Реальный “Успех” Китайского автопрома и почему Китай выбрасывает тысячи новых авто на свалку
Зачем в Китае выбрасывают десятки тысяч новых авто на свалку? Почему перспективные автобренды банкротятся один за другим? Почему сами китайцы не ездят на своем автопроме? И сколько стоит их самый дорогой серийный автомобиль, умеющий плавать и разворачиваться как танк? Сегодня в новостях так широко освещают успех китайского автопрома, что, кажется, китайцы сделали невозможное.
Они сумели создать автомобили с лучшей начинкой за небольшие деньги. Вы заметили, как за последнее время количество китайцев на наших дорогах увеличилось в разы? По госканалам постоянно крутят эти сюжеты про очередную китайскую выставку, на которой показали очередной китайский автомобиль, в котором есть голосовой китайский помощник, большие китайские экраны и классный китайский движок. А европейцы стоят в шоке разинув рты. Ну давайте начистоту.
Наш рынок китайцы не захватывали, им его просто отдали. В то время как во всем остальном мире на китайские автомобили пока что смотрят скептически. Сейчас купить иномарку в России сложно, а тут Китай, делает такие подгоны с крутыми экранами, с наворотами, да еще и за небольшие деньги. Для примера можно взять тот же Hi-Fi Z, автомобиль по стоимости как мер среднего класса, а по оснащению как ракета SpaceX. В тестах, проводимых в Норвегии, он при температуре минус 35 градусов показал какие-то супер крутые показатели по проходимости и дальнобойности. И на одном заряде проехал чуть ли не 550 километров при заявленных 570. И все было бы хорошо. Компания реально классная. Ее там создали в 2017 году и вот уже в 2022.

Выходит новость, что она обанкротилась. Да, «Human Horizons», именно так называется компания, которая занималась вот этими Hi-Fi Z полностью обанкротилась. Их бизнес оказался нерелевантным, не приносил денег, и они прикрыли свой единственный завод, который, находится в Шанхае. И тут главный вопрос. Почему у китайского автопрома сегодня так много неудач? Изначально они хотят создавать супер-люксовые бэтмобили стоимостью от 700 тысяч юаней. Их бизнес-идея очень проста. Сначала они закрепляются в умах потребителей как дорогой автобренд, а потом потихоньку снижают стоимость и выходят на массового потребителя. В свое время также делали Tesla, когда у них выходила супернавороченная Tesla Model S, но в автомобилестроении все зависит от масштаба. Все зависит от того, насколько много ты готов продавать. И вот здесь у Хай-фай возникли проблемы. Очень известная компания Лисян, например, утверждает, что чтобы просто быть на плаву, им необходимо продавать 30 тысяч автомобилей ежемесячно
В свою очередь, «Human Horizons» за 2023 год продали 10 тысяч автомобилей. За весь год. Так почему же они не смогли продавать достаточно? Ну, тут тоже все просто. Китайский авторынок сегодня, по сути, самый конкурентный во всем мире. С одной стороны, здесь ведущие компании западные, японские, корейские, для которых Китай это прям, лакомый кусочек. Они снижают стоимость своих автомобилей для внутреннего рынка Китая, когда сами у себя в Европе продают их по старой цене. Еще они иногда какие-нибудь специальные автомобили выпускают, типа вот Audi АL7, там она более длинная, тоже с вот этими экранчиками, причем стоит дешевле, чем она в Европе.

А с другой стороны, развитие собственного автопрома за счет государственных субсидий, за счет постоянного инвестирования в свои собственные автобренды. И поэтому сейчас китайский рынок, переполнен. Многие компании, такие вот, как, например, Human Horizons и Hi-Fi Z, просто не справляются с такой конкурентностью.
Но как это связано со свалками новых полностью исправных авто? Давайте еще раз посмотрим эти кадры. Это автомобили Netto EV. EV значит Electric Vehicle, то есть это автомобили на электрических двигателях. Что интересно, на всех них есть номера, и они все зарегистрированы как проданные. И вот тут интересный вопрос, зачем это делать? То есть кому понадобилось производить столько автомобилей и выбрасывать их на свалку?

Что ж, тут есть две теории. Первая гласит, что изначально эти автомобили производила компания, которая хотела заниматься каршерингом в Китае. В итоге у них начались какие-то проблемы с бизнесом, опять же, им не хватало денег, инвестиций, и они просто обанкротились. Так вот, эта теория — это враньё. Всё на самом деле не так. На самом деле проблема куда более серьёзная и куда более острая для Китая. Чтобы в ней лучше разобраться, взглянуть на свалку велосипедов.

