КиноНытик
КиноНытикПодписчиков: 26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг15.7к

«Шаляпин, пойте дальше!»: как изменился русский театр в 1917 году

8 просмотров
3 комментария
Эта публикация уже заработала 0,14 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«Шаляпин, пойте дальше!»: как изменился русский театр в 1917 году

Приход к власти большевиков навсегда изменил русский театра. Когда раздался выстрел «Авроры», в Народном доме на Петроградской стороне показывали оперу Верди «Дон-Карлос». Партию короля Филиппа исполнял сам Федор Шаляпин.

Во время одной из драматических сцен раздался громкий пушечный выстрел. Публика почти паниковала, а из-за кулис раздался громкий голос режиссера театра: «Шаляпин, пой дальше!». Певец этому приказу внял и продолжил исполнение.

«Шаляпин, пойте дальше!»: как изменился русский театр в 1917 году

Этот спектакль в неспокойный день привлек внимание одного из большевистских отрядов, проходивших мимо театра. Бойцы остановились, и стали забегать в зал, чтобы послушать оперу.

«Войдешь тихонечко, мимо билетерши, постоишь пять минут, и обратно», - рассказывал один из участников событий тех дней. Вот так Шаляпин, сам того не ведая, спел для участников штурма Зимнего дворца.

В Екатеринбургском городском театре в те дни шумно праздновали юбилей режиссера Дорошевича. Здесь презентовали серию бенефисных постановок, среди которых – «Премьер-министр» и «Черт». В Перми шла антреприза Павла Медведева, также давали «Травиату» и «Дубровского».

В первой декаде ноября 1917 года в театрах страны отменили все платные спектакли, в зданиях театров прошли заседания Советов рабочих и солдатских депутатов, где прозвучали сообщения о переходе власти в руки Советов.

21 декабря 1917 года в Театре оперы и балета Екатеринбурга открылся первый советский сезон. Здесь дирижировал Н. Алмазов, режиссурой занимался Е. Шастон. Репертуар состоял из полусотни постановок. На сцене выступали А. Федосеева, Я. Пиотрович, А. Матвеев, А, Ульянов, В. Воинов. Сезон завершился 19 мая 1918 года спектаклем «Аида».

«Шаляпин, пойте дальше!»: как изменился русский театр в 1917 году

В ноябре 1917 года Советское правительство принимает декрет, по которому все театры передали в руки только что созданной Государственной комиссии по просвещению, который чуть позже переименовали в Народный комиссариат по просвещению. Театры, таким образом, поставили в один ряд со школами и университетами.

Повсюду стали появляться самодеятельные театры, труппы объявляли себя «театрами революции». Трудящиеся устраивали спектакли-митинги, после которых обсуждали изменения в стране.

Власть же вполне логично решила существенно обновить репертуар русского театра. «Коллективный характер театрального творчества требует подчинения отдельных актерских индивидуальностей общим задачам», - говорится в книге Ю. Зелевского и Л. Карабанова «Страницы истории Тюменского театра», изданной в 1959 году.

В русском театре начитается борьба старого и нового. Власть декларировала о том, что рабочие должны создать свой театр. Реакция пролетариата не заставила себя ждать – в Оренбурге «секция разумных развлечений» городского Совета солдатских и рабочих депутатов превратила террасу Беловского бульвара на реке Урал в «летний театр», где ставили миниатюры, а потом и большие пьесы с участием любителей и профессионалов.

«Шаляпин, пойте дальше!»: как изменился русский театр в 1917 году

В это время на Урале начиналась Гражданская война. В мае 1918 году белые подняли мятеж против Советов, захватив Челябинск, а потом Екатеринбург и другие уральские города. Это существенно затормозило распространение социалистической культуры в этих местах. Об этом – в следующей части исторических хроник.

Давай друг на друга подпишемся и будем друг друга читать!

3 комментария
Понравилась публикация?
5 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 3
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые