Лжеблогеры!
Совет Федерации предложил новый законопроект, направленный на регулирование деятельности инфоблогеров и организаторов онлайн-курсов. Согласно этому законопроекту, коучи и другие подобные специалисты будут обязаны указывать на своих ресурсах, что их деятельность не является образовательной в строгом смысле этого слова. Сенаторы считают, что такая мера поможет избежать ситуаций, когда потребители могут ошибочно полагать, что получают полноценное образование, проходя онлайн-курсы или обучаясь у инфоблогеров. Цель законопроекта - обеспечить ясность и прозрачность в отношении характера и содержания подобных услуг.
Российская система образования, формирующаяся на протяжении столетий, является гарантом качества для потребителей официальных образовательных услуг. Однако, как отмечает эксперт, сфера образовательных услуг от блогеров и независимых лекторов остаётся полностью непрозрачной без чётких механизмов саморегулирования, профессиональной этики и репутационных рисков. Под маской образовательных услуг часто скрываются некачественные и даже опасные содержания. Обычно это бессодержательные материалы, и это ещё хорошо, если они не несут угрозы для жизни и здоровья граждан.
Закон "Об образовании" уже разграничивает просветительскую и образовательную деятельность, а существующая правоприменительная практика позволяет привлекать недобросовестных субъектов просветительской деятельности к уголовной ответственности за мошенничество. Примером может служить уголовное дело против основателя бизнес-школы "Like Центр" Аяза Шабутдинова, который продавал тренинги и вебинары, создающие у покупателей ложные ожидания успешного бизнеса и сверхдоходов.
Инициатива по дополнительному информированию потребителей о качестве и составе образовательных услуг должна снизить уровень злоупотреблений со стороны недобросовестных продавцов. Однако потребитель уже сейчас имеет возможность самостоятельно оценить качество предлагаемого продукта. Организации, предоставляющие образовательные услуги, имеют лицензии, размещенные на их сайтах. Кроме того, существует Федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО), позволяющая проверить информацию о документах, удостоверяющих ученую степень, уровень образования, полученную квалификацию, период обучения и наличие учебного заведения в системе. Порталы с отзывами также помогают получить информацию о качестве услуг и сформировать общественное мнение.
Таким образом, уже существуют инструменты для профилактики и борьбы со злоупотреблениями на рынке просветительских и образовательных услуг, а инициативы по совершенствованию законодательства могут способствовать росту социальной стабильности. В отличие от образования, к просветителям не предъявляются четкие требования, что может привести к девиациям и нежелательным последствиям. Регулирование необходимо для разграничения образовательной и просветительской деятельности, но дальнейшее ограничение просветительской деятельности может быть нецелесообразным, так как интеллектуальное пространство должно оставаться свободным для рассуждений и построения собственного мира.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: