Спрос на новые легковые автомобили в России в 2024 году вырос на 62%
В первом квартале 2024 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), выросли на 62,3% — до 249,1 тысячи единиц. При этом по статистике компании «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК) динамика ещё лучше: плюс 85,6% и 341,6 тысячи единиц техники. Можно предположить, что одна из причин активного роста рынка — новость о предстоящем подорожании параллельного импорта.
Ниже представлен детальный разбор итогов года, основанный на данных о продажах от Комитета автопроизводителей.
Про бренды

Продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России за январь–март 2024/2023 гг. Знаком * отмечены бренды, в чьих результатах учтены суммарные продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей
Лидер рынка — автомобили Lada.
С начала года их купили 91,6 тысячи клиентов, на 43% больше, чем годом прежде. На фоне других российских производителей динамика оказалась существенной (ГАЗ — плюс 24%, УАЗ — плюс 19%), но спрос на популярные иномарки вырос заметно сильнее.
Значительный вклад в положительную динамику продаж делают китайские автопроизводители: за год продажи выросли сильнее чем вдвое (133,4 тыс. шт.). Во многом поводом для роста послужила экспансия «китайцев» на местном рынке: в продаже появляются и новые модели известных марок, и новые бренды — например Ora или Wey.
Рекордный рост аудитории зафиксирован за GAC:
на фоне низкой базы продажи подскочили более чем в 60 раз. Схожая ситуация у Tank: в I квартале 2024 года продажи повысились в 51 раз. Доминирует же на российском рынке Haval, который за год прибавил 125% (37,5 тыс. шт.). Chery отстаёт на 4,5 тысячи проданных машин (плюс 74%), замыкает топ-3 Geely (плюс 130%, 29,1 тыс. шт.).
Автомобили бренда Solaris (Hyundai и Kia, которые собирают из оставшихся на местном заводе компании машинокомплектов) меньше чем за месяц со старта продаж раскуплены в количестве 750 штук. При этом «настоящие» Kia разошлись тиражом в 2,4 тысячи штук (минус 46%).
На топ-10 самых продаваемых в стране марок в январе–марте 2024 года пришлось 95% рынка. В абсолютном показателе продажи выросли до 237 тысяч штук — плюс 71%.
Про модели

25 самых продаваемых новых легковых автомобилей в России за январь–март 2024/2023 гг.
Топ-3 самых продаваемых моделей в России заняли модели Lada:
- Granta (42,8 тыс. шт., минус 3,7%),
- Niva (24 тыс. шт., плюс 33,3%) и
- Vesta (23,3 тыс. шт., 30-кратный рост на фоне низкой базы).
Стоит ожидать, что в течение года Lada Vesta переместится на строчку выше, когда в продаже появятся версии с автоматической трансмиссией.
Среди иномарок лучшими продажами отметился Chery Tiggo 7 Pro (16,8 тыс. шт., плюс 144%). Haval Jolion отстал от лидера всего на 1,3 тысячи машин (спрос вырос на 111%).
Рекордный — 30-кратный — прирост аудитории зафиксирован за Geely Monjaro (4,1 тыс. шт.).
Самое сильное падение в рейтинге — минус 7,6% — за дорестайлинговым Geely Coolray, хотя суммарные продажи машин актуальной и прошлой версии — 6,15 тыс. шт. Ещё 4,7 тысячи дорестайлинговых Coolray были реализованы под именем BelGee X50. Итого — почти 11 тысяч машин.
Спрос на Geely Atlas Pro просел (минус 3,7%), так как эти машины постепенно заканчиваются у дилеров: на рынок вышел новый Atlas, который уже в этом году успели купить больше 2,5 тысячи клиентов. Суммарные продажи «Атласов» оказались почти на 60% выше, чем в прошлом году у Atlas Pro, — 6,4 тысячи единиц.
Впервые для себя в топ-25 попал GAC GS8: большой вседорожник второго поколения за 3 месяца купили 2,9 тысячи человек. Для сравнения: в 2023 году было продано меньше 1,9 тысячи единиц модели двух поколений. Новичок рынка — Jaecoo J7 — уверенно забрался в середину рейтинга: 4,6 тысячи машин.
На 25 самых продаваемых моделей начала 2024 года пришлось 63% рынка. Спрос на них вырос в 2 раза, до 156 тысяч штук.

Самые продаваемые новые лёгкие коммерческие автомобили в России за январь–март 2024/2023 гг.
Продажи самых популярных лёгких коммерческих автомобилей марта 2024 года выросли на 13%, до 8,2 тысячи единиц.
Лидер роста — условно-российские Sollers Argo: 241 экземпляр, плюс 731%. Антилидер — Ford Transit: 35 штук, минус 76%.
С начала года реализованы 18,6 тысячи единиц техники (плюс 27%). Лучшие и худшие показатели динамики — у тех же Sollers Argo (плюс 573%, 451 шт.) и Ford Transit (минус 87%, 70 шт.).