Лилия Лунина
Лилия Лунина Подписчиков: 1717
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 11.2М

Неадекватность российской экономики реалиям здорового рынка.

7 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 1,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Неадекватность российской экономики реалиям здорового рынка.

Если задаться вопросом: какая в России экономика? Многие скажут, что была плановая, а сейчас рыночная. Только вот рыночной российскую экономику назвать нельзя. От рыночности в ней только одно название. На деле экономика в России хищническая. Такого вида экономик нет в научной классификации, но фактически она имеет место. И вот почему.

Командно-плановая экономика строится на централизованном управлении, жёстком регулировании, опирается на бюрократию с её нормативами, планами, отчётами. Она часто сбоит. В погоне за красивыми показателями цифры искажаются, нередко некорректно понимаются приказы и директивы. Например: есть директива сверху поставить в "Военторг" г. Кронштадта 100 бушлатов цвета хаки. В кронштадтском "Военторге", куда привезли бушлаты, отвечают региональному главку, что бушлаты цвета хаки не нужны, т.к. в Кронштадте моряки, которые носят чёрные бушлаты. Бушлаты цвета хаки продаваться не будут. На что региональный главк говорит, типа они ничего не знают, мол, сказано поставить бушлаты цвета хаки и точка, пусть продают, как знают, главное – отчёты красивые пусть отправляют. Такое может быть связано с тем, что производитель бушлатов договорился с отделом поставок "Военторга" о сбыте бушлатов цвета хаки, план по производству которых был перевыполнен ради премий и красивых отчётов.

В рыночной нормальной экономике всё определяется балансом спроса и предложения, количеством игроков в сегменте, а так же себестоимостью продукции или услуг, с учётом конкуренции. Товаропроизводители и поставщики услуг должны стремиться привлечь больше потребителей и предложить им товары или услуги максимально высокого качества по более низким ценам, чтобы увеличить свою прибыльность и держать свои позиции на рынке. Для этого в здоровой рыночной экономике есть реклама, маркетинг, привлекаются социологи. С рекламой всё понятно, их цель – знакомство потребителей с товаром/услугой наладить, задачи – всё красиво показать и красочно расписать, навести мосты со СМИ. Цель маркетологов – оптимизация продаж, задачи – проведение маркетинговых исследований, выявление тенденций на рынке, изучение динамики продаж, изучение эффективности рекламы и построение той самой воронки продаж, анализ воронки продаж, чтобы знать на каком этапе "хромает" конверсия и исправление чего-то. Цель социологов, участвующих в продажах – исследование той группы или макрогруппы на которую ориентирована продукция, задачи – проведение опросов и интервью, установление культурных и религиозных особенностей, бытовых условий, половозрастного состава, уровня доходов, в общем – подготовка фундамента для всех остальных.

В рыночной экономике компании-производители и компании-поставщики услуг не скупятся на упомянутые выше исследования, всячески стараются оптимизировать свои технологии производства или оказания услуг, чтобы сделать их максимально простыми и в то же время эффективными.

В нынешней российской экономике всё обстоит иначе. Производства и поставщики услуг эксплуатируют старые мощности, унаследованные от СССР. Лишь изредка, где есть глубокая модернизация или тотальная реконструкция мощностей, а так же внедрены новые технологии. А так в основной массе проведена косметическая показушная модернизация, напоминающая разве что надевание красивого нового платья грязной девушкой.

Реклама в России довольно навязчива и агрессивна. Многим наверняка хочется переключиться на другой телеканал, когда начинается реклама, многие наверняка ставят "банерорезки" в свои браузеры. О социологии в России слышат разве что перед выборами, когда надо установить рейтинги кандидатов для очередного словоблудия на тему "кто победит". Поэтому в Махачкале могут пытаться продавать свинину и стопицот наименований алкоголя, хотя там преимущественно мусульманское население, которое не ест свинину и не принимает алкоголь.

Так же и с маркетингом в России просто беда. Есть хорошие маркетологи, но они капля в море. Практически весь маркетинг в России – это втюхать что-то любой ценой. Хочет того потребитель или нет, готов ли он платить за такие товары или услуги – или нет. Главное – впарить и состричь сверхприбыль, а там хоть трава не расти. С таким успехом можно продавать свинину и стопицот продуктов из неё в Махачкале как халяльный продукт, главное наладить сбыт и стричь с населения Махачкалы деньги, толкая ради денег людей на грех. Свинина ведь не халяль, а харам.

Что касается ценообразования и ценовой конкуренции, то можно увидеть, что цены на товары и услуги практически одинаковы у разных игроков рынка. Так бензин стоит, что на одной заправке, что на конкурирующей заправке одинаково. Хлеб будет стоить что в "Пятёрочке", что в "Магните", что в "Дикси" практически одинаково. Да, не только хлеб, но и другие продукты питания и непродовольственные товары. Квартиры будут стоить, что у КВС, что у ЛСР, что у Settle City, что у "Самолёта" одинаково. Спрос на новостройки в последнее время снизился, не только благодаря низким доходам граждан, но и повысившимся ипотечным ставкам. Ладно бы ставки… Так тело кредита стало громадным. Что при снижении спроса на квартиры должно произойти в условиях рыночной экономики? Застройщики должны начать конкурировать за потенциальных покупателей и заманивать их внушительными скидками, а то и вовсе снизить цены на жильё. Поверьте, пустых или частично заселённых домов стоит немало. Добавим к этому ещё и миграцию россиян, которые покидают страну, то потенциальных покупателей, становится ещё меньше.

Назвать то непотребство, что происходит в России, свободным рынком нельзя никак. Но людей продолжают убеждать, что это и есть тот самый свободный рынок и что если не нравится – не бери. Убеждают, что вовсе не олигархи с разнокалиберными бизнесменами жадничают, что ценовых сговоров нет, а то, что происходит, так это "невидимая рука рынка" так всё расставила. Попробуйте кому-либо сказать, что квартира в Петербурге за 5 млн. рублей – это слишком дорого и что вы готовы купить её не более чем за 1 млн. рублей. Вас на смех поднимут, сказав, что таков рынок и что вы нищеброд. Хотя в нормальной рыночной экономике найдётся тот, кто готов будет вам предоставить выбор из квартир в Петербурге не более чем за 1 млн. рублей. Ведь вы и такие, как вы – это своеобразная группа потребителей, для которой неплохо бы сделать свою ценовую категорию и целое направление.

Не менее полным идиотизмом и нелепицей выглядит то, что если снижается цена на сырьё, то не снижается продукция, сделанная из этого сырья. Возьмём тот же бензин. Нефть дешевеет, то цена на бензин в лучшем случае не меняется совсем, а обычно только растёт. Смешно когда при 110 долларах за баррель бензин стоил 30 рублей за литр, а при 50 долларах за баррель 50 рублей. Было бы смешно, если бы не было так грустно. У вездесущего и коварного загнивающего Запада, почему-то рынок реагирует на такие изменения в ценах и спросе. Да не только у Запада, но и в Азии в том же Китае тоже. В США, Европе и Китае это точно так. Та же манка на молоке появилась в США в начале XX века неспроста. Когда мукомольная компания Diamond mills из Чикаго едва не обанкротилась из-за того, что подешевела мука и подешевел хлеб из-за того, что подешевела мука, которая подешевела из-за удешевления зерна, которое подешевело из-за внедрения новых технологий и ценовой конкуренции в этой сфере. Diamond mills придумала идею, что погрубее молоть зерно надо, полученный продукт продать, как инновационный продукт питания, который нужно варить в молоке. Пробную партию толкнули в Нью-Йорк, где новая кашка на завтрак пришлась потребителям по вкусу и пошли продажи. В Даймонде выдохнули и стали предлагать потребителям манку. Позднее эту манку изрядно потеснили хлопья, благодаря братьям Келлогам с их кукурузными хлопьями Kellogs corn flakes.

Если цены на нефть упали на бирже к вечеру, то уже утром в Штатах можно купить бензин на заправках по более низкой цене, чем вчера. Этот факт хорошо известен. Во время пандемии ковида бензин в странах ЕС подешевел настолько, что им стало невыгодно торговать на какое-то время. Всё потому, что люди сидели по домам и не ездили, спрос на бензин стремительно упал. НПЗ – предприятия непрерывного цикла, они не могут встать на паузу по нажатию кнопки на пульте. Чтобы остановить НПЗ – это нужно провести ряд работ по выводу установок из эксплуатации. Останавливать НПЗ из-за скопившихся в портах и на рейдах танкерах с сырой нефтью вряд ли кто будет. Тогда нефтяникам придётся тампонировать скважины, а морским перевозчикам ставить корабли у пирса и всем дружно нести убытки.

То же самое происходит с теплом в Германии и электроэнергией Финляндии. В ФРГ, когда прекратились поставки газпромовского газа, был дефицит газа. В Кремле думали, что жители ФРГ замёрзнут, тариф неумолимо на тепло рос. Путин ещё что-то говорил ехидно про волчий хвост. Так вот, зима оказалась не такая уж и холодная. Выросшие тарифы субсидировались властями ФРГ. С концом зимы снизился и спрос на тепло, а, следовательно, и на газ, в это время норвежские нефтегазовые компании ворвались на рынок ФРГ, та же Statoil была несказанно рада увеличить предложение. Германский концерн EnBW заключил договор с алжирской компанией Medgaz на поставку трубопроводного газа. Компания Uniper запустила первую плавучую установку для хранения и регазификации сжиженного природного газа (FSRU) Hoegh Esperanza в порту Северного моря в Вильгельмсхафене (федеральная земля Нижняя Саксония). Цена на газ и тариф на тепло пошли вниз после такого. Если будет выгодна береговая база регазификации, то её непременно построят.

Был как-то забавный факт, что в Финляндии тариф на электроэнергию принял отрицательные значения из-за сильных ветров. Ветра сильнее стали вращать ветряки, выработка электричества превысила его потребление кратно. Потребители "жгут" электроэнергию, а генерирующие компании им за это доплачивают. В России такое можно представить себе разве что только в творчестве фантастов. С генерацией в России беда, конечно. Генерация сгодится разве что как иллюстрация процессов в зарубежных экономиках как баланс спроса и предложения приводит к ценообразованию.

В Китае газовые цены идут вниз. Дело в том, что стала популярна добыча так называемого горючего льда (внешне газовые гидраты напоминают снег или рыхлый лед), которая началась 10 мая 2017 года. Ранее Геологическая служба Министерства земельных и природных ресурсов Китая провела ряд исследований по добыче клатратов - кристаллических соединений, образующихся при определённых термобарических условиях из воды и газа как правило на морском дне. Месторождение клатратов найденное геологами из Китая, расположенного на глубине свыше 1200 м от поверхности моря и ещё около 200 м от поверхности дна. В пробной добычи было получено более 120 тыс. куб. м газа с содержанием метана до 99,5%. Добывает "горючий лёд" китайская компания Dream с помощью специального корабля Meng Xiang. Так же несколько государственных компаний КНР заявили о готовности заниматься чем-то подобным. Первопроходцами в отрасли были японские учёные, сейчас японские компании Japan Oil, Gas and Meta**ls Corp ведут добычу газа с морского дна.

Кроме того, в нашей стране бизнес часто "играет" с валютными курсами и реальной стоимостью рубля. Они не меняются, то вверх, то вниз вслед за рублём. Помнится когда была волатильность рубля, когда тот "плясал" в такт нефтяным ценам, валютозависимые товары даже не думали дешеветь, когда укреплялся рубль. Наоборот, импортёры повышали цены, думая, что так они страхуются от пресловутых валютных рисков. Когда рубль падал – была неплохая прибыль, когда рубль рос – была ещё большая прибыль. Я это хорошо помню по салону красоты и по косметике. Упал курс рубля – выросли расценки в салоне, вырос курс рубля – не выросли расценки в салоне. Салон столкнулся с конкуренцией и пошёл ко дну. Губную помаду и тушь для ресниц я покупала каждый раз по новой цене – ещё большей, чем ранее, хотя заметных изменений в курсе рубля не было. Цены на импортные товары, купленные сегодня продавцом за вчера подешевевшую валюту, должны быть ниже, чем те, по которым товар был куплен неделю назад, но дороже из-за более дорогой валюты.

Но и этого не происходит. Новые поступления, которые обошлись продавцу дешевле, как правило, продаются покупателю по прежней – высокой цене. Ещё более новые поступления, даже когда курс валюты вырос – продаются по ещё более высокой цене. И так получается некая лестница в динамике цен. А чего? Свободный рынок же! Только это не тот рынок, где работают разные правила, а тот, где существует лишь одно правило – что хочу, то и ворочу. А это уже не свободный рынок, а самая настоящая диктатура и тирания продавцов. При такой диктатуре потребителям цены диктуются поставщиками услуг и продавцами товаров без какой-либо оглядки на рыночные процессы или чьи-то интересы. Уж лучше "Лента" отправит непроданные из-за высокой цены йогурты и выпечку в инсенератор на сожжение, чем будет снижать цены, когда предложение по рынку этой продукции явно превышает спрос.

Не помогает и госрегулирование цен и тарифов. Цена на проезд в метро – это регулируемая регионом цена. Я ещё помню те времена, когда жетон в метро Санкт-Петербуга стоил 30 рублей и это было дороговато. И это не какие-то "нулевые" с "девяностыми", это как раз "десятые", что было не так уж давно. Тогда стоило непременно разжиться "Подорожником" (многоразовый проездной билет), по которому была система скидок. Сейчас даже Единая карта петербуржца, проезд по которой ещё дешевле, чем по "Подорожнику" не даст цену в 30 рублей. Тоже помню и в Москве было, в 2013 году когда разовый проезд стоил 30 рублей, а по "Тройке" 28. При залоге за "Тройку" в 50 рублей езда на метро на работу (Павелецкая) и с работы (Южная) мне вполне себе отбилась. Уезжая из Москвы, я сдала свою "Тройку" на Войковской и получила залог обратно.

Каждый год власти согласуют подорожание тарифов, они ещё никогда не отказывали поставщикам услуг в повышении за редкими исключениями. И всё-то они ссылаются на инфляцию. Хотя инфляция в России – это не повод повышать цены, а повод не париться по большому счёту. От того, что вырос агрегат М 2 потребители не становятся все поголовно более богатыми так, что пора бы товары и услуги перевести в более новую ценовую категорию. Центробанк в свою очередь повышает ключевую ставку, уменьшая количество денег в обороте, паритет между денежной массой и товарами/услугами соблюдается. На момент написания статьи таргет по инфляции составляет 4%, показатель инфляции составляет 7,8%, ключевая ставка ЦБ – 16%. При таком показателе Центробанк работает, как насос, всасывающий в огромный бак, деньги. Деньги стремительно забираются из оборота.

Чиновникам, отвечающим за госрегулирование тарифов, стоит задуматься и не вестись на уговоры поставщиков услуг и продавцов товаров, реализация продукции которых подлежит по закону госрегулированию. Вряд ли стоит одобрять повышение платы за ЖКУ и проезд в городском, пригородном, междугороднем транспорте. Но, чиновники не смотрят на интересы потребителей, а эти интересы, собственно и защищает госрегулирование, и охотно идут на поводу поставщиков и продавцов. Работает госрегулирование? Отчасти, но не полностью как оно задумано изначально.

В целом российский бизнес строится по принципу хватать сверхприбыли без оглядки на всё, что вокруг. Впарить ненужное барахло под видом чего-то супер-пупер инновационного – это пожалуйста! Впарить ненужные услуги – это всегда рады! А вы дурачки потребители, покупатели несите свои денежки, потирающим руки в предвкушении финансовых потоков, прохвостам.

4 комментария
Понравилась публикация?
12 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
* * запрещённая в России экстремистская организация или лицо, причастное к экстремистской деятельности
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересно. Благодарю Вас за публикацию

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
08.06.2024, 21:06
Санкт-Петербург

Если задаться вопросом: какая в России экономика? Многие скажут, что была плановая, а сейчас рыночная.

Я бы назвал её базарной!

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.06.2024, 12:38
Екатеринбург

Была плановая, а теперь никакая не экономика...)

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
15.06.2024, 22:14
Санкт-Петербург

Бредовая статья. Торгаши вольны продавать что хотят, а у покупателя есть голова на плечах и он сам решает, что купить.

По Вашей статье получается, что кругом одни болваны и экономика страны на уровне 90х. Где Вы вообще такой информации набрались?

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Афоризмы и анекдоты про деньги - 7

Иллюстрация "Деньги и Счастье: Вектор Помех" создана сетью Шедеврум Чем больше у тебя денег, тем моложе женщины, желающие разделить с тобой твою старость. Недавно в разговоре с женой на тему денег,...

Магазин на Оzon - Мадена наживается.

На странице сайта URL - адрес: www.ozon.ru опубликовано следующее. - ЗУБР 600 г, молоток каменщика (2015-06) Артикул: 3068316673, 622 ₽. Далее на странице сайта URL - адрес: www.ozon.ru опубликовано следующее.

Афоризмы и анекдоты про деньги - 8

"Проснуться Боюсь", иллюстрация создана сетью Шедеврум - Я ведь почему для тебя недоступной была, я ведь думала, у тебя денег нет. - Это же элементарно, Ватсон – одни за деньги людей бьют, другие убивают.

Подарок от Деда Мороза или очередная сказка: 5 тысяч рублей, которые пенсионеры так и не увидят

В предновогодней суете, когда страна готовится к празднику, а цены в магазинах взлетают с космической скоростью, наши законодатели вновь проявили трогательную, почти болезненную заботу о пенсионерах.

Афоризмы и анекдоты про деньги - 7

Иллюстрация "Деньги и Счастье: Вектор Помех" создана сетью Шедеврум Чем больше у тебя денег, тем моложе женщины, желающие разделить с тобой твою старость. Недавно в разговоре с женой на тему денег,...

Претензия к Ozon:

Получаю доступ на земле через информационно-телекоммуникационную сеть Internet («Интернет») поисковой системы (Яндекс браузер и т.д.) и через www - World Wide Web (Всемирная Компьютерная Сеть)

Ozon - незаконно отказывает в отзыве.

Из данной публикации вытекает: молоток каменщика, за который хочу оставить отрицательный отзыв следующий. Не тот молоток каменщика как на фотографии (карточка), обман покупателя. Ручка должна быть пластиковая,...

Гордый чиновник засудил 80-летнюю бабушку за комментарий в соцсетях, загнав её в долговую яму. Это мужчина?

Для тех, кто не в курсе, пусть теперь знают, что у чиновников тоже есть честь и достоинство, которые всегда можно выразить в рублёвом эквиваленте. 80-летняя пенсионерка Маргарита Белых из Краснодарского края,
02:14
Поделитесь этим видео