А в чем суть? Чтобы взять в аренду велосипед в Китае, нужно заплатить 2 юаня, это 23 рубля по курсу. Это супер дешево. Это намного дешевле, чем в России. Это намного дешевле, чем взять тот же ВТБ-велик в Москве. И потом эта сумма практически не растет. За сутки набегает всего 6 юаней, это 70 рублей. Это супер дешево.
Почему так дешево? Да потому что в Китае эти велосипеды так же, как и автомобили, производят бесконтрольно и стихийно. Все для того, чтобы получать инвестиции и субсидии от государства. На фото это выглядит странно, это огромные мусорки, заваленные велосипедами.
И то же самое происходит с автомобилями. Все вот эти вот Net Avi, которые стоят на этих парковках, это точно такие же компании-прокладки, которые создают огромное количество автомобилей, их продают в огромном количестве, но по факту продают сами себе, чтобы получать как можно больше субсидий, инвестиций и выплат от государства.
И главный вопрос, а зачем государству выделять деньги на то, чтобы какие-то левые компании производили кучу автомобилей и оставляли их гнить на парковках? Да здесь всё просто. Китаю это выгодно, чтобы выигрывать международную гонку в автомобилестроении. Опять же, чтобы они могли сказать, что вот, посмотрите, наши продажи электрических автомобилей превосходят продажи тех же американских Тесла. Насколько далеко готовы пойти китайцы ради достижения доминирования на международном рынке автомобилестроения?
И да, они сегодня делают свои машины лучшими не только в отчетах. На самом деле Китай сегодня пылесосит матерых специалистов со всего мира. Например, Джайлз Тейлор. Человек всю жизнь счастливо работал в компании Rolls-Royce, пока к нему в дверь не постучались китайцы и не предложили работать еще более счастливо только на них. Не знаю каких суммах шла речь, но в итоге сейчас он рисует дизайны для китайского автоконцерна Hongqi. Да, это тот самый автоконцерн, на котором ездят высшее руководство Китая

Посмотрите на Bentley. Красивый автомобиль, не так ли? Теперь авторы их дизайна тоже работают на китайцев. Автор Volvo, кстати, разрабатывал дизайн помимо Geely еще для Zikr 01. Это вот к тем людям, которые говорят, что китайские автомобили и их дизайн выглядят безвкусно. Вообще китайцы прибегают к разным методам. Например, смотрите какой PR-ход затеяло китайское подразделение Porsche для повышения собственных продаж. При покупке нового автомобиля вы получаете огромную кучу роз, которые вываливаются из вашего новенького авто.
Такой PR-ход собирает кучу лайков и комментариев, и казалось бы, он должен работать. Но, конечно, не всё так хорошо у Porsche в Китае. Сегодня китайские автокомпании разворачивают настоящие ценовые войны. Если посмотреть на то, как растут цены на китайские автомобили, можно заметить, что, в Китае, они вообще не растут, они, наоборот, падают.
Большие автоконцерны типа BYD постоянно снижают стоимость на свои автомобили здесь в Китае, и некоторые западные конкуренты за ними банально не поспевают. Именно это сейчас происходит с компанией Porsche. Нередко китайцы специально делают автомобили, которые сопоставимы по показателям с тем, что делают те же самые Porsche. То есть какой-нибудь «Лисян» или «Айто», про которые вы наверняка даже не слышали, они делают автомобили по показателям, абсолютно идентичным тому же Поршу. Возникает такой момент, какой-нибудь покупатель из Шанхая, выбирая себе автомобиль на всю семью, классом чуть-чуть выше среднего, может взять себе допустим Каен или Панамеру за 160 тысяч долларов, или тот же Айто М 9 за 70 тысяч долларов. И он же не дурак, понятно, что он выберет. И тут возникает резонный вопрос, а почему так дешево? Почему китайские автомобили стоят на порядок ниже своих конкурентов?

Например BYD, которому принадлежит компания Янг Ван, и автомобиль Ю 8, автомобиль Амфибия, который может проехать на одном заряде тысячи километров, у которого на каждое колесо есть отдельный двигатель, что и позволяет ему делать танковый разворот, за 13 миллионов рублей, то есть за миллион юаней. Это самый дорогой серийный автомобиль на данный момент в Китае.
Не будем брать в расчёт «Hongqi» на которых ездит высшее руководство. Но что же это за магия такая которая помогает китайским автопроизводителям делать хорошо и дёшево? А никакой магии нет. Всё очень просто. Китайцы сегодня подмяли под себя практически всю цепочку производства электроаккумуляторов. Да, именно поэтому у них большинство сейчас автомобилей на электроаккумуляторах. Потому что китайцы сегодня контролируют очень большую часть поставок кобальта, лития, которые добываются в Африке.
Затем они контролируют огромное количество заводов в Юго-Восточной Азии, в той же Индонезии, где очень дешевая рабочая сила по производству этих аккумуляторов. И у себя уже в стране они их собирают. Они привозят аккумуляторы, насаживают на них корпус какого-нибудь очередного «Hongqi» и BYD, «Лисян» и чего-нибудь такого и продают это на весь мировой рынок. И вот он итог. Их автомобильные компании сегодня бьют рекорды по продажам в Австралии, а в ЕС, недавно тоже была новость, вводят заградительные пошлины для того, чтобы защитить свой рынок от вкусных китайских предложений. Ну а на чем ездят сами китайцы, мерседес, шкода, форд, ауди, фольксваген, БМВ.
Да, немецкие и японские и американские автомобили никуда не делись. Хотя, казалось бы, они ведь дороже. И по характеристикам они иногда хуже, чем их китайские конкуренты. Как же это так получается?
И тут, конечно, все очевидно. Китайские авто потребители, впрочем, как и россиские, просто на просто не готовы к огромному количеству китайских брендов, которые просто нахлынули за последние несколько лет. Все знают, что BMW это, отличная управляемость и скорость, а Mercedes это комфорт и статусность. Чего не скажешь о китайских брендах. Вот, например, «Hongqi» это вообще что? Какой-нибудь Xpeng или Джилиi. Конечно, китайские компании сейчас пытаются там рекламироваться и как-то правильно выстраивать позиционирование своих автобрендов, но нужно намного больше времени, чтобы люди узнали, что Hongqi, например, это про статусность, Xpeng это про технологичность, а вот Джили это Volvo. Но есть еще одна проблема с китайскими автомобилями которая намного серьезнее. Мы банально не привыкли к названиям их брендов и тому, что за ними стоит. Технологическое обновление китайских машин иногда происходит слишком быстро и масштабно. По статистике, некоторые китайские автомобили могут терять в стоимости до 70% за первые 5 лет.
То есть китайца, которого вы купили сегодня, скажем, за 55 тысяч долларов, через 5 лет вы сможете продать только за 16 тысяч. И какой смысл, спрашивается, покупать какой-нибудь новый Xpeng, если через, там, буквально полгода-год компания Xpeng выпустит еще одну модель, такую же, только с улучшенной батареей, каким-нибудь новым бортовым компьютером, и из-за ценовых войн она будет еще дешевле в разы. А потом еще одну, и еще одну, и вот так по кругу, пока государство выделяет субсидии и инвестиции.
Китайские автомобили в большинстве своём пока что это плохая инвестиция, и большинство китайцев это понимает и поэтому покупают, всякие BMW, Mercedes и всё такое. Это основная причина, почему в Китае сейчас никто не стремится пересаживаться на отечественные бренды. Китайские автомобили банально не проходят проверку временем.
Китайцы, конечно, превзошли сами себя, а мы, как обычно, схавали. Все уже знают, что сейчас делает компания «Москвич 3» в России. Единственное непонятно, почему для своего «Москвич 3» они взяли это недоразумение Jag GS4 или X4, как он там называется. Не надо быть каким-то авторитетным автоэкспертом, но брать автомобиль, который в Китае, на вторичном рынке стоит 500 тысяч рублей, и продавать его в России за более чем 2 миллиона рублей, это как?
Да, на ютубе сейчас очень много обзоров этого автомобиля, авто обзорщики говорят, что он не пальцем деланный, но на самом деле, если прокрутить чуть-чуть вниз и выйти из этого поля проплаченных обзоров, можно найти еще большее количество обзоров от недовольных покупателей, которые только после покупки осознали, что приобрели китайские жигули за 2 миллиона рублей. И вот сейчас самое смешное. На старте продаж вот этого москвича в автосалонах в Москве уже можно было купить Jag GS4 на 300 тысяч рублей дешевле, чем «Москвич 3». Понимаете степень абсурда? Взять чей-то чужой автомобиль, который уже продается в твоей стране, приклеить к нему шильдик и запросить за это на 1 миллион рублей больше. Москвич 3 для настоящего будущего. Нда…умом Россию не понять
Сегодня китайский автопром немного напоминает «Доткомовский кризис», который случился в конце 90-х в Америке. Слишком много компаний, которым нужно постоянно что-то продавать, чтобы быть на плаву. Да, в Китае много людей, но не настолько, чтобы покупать в тех количествах, в которых сейчас этот китайский автопром производится. Рынок в Китае переполняют сырые проекты, которым ну банально нужно время, чтобы все это протестировать, и чтобы люди поняли, можно ли этому доверять.
Ну, давайте начистоту. Можно сколько угодно не верить в успехи китайского автопрома, но практика показывает, что самые успешные продукты создