![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/25/60x60/17bf02afa642156d31664e164395a9ad.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/22/60x60/a329088ed9ac8f3f3967caf3330d8e52.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202303/16/60x60/1853ebcad5a61b5e42f951ab711bdfbc.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202205/03/60x60/9356b2eeb5f5f8e2718c671ff8a214e1.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/06/60x60/871206ef6653c01b5b0c753454f69916.webp)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202101/21/60x60/9b7b0bc42340f1d4aac8f71349b9a03e.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/10/60x60/9f1e5ff8fbcb98c5369e083ea62f4a09.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202304/04/60x60/e23a750457a72a94ece6373a49c6b472.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/26/60x60/e167ad0ced6a501479690d6c4a234e35.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202402/08/60x60/522c0c5b890e1ef7eada08d8f8efeaa4.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/28/60x60/97589dc966589de4168dca60ab145f7d.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/02/60x60/a641345b5e39fd5fa941e359ec7df263.jpg)
Мы уже рассказывали, как устроены электромобили и чем они отличаются от привычных машин с ДВС. Теперь подробнее изучим его батарею — главный источник энергии, приводящей электромобиль в движение. И одновременно, самый дорогой и самый сложный его узел.
Итак, совсем коротко:
– Батареи всё ещё дороги, хотя и подешевели примерно втрое за последние 10 лет. Примерно во столько же раз возросла их ёмкость.
– Все тяговые батареи электромобилей работают при высоких напряжениях (от 350 до 800 вольт), но многоконтурная система защиты практически исключает риск поражения электрическим током.
– Li-Ion – лишь название для группы совершенно разных по составу аккумуляторов. Они бывают литий-кобальтовыми, литий-марганцевыми, литий-железо-фосфатными, литий-титанатными и т.д., в том числе и на основе смесей. У всех — разный набор достоинств и недостатков.
– За распределением энергопотоков внутри батареи отвечает сложная многоуровневая система с большим количеством температурных датчиков. Контролируются каждая ячейка, каждый модуль, каждый участок цепи и вся батарея в целом.
– Немалая доля в общей стоимости батареи приходится не только на ячейки, но и на корпус. Это чрезвычайно прочная деталь, сложная в изготовлении.
– Стареет батарея электромобиля при регулярной эксплуатации специфично. Ёмкость может быстро просесть на несколько процентов из-за дефектных ячеек, затем она плавно снижается на 15–20 процентов в течение несколько лет, а дальше процесс замедляется, позволяя использовать батарею, например, в стационарных системах.
– Уже разработаны технологии для глубокой утилизации батарей, но пока такие услуги предоставляют крайне ограниченный круг компаний и далеко не во всех странах.