым ценным приложением на планете, которое они еще не контролируют. По мнению аналитика Wedbush Дэна Айвза, только его американский сегмент с 170 миллионами пользователей будет оценен примерно в 100 миллиардов долларов.
Если продажа произойдет, «стратегическая ценность и потребительская платформа TikTok заинтересуют ряд финансовых и технологических стратегических игроков», — сказал Айвз в заметке в среду.
При цене в 100 миллиардов долларов лишь немногие компании могут позволить себе купить TikTok напрямую. А те, кто теоретически мог бы это сделать — Meta**, Alphabet, Microsoft — почти наверняка столкнутся с препятствиями со стороны регулирующих органов.
«Кто это купит? Вот в чем настоящий вопрос», — сказал Джин Киммельман, бывший сотрудник антимонопольной службы Министерства юстиции. «Если это Amazon, Microsoft, Google или Meta**, я просто думаю, что вы столкнетесь с серьезной антимонопольной проблемой».
Мета уже владеет такими социальными сетями, как Facebook**** и Instagram****. Alphabet владеет YouTube, прямым конкурентом TikTok. У Microsoft нет собственной социальной платформы, но ее отношения с OpenAi уже находятся под пристальным вниманием регуляторов по обе стороны Атлантики.
Ранее на этой неделе The Wall Street Journal сообщила, что Бобби Котик, бывший генеральный директор издателя видеоигр Activision Blizzard (который был куплен Microsoft в прошлом году), выразил заинтересованность в поиске партнеров для покупки TikTok. Ссылаясь на людей, знакомых с этим вопросом, журнал написал, что Котик «предложил идею партнерства по покупке TikTok группе людей, в которую входил генеральный директор OpenAI Сэм Альтман».
CNN не смог независимо подтвердить это сообщение. Представители Котика и Альтмана не сразу ответили на запросы о комментариях.
Apple, одна из самых ценных компаний в мире, сидит на горе денег и не имеет собственной социальной сети. Но у Apple есть целый ряд других проблем с регулированием, включая новые ограничения в Европе и потенциально разрушительные действия Министерства юстиции, бросающие вызов самому сердцу бизнес-модели Apple: ее жестко контролируемой экосистеме.
Кроме того, культура Apple не кажется естественной для TikTok. Социальные сети — это беспорядочный и громоздкий бизнес, который требует постоянного мониторинга, чтобы исключить разжигание ненависти и оскорбительные изображения. У Apple нет инфраструктуры для такого рода операций. Его первый шаг на сцене социальных сетей, глючный и недолговечный Ping, стал одним из крупнейших провалов Apple.
И любой технологический руководитель или частный инвестор, думающий о покупке TikTok, должен быть готов войти в трясину социальных сетей. Они хотели бы просмотреть кадры слушаний в Конгрессе в начале этого года, на которых Марка Цукерберга заставили извиниться перед семьями, которые обвиняют его Мета-платформы в том, что они способствуют страданиям их детей. А затем перенесемся к нынешнему генеральному директору TikTok Шу Чу, сингапурцу, сохраняющему хладнокровие, в то время как законодатели выдвигают тонко завуалированные обвинения в том, что он — китайская марионетка. Это не совсем удобное технологическое мероприятие.
В последний раз, когда США пытались добиться продажи TikTok, во времена администрации Трампа, чиновники выстроили странную пару Oracle и Walmart , чтобы возглавить приобретение — план, который в конечном итоге был отложен после того, как Пекин предъявил юридические претензии к продаже.
Пока неизвестно, будет ли какая-либо из этих компаний готова повторно повысить свои предложения, хотя цена приложения почти наверняка выросла на несколько миллиардов долларов с тех пор, как их усилия в 2020 году провалились.
Между тем, Китай вряд ли даст зеленый свет каким-либо шагам, которые приведут к потере контроля над его отечественными технологиями, включая мощный алгоритм TikTok. Ранее в этом месяце Коммунистическая партия подчеркнула на своем ежегодном собрании, что высокотехнологичные инновации будут в центре внимания стратегии экономического роста Пекина.
Ключевой вопрос при оценке стоимости сделки с TikTok заключается в том, позволит ли Китай ByteDance экспортировать свой алгоритм — секретный соус, который удерживает пользователей TikTok прикованными к своим телефонам. Пекин считает, что некоторые передовые технологии, в том числе алгоритмы рекомендации контента, имеют решающее значение для его национальных интересов, и в конечном итоге может предпочесть, чтобы TikTok покинул рынок США, а не отказывался от своего алгоритма.
«Отделение алгоритма от ByteDance будет очень сложным процессом, требующим пристального внимания со стороны регулирующих органов США», — написал Айвз. «Мы также ожидаем агрессивных юридических проблем со стороны ByteDance в США, которые задержат реализацию любых краткосрочных указов о кодах 202».