Написал статью по заказу. Часть вторая
Первая часть ЗДЕСЬ.
Продолжаю заказанную мне тему о советском образовании.
Итак, наша будущая классная руководитель Нина Федоровна совсем девчонкой после окончания педагогического училища оказывается высоко в горах в каком-то ауле в Дагестане.
Весь год, который она проработала в той школе. Очень хотела вернуться обратно на родину в село под Рязанью. И из первого, положенного ей отпуска, на место, где она должна была отрабатывать еще какое то время, не вернулась. Подделала документы и уже на правах обычной учительницы, покинувшей на законных основаниях место своей ссылки, устроилась в одну из школ рядом с Москвой.
Не знаю, уж каким образом, но ее подлог вскрылся. Нашу Нину Федоровну исключили из КПСС и уволили из школы.
Вот, вероятно, это и спровоцировало у нашего бывшего классного руководителя сердечный приступ, от которого она и скончалась.
Но эта история к системе народного образования СССР вряд ли имеет отношение.
Хотя нет. Получается, я проиллюстрировал пример того, что даже количество учителей в СССР планировалось и кадрового голода среди преподавательского состава начальных и средних школ, вероятно, не было.
Помню, что и в моем интернате, где то в седьмом классе появилась целая группа молодых учителей, только что закончивших педагогические учебные заведения. Все молоденькие, симпатичные, модные. Проживали в жилом доме для учителей при интернате или снимали комнаты в Кашире.
Помните героиню старого советского фильма «Весна на Заречной улице»? Молодую учительницу, приехавшую с одним деревянным чемоданчиком и патефоном работать в Школу рабочей молодежи.
Помните эту песню?
Возвращаюсь к автобиографическому рассказу, увязывая его с темой системы образования в СССР.
Закончили мы среднюю школу. Почти все девочки ломанулись в ВУЗы. Кто-то пытался поступить в филиал института нефти и газа, который был открыт при Московском коксохимическом заводе, который был градообразующим предприятием для города Видное. Ведь в годы моей юности практически при каждом крупном предприятии страны открывались если не институты, то их филиалы, либо техникумы, которые и обеспечивали кадрами инженерно-технических работников местные фабрики и заводы.
Естественно поступили не все и бОльшая часть моих одноклассников начали обычную трудовую деятельность.
И лишь спустя годы после окончания средней школы, некоторые из нас, кто в силу занимаемой должности, которая предполагала высшее образование, кто по причине желания сменить профессию или повысить квалификацию, в общем то, без проблем вливались в состав студентов вечерней или заочной формы обучения.
Их мотивация - получить диплом о высшем образовании была значительно выше, чем у тех кто обучался на очной форме сразу после школы. Да и специалисты с таким образованием порой ценились выше большинства студентов-очников, которым старшие товарищи не редко перед началом трудовой практики, да и после окончания вузов, говорили при пересечении ими проходной:
-А теперь забудьте все, чему Вас учили.
Особняком в этом ряду, наверное, стоит моя первая альма-матер - Московская высшая школа милиции МВД СССР и ей подобные высшие учебные заведения МВД Советского Союза. Но тут тремя словами не обойдёшься. О МВШМ, выпускавшей следователей и сотрудников уголовного розыска будет отдельный рассказ.
Скажу лишь, что принимали туда после конкурса и сдачи экзаменов только отслуживших срочную службу в Советской Армии и имевших стаж работы на низовых милицейских должностях не менее года. Так что лейтенантские погоны, в лучшем случае, выпускники получали в 25 лет. А основная же масса слушателей, я не оговорился, не курсантов, а именно слушателей, становились офицерами милиции в 26-29 лет. Я свои лейтенантские погоны получил в 27. Обычные армейцы в эти годы были уже капитанами. Но Армия и милиция/полиция это все же разные структуры с разными задачами.
Исключением в системе высшего образования в милиции являлась лишь, по моему, Волгоградская Высшая Следственная школа МВД СССР, выпускавшая следователей и экспертов-криминалистов и принимавшая на первый курс девчонок после школьной скамьи.
Пожалуй, экскурс завершу.
А теперь итоги.
Подумал, подумал. А сказать то мне особенно и нечего.
Если выводы и делать, то надо иметь общую картину по стране и по возрастным группам. Хотя попробую, опираясь уже на житейские наблюдения и опыт работы на различных должностях, так или иначе связанных с взаимодействием с людьми.
Если судить по моим пожилым одноклассникам и пренебречь тем, какое именно образовательное учреждение они закончили, то их кругозор, эрудиция намного шире чем у многих из их сорокалетних детей. Говорю в общем, а не в частности.
Причем, даже бывшие троечники не во многом уступают бывшим хорошистам. Да, многие знания пополнены уже после школы. Но основы то заложены в ней.
Высшее образование после ликвидации СССР сильно деформировалась в сторону гуманитарных профессий. Безусловно, это была вина государства, переставшего регулировать развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Отсюда и диспропорция в структуре специальностей в сторону увеличения количества выпускников с экономическим и юридическим образованием. Коммерции от образования было до лампочки, что экономике не нужно столько экономистов-юристов, которые в связи с невостребованностью после окончания институтов заполняют рынок людей, необходимых для обслуживания торговли и логистики на должностях требующих определенных знаний и навыков, но вовсе не на уровне высшего образования. Ведь для подготовки экономиста не требуется мощная производственная и исследовательская база.
Поэтому сейчас великая проблема - найти грамотного инженера АСУиТП или технолога любого производственного процесса, или говоря иначе, экономике требуются прежде всего технари.
Боюсь впасть в стенания про то, что мы все просра... Реальность показывает, что не все и не везде. Не буду перечислять какие новые учебные заведения создаются в России, в том числе в сфере почти похороненного начального профессионально-технического образования.
Процесс начался и радует понимание того, что если сам себе не поможешь, никто не поможет.
Комментаторам, задавшим под статьей ехидные вопросы «О чем ты говоришь? И где это все, твое положительное?» буду отвечать только ссылками, ведущими на сайты, где можно увидеть и прочитать ГДЕ и ЧТО.
Сайт 9111 не та площадка, где получается вестись плодотворные диспуты. Скажу лишь одно - время нас рассудить. И не через десять лет, а раньше.
Лет 5 еще и обычных электриков будет не найти, кругом менеджеры и юристы! 😊
Сейчас ситуация меняется. Сужу по своим молодым односельчанам. Появляется работа, появляются и специалисты.
Статистика поддтверждает : молодёжь вполне идёт учиться в колледжи, на рабочие специальности. Ни к чему всем иметь высшее образование, особенно платное, потом сложно найти работу в соответствии с ним. Когда я училась в советское время на экономиста в строительном институте Новосибирска, у нас была группа 25 человек, по сравнению с тем, как потом многие поперли на модную спец-ть в российские времена.
Тогда всё было сбалансировано, поэтому, было распределение.
А заочники, действительно, учились "для корочек", чтобы продвигаться по службе, свою работу они и так знали на практике, у меня так отец учился.
А когда, сама училась, то были преподы, которые говорили заочникам, пришедшим на экзамен, -"давайте зачетки, кому тройку, остальные берите билеты"- все соглашались на тройки. А мы, с дневного, только завидовали...
Но думаю, что по специальным дисциплинам, все же спрашивали. А остальные предметы - это просто обязательный атрибут любого советского образования. И тут порой на горе студентов любой формы обучения поджидали "фанаты" своего предмета. Например политэкономия или История КПСС. Хорошо еще, если преподаватели не были начетниками и догматиками. У нас в высшей школе политэкономию вел начальник кафедры. Так мы столько нового тогда для себя открыли. В газетах об этом не писали.
Лучшее в мире советское образование существует только в памяти советских граждан!
Так эти люди то еще и не вымерли))))
то и спровоцировало у нашего
Она же и будущая, она же и бывшая ?
Как-то странно система выделила текст автора
На моем экране вроде все нормально.
Так в рассказе есть и прошлое и как бы настоящее. Поэтому и прилагательные в разном времени.
Я не был круглым отличником, но количество баллов для поступления в ВУЗ было 20, то есть по 5 баллов на 4 предмета, которые и определяли проходной балл. И меня удивляло поначалу, что мои одноклассники, перебивавшиеся с четвёрки на тройку, поступали в институты. Потом, когда уже сам поступал, понял почему. Просто уровень подготовки в школах был очень высокий. На вступительных экзаменах даже удивлялся, а действительно ли я поступаю в институт. Экзамены были сданы с лёгкостью, без напряжения, хотя было несколько претендентов на одно место и ВУЗ в городе был очень престижный. Энергетика тогда шла опережающими темпами, как было озвучено съездами КПСС, требовалось много специалистов. Она и шла опережающими темпами. Совхоз ещё только создавался, а электропитание для него уже стояло наготове. Причём оборудования на подстанциях было с большим запасом, видимо в планах было расширение самого совхоза. Ну а потом, в перестроечку, специалисты стали не нужны, разгоняли толпами. Но это я отвлёкся.
Это хорошо было заметно. Промышленные гиганты развалили, но успели себе хапнуть кто литейку, кто токарку, кто штамповку. Наш химфармзавод, например, раздроблен на четыре фирмы. Турбогенераторный завод, который был одним из двух Союзе, превратился в ничто, и тот, кто немного от него хапнул, переехал на территорию завода, который лепил только электрические лампочки. Арендовать огромные цеха ведь не под силу. Теперь вместе с лампочками лепят электродвигатели и генераторы, но эти электрические машины тьфу по сравнению с мощными генераторами, которые шли на экспорт и пользовались большим спросом за рубежом благодаря советскому качеству. При появлении многочисленных ООО, ТОО, ЗАО, АО и востребованы были бухгалтеры и юристы. Отсюда и их переизбыток в стране.
Не надо. Кому интересно, пусть включает телевизор. Наука неплохо развивается. Я вот нисколько не усомняшусь, кто бы что ни говорил, что у нас в Институте Ядерной Физики устроили в 2018 году диверсию, когда при пожаре сгорело огромное количество научных трудов. Сейчас строится новый полигон для разгона элементарных частиц. Кому интересны подробности, пусть покопается.
И СОРОС мы победим, и историю свою восстановим в новых учебниках, и машины у нас будут не хуже, чем в Советском Союзе. Главное - не путаться под ногами, не мешать, а вливаться в процесс.
Отличный, достойный комментарий!
👍👍👍
Спасибо.
Андреич, спасибо за поддержку и развернутый комментарий. Мне уже и дополнять нечего.
Спасибо, Виктор Павлович.
Отличная идея - Португалию не догнали - догоним СССР.
А зачем за кем-то там другим гоняться? Догоним СССР? Я думаю, что подтянемся к нему и улучшим. Будет Супер СССР.
👍👍👍
Знания в СССР были выше, чем у нынешних студентов и учеников.
Несомненно, уровень подготовки был очень высокий
Сейчас знания с учётом современности, а лучше были подготовлены , потому что все сами учились.
Есть знакомая женщина-врач, чуть за 40 лет, когда она училась на медика преподы брали взятки на сессиях, не помню, где она училась.
А когда моя сестра училась на врача было очень трудно : целыми днями по больницам на практике, потом ещё теорию и на экзамене запросто можно было завалить, если че-нить неправильно угадаешь.
Требования в институтах высокие были...