Что делать, если оказанная услуга - некачественная?
Сложно бывает доказать качество того, что нельзя потрогать или измерить. Сюда относятся все услуги, в том числе юридические консультации.
Услуги с браком
Представьте, вы в парикмахерской, вам делают стрижку. Вы заранее сказали мастеру все свои пожелания, но результат оказался печальным. Вам не идет, вам не нравится.
Хотя мастер в точности выполнил ваши указания и пожелания. Цвет соответствует, длина и объём как вы пожелали.
То, что вам не нравится еще не делает услугу некачественной. Вашей собственное восприятие может отличаться от оценки окружающих. Вам не нравится, а подруга скажет "стрижка - огонь!"
Если же есть не соответствия - конкретно называйте, что именно не нравится. Не тот цвет, косые края, не прорежена челка и т.д.
Услуги оцениваются не по критерию "нравится-не нравится", а по правильности выполнения указаний.
Пример с парикмахерской проиллюстрировал нам всю сложность восприятия услуги. И если услуга парикмахера видна невооружённым глазом, то с юридической консультацией делл обстоит иначе.
Бракованные консультации
Одному моему доверителю не понравились мои услуги по представительству в суде.
Мы зашли в заседание, судья задал вопрос об отводах, ходатайствах, я заявила возражения, которые ранее подавала электронно. Их конечно же в деле не оказалось, потом нашли и приобщили. Процесс начался.
Дали слово истцу, потом я высказала позицию. Мой доверитель при этом ерзал на стуле и что-то бубнил себе под нос.
Потом пошли вопросы, уточнения. Я попросила подтвердить некоторые спорные моменты документами, судья меня поддержала, у истца истребовали кучу доказательств. На том и разошлись до следующего раза.
Мой доверитель был в ужасном состоянии. По его мнению, заседания не было, так как я дала истцу говорить, не перебивала его, когда он явно заврался и искажал факты.
Ну что тут сказать? Доверитель ждал экшена и шоу, как в передачах про юристов. Я должна была при каждом его слове вскакивать, как Ванька-встанька, и кричать "Протестую!"
Но в реальности все не так, правда? Я добилась главного - у истца истребовали документы, нужные нам. Польза моего участия очевидна.
Поведение юристов в передачах и в реальной жизни отличается. Если юрист ведет себя тактично, не перебивает своего оппонента - это не значит, что услуга некачественная.
Польза как критерий качества
Вот мы и подошли к главному. Услуги юриста должны быть полезны доверителю и приводить его к решению проблемы.
Я много раз сталкивалась с псевдоюристами, которые продают за космические деньги три жалобы в прокуратуру, следственный комитет и администрацию Президента. Хотя ситуация решается просто подачей искового в суд.
Но по договору все четко - клиент заплатил за три жалобы, которые он и получил по итогу. Никто не обещал решения проблемы, никто не говорил, что жалобы помогут.
При этом, о том, что жалобы бесполезны и клиент просто выкидывает деньги на ветер, тоже никто не говорил.
Консультации должны приносить пользу, иначе зачем клиент платит деньги? Бесполезная работа и имитация бурной деятельности явный признак некачественно оказанной юридической помощи.
Риски и ответственность
В сложных ситуациях юрист не дает готового алгоритма действий. А даёт выбор доверителю, описывая риски и последствия того или иного шага.
Делая выбор доверитель понимает, что будет потом. Это разграничение ответственности между юристом и клиентом.
Юрист как тот камень из сказки. Направо пойдёшь - коня потеряешь, прямо пойдешь - мечь потеряешь. Выбор в такой ситуации за клиентом.
Задача юриста - правильно оценить ситуацию и рассказать о рисках и преимуществах.
Юрист обязан предупредить о рисках и возможных убытках
Убытки от оказания юридических услуг, о которых доверитель не был предупреждён, можно переложить на юриста.
У юристов как и у врачей - главный принцип - не навреди.
Согласны?
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Согласна с вами. Бывают случаи, когда доверительный не все сообщает, поэтому нестыковки, недопонимание.
Бывает, что и документы неожиданно в заседании появляются )
Спасибо
Полезная статья!
Спасибо за отзыв!
Не за что!)
У юристов как и у врачей - главный принцип - не навреди.
Согласны?
НЕ согласен, особенно в случае с врачами!