"Захваченные в Германии автомобили, пополнившие автомобильный парк Советского Союза после Второй мировой войны"
После окончания Второй мировой войны в Советский Союз были вывезены многочисленные автомобили, захваченные в качестве трофеев в Германии. Среди них были роскошные Mercedes, ставшие престижными машинами для советской элиты, представительский Horch, который, по легенде, принадлежал разведчику Штирлицу, а также BMW-326, использовавшийся в известных фильмах киностудии "Мосфильм". Эти трофейные немецкие автомобили сыграли заметную роль в автомобильной истории СССР и остались в памяти как символы того периода.

Фото: autowp.ru
После победы в Великой Отечественной войне 1945 года, ознаменованной знаменитым Парадом Победы на Красной площади, где были брошены знамена поверженного нацистского врага, Советский Союз получил в качестве трофеев огромное количество немецкой военной техники. Во время войны захваченные немецкие автомобили уже активно использовались Красной Армией и поставлялись в тыловые районы. После разгрома Германии эти трофейные машины нашли широкое применение в народном хозяйстве СССР. Часть из них была передана высшему военному командованию, партийным руководителям и чиновникам, а некоторые даже попали к рядовым советским гражданам. Эти автомобильные трофеи стали символами победы и свидетельством масштабов добычи, захваченной у поверженного врага.
Volkswagen Typ 82
Одним из наиболее узнаваемых и широко распространенных автомобилей времен Второй мировой войны стал немецкий Volkswagen Typ 82. После победы СССР над нацистской Германией множество таких машин в качестве трофеев было интегрировано в народное хозяйство Советского Союза. Этот легковой армейский автомобиль повышенной проходимости имел заднеприводную компоновку, высокий 290-миллиметровый клиренс, межколесный самоблокирующийся дифференциал, 16-дюймовые колеса и довольно скромный 25-сильный двигатель. Однако, несмотря на эти внедорожные качества, по свидетельствам очевидцев, Volkswagen Typ 82 существенно уступал по проходимости американским и советским военным внедорожникам того периода.

Volkswagen Typ 82 (Фото: autowp.ru)
В советских сельских регионах захваченные немецкие Volkswagen Typ 82 и их модификации оставались на ходу вплоть до 1960-х годов. Позже, из-за нехватки запчастей, большинство этих машин было утилизировано, но некоторые экземпляры перешли в частные руки. Например, согласно рассказам местных жителей Спас-Деменского района Калужской области, сразу после войны в одном из колхозов числились сразу два Typ 82, переданные ему в качестве трофеев. Когда эти автомобили вышли из строя, двигатель от одного из них еще долго использовался на лесопилке. В наши дни уцелевшие Volkswagen Typ 82 можно увидеть разве что в музеях или частных коллекциях раритетной техники, ставших напоминанием о той эпохе.

Volkswagen Typ 82 (Фото: autowp.ru)
Opel Blitz
Автобус Opel Blitz первоначально не был предназначен для военных целей. Однако в ходе Второй мировой войны нацистские войска активно реквизировали гражданскую технику, и таким образом этот автобус оказался на фронте. Там Opel Blitz использовался в качестве штабного транспортного средства или для перевозки раненых бойцов. После разгрома нацистской Германии захваченные советскими войсками Opel Blitz в качестве трофеев пополнили автопарк СССР. Эти автобусы стали использоваться для транспортировки работников различных предприятий и ведомств. Например, сразу несколько заводов в Киеве получили трофейные Opel Blitz для перевозки своих сотрудников на работу и с работы.
Трофейный немецкий автобус Opel Blitz даже стал своеобразным литературным героем в знаменитой книге братьев Вайнеров "Эра милосердия". Именно на таком автобусе передвигалась следственная группа под руководством Жеглова. Однако в культовом фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", снятом по этой книге, вместо Opel Blitz использовался автобус на базе советского грузовика ЗиС-5, специально собранный для съемок и получивший прозвище "Фердинанд". Вероятно, к концу 1970-х годов исправных трофейных Opel Blitz в СССР просто не осталось, что и вызвало необходимость создания киноаналога.

Автобус Opel Blitz (Фото: roden.eu)
Steyr 220
В годы Великой Отечественной войны в распоряжение Красной Армии попадали не только военные машины противника, но и гражданские легковые автомобили, захваченные в качестве трофеев. Одной из таких престижных немецких машин, пополнивших автопарк советского командования, стал роскошный кабриолет Steyr 220. Этот автомобиль оснащался 2,2-литровым двигателем мощностью 55 лошадиных сил и 4-ступенчатой механической коробкой передач. Несмотря на внушительную массу 1200 кг, кабриолет Steyr 220 мог развивать по тем временам высокую максимальную скорость до 120 км/ч. Такие трофейные машины повышенной комфортности зачастую передавались высшему командному составу Красной Армии.

Кабриолет Steyr 220 (Фото: autowp.ru)
По сохранившимся фотографиям военных лет, престижный трофейный кабриолет Steyr 220 некоторое время находился в распоряжении командира 88-го танкового полка Петра Мжачих. Предположительно, позже этот автомобиль перешел во владение командующего бронетанковыми войсками 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанта Г.Н. Ореля. После окончания войны неизвестное количество захваченных Steyr 220 оказалось на территории СССР. Сведения о их точном количестве и владельцах, к сожалению, не сохранились. Однако один такой кабриолет 1938 года выпуска до сих пор остается на ходу и даже снялся в культовом фильме "Брат-2". В этой криминальной драме на Steyr 220 ездил нечистый на руку бизнесмен Белкин в исполнении Сергея Маковецкого. По легенде, этот австрийский автомобиль ранее принадлежал одному из нацистских высокопоставленных чиновников.

Кабриолет Steyr 220 (Фото: autowp.ru)
Horch 853
Среди престижных немецких легковых автомобилей, захваченных советскими войсками в качестве трофеев, особо выделялись машины марки Horch. Эта компания производила широкий модельный ряд автомобилей разных классов. Наиболее распространенной трофейной моделью в СССР стал спортивный кабриолет Horch 853, который по праву считался одним из самых красивых автомобилей своего времени. В Германии он позиционировался как конкурент Mercedes-Benz 500K и оснащался 5,0-литровым 100-сильным бензиновым двигателем, 4-ступенчатой коробкой передач, гидравлическими тормозами и вакуумным усилителем тормозов. Этот трехтонный кабриолет при движении по хорошей дороге мог развивать впечатляющую для тех лет максимальную скорость 130 км/ч.

Кабриолет Horch 853 (Фото: autowp.ru)
После окончания Второй мировой войны первыми обладателями престижных трофейных Horch 853 стали высшие чины Красной Армии, а также Герои Советского Союза. По легендам, на этих роскошных автомобилях передвигались такие знаменитости, как лётчик-ас Покрышкин, маршал Баграмян, генерал-лейтенант Телегин. Кабриолеты Horch 853 также числились в автопарках Василия Сталина и известного архитектора Щусева. Эти импозантные машины не обошли стороной и советский кинематограф - в 1956 году Horch 853 снялся в культовом сериале о разведчиках "Щит и меч". А в романе Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны" на автомобиле этой марки, согласно книге, разъезжал легендарный советский разведчик Штирлиц, хотя конкретная модель "Хорьха" не уточняется.

Кабриолет Horch 853 (Фото: autowp.ru)
Opel Kapitan
Представленный весной 1939 года на Женевском автосалоне Opel Kapitan стал одной из самых ярких премьер того года. Этот автомобиль с современным несущим кузовом, передним расположением двигателя, независимой передней подвеской и классической компоновкой привлек большое внимание посетителей. Тогда никто не мог предположить, что вместо скоростных автобанов Opel Kapitan предстоит ездить по разбитым фронтовым дорогам.
Первые экземпляры этой модели в качестве трофеев попали в руки Красной Армии уже в 1941 году во время контрнаступления под Москвой. На протяжении всей войны Opel Kapitan пользовался большой популярностью среди старшего офицерского состава РККА. Некоторые захваченные машины были отправлены для изучения на Горьковский автозавод. Существует версия, что при создании легендарного ГАЗ-М 20 "Победа" советские инженеры позаимствовали некоторые решения именно у Opel Kapitan, однако эта гипотеза достаточно спорна, поскольку общего у этих моделей, кроме несущего кузова, было немного.
Opel Kapitan (Фото: autowp.ru)
После взятия Берлина в 1945 году трофейные Opel Kapitan в больших количествах стали переправляться в Советский Союз. По свидетельству одного коллекционера раритетных автомобилей, некоторые из этих захваченных немецких машин даже умудрились попасть в таксомоторные парки Ленинграда и Минска. Причем если Kapitan ломался, то на него порой устанавливали отечественные запчасти для ремонта. В наши дни уцелевшие экземпляры этой модели конца 1930-х годов можно увидеть разве что на ретро-ралли или в частных коллекциях старинной автомобильной техники, ставших настоящими раритетами.

Opel Kapitan (Фото: autowp.ru)
DKW NZ 350
В предвоенные годы в нацистской Германии большую популярность обрели легкие двухтактные мотоциклы. Одной из самых массовых моделей того периода стал DKW NZ 350 с двигателем рабочим объемом 346 куб. см. Этот мотоцикл, который мог комплектоваться алюминиевой коляской, идеально подходил для городской езды и коротких загородных путешествий выходного дня. Однако с началом Второй мировой войны гражданские DKW NZ 350 были мобилизованы и отправлены на фронт.

Мотоцикл DKW NZ 350 (Фото: bonhams.com)
Первые захваченные в качестве трофеев немецкие мотоциклы DKW NZ 350 стали попадать в распоряжение Красной Армии еще во время Великой Отечественной войны. Часть этих мотоциклов оставалась на фронте для вспомогательных нужд, а некоторые экземпляры сразу отправлялись в тыловые районы. В РККА DKW NZ 350 часто использовался как вспомогательный транспорт. По рассказам фронтового фотокорреспондента Ю.И. Иванова, служившего в газете "Суворовец", ему был выдан личный трофейный DKW NZ 350, который остался у него в личном пользовании даже после окончания войны.

Мотоцикл DKW NZ 350 (Фото: bonhams.com)
По отзывам советских военнослужащих, трофейный мотоцикл DKW NZ 350 несколько уступал в надежности четырехтактным моделям BMW и Zundapp. Они даже в шутку расшифровывали название DKW как "Дерево-Клей-Вода", намекая на не самое высокое качество этого двухтактного мотоцикла. Однако за пределами фронта DKW NZ 350 ценился за свои компактные габариты, экономичность и хорошую управляемость в городских условиях. Несмотря на армейские шутки, в мирной жизни этот небольшой немецкий мотоцикл находил своих поклонников.

Мотоцикл DKW NZ 350 (Фото: military-classic-vehicles.fr)
Помимо нахождения в частном владении, трофейные мотоциклы DKW NZ 350 иногда использовались и некоторыми советскими силовыми структурами. Например, в Белгороде один из отделов милиции эксплуатировал такой захваченный немецкий двухтактный мотоцикл. По рассказам местных жителей, на DKW NZ 350 также ездили оперативники и участковые в некоторых городах Смоленской области. Однако речь шла о единичных случаях, массового применения этих трофеев в милиции не было. Более того, уже в 1953 году был издан специальный приказ МВД, стандартизировавший окраску служебного транспорта.
После войны чертежи и технологии бывшего завода DKW попали на Ижевский машиностроительный завод. Существует версия, что советский мотоцикл ИЖ-350 практически полностью был скопирован с DKW NZ 350. Что касается самих трофейных немецких мотоциклов, то большинство из них со временем были отправлены в металлолом из-за отсутствия в СССР необходимых запчастей для их ремонта и восстановления.

Фото: bonhams.com
BMW-326
BMW 326 стал первым автомобилем этой марки, который получил закрытый четырехдверный кузов седан. Эта модель комплектовалась гидравлической тормозной системой, 2,0-литровым 50-сильным бензиновым двигателем и 4-ступенчатой механической коробкой передач. Среднеразмерный седан BMW 326 выделялся для своего времени современным дизайном кузова и техническими решениями.

Среднеразмерный седан BMW-326 (Фото: myautoworld.com)
Советские офицеры получили немецкие седаны после победы и начали использовать их в РККА. Отмечается, что обладатели BMW-326 не столкнулись с проблемами по запасным частям, так как узлы этих автомобилей были одинаковыми с моделью BMW 321, выпущенной после Второй мировой войны.

Среднеразмерный седан BMW-326 (Фото: autowp.ru)
В 1958 году вышел приказ убрать из Советской армии все иномарки, и «326» вернулась в жизнь людей. Седаны были редкостью на улицах Москвы и других крупных городов СССР. Один из трофейных БМВ-326 передали «Мосфильму» для съемок. Эту машину можно увидеть в одном из эпизодов фильма «Семнадцать мгновений весны».

Среднеразмерный седан BMW-326 (Фото: autowp.ru)
Mercedes 170V
После окончания войны в Советский Союз начали активно поступать трофейные автомобили Mercedes-Benz. Среди них часто встречались редкие представительские модели, которые выделялись высоким статусом их владельцев - высокопоставленных чиновников или командующих РККА. Однако наиболее распространены на дорогах СССР были массовые модели от немецкого производителя.

Mercedes 170V (Фото: autowp.ru)
Одним из наиболее популярных иностранных автомобилей послевоенного периода стал Mercedes 170V. Этот седан с 1,7-литровым двигателем, независимой подвеской и четырехступенчатой механической коробкой передач был доступен даже для обычных советских граждан. В то время популярным тюнингом было установка небольшого красного флажка или маленькой пятиконечной звезды вместо традиционной трехлучевой звезды на капоте Mercedes 170V. В Москве такие автомобили можно было встретить даже вплоть до 70-х годов, и они не считались особой редкостью. Кроме того, к этому времени в СССР уже начались официальные поставки автомобилей Mercedes-Benz

Mercedes 170V (Фото: autowp.ru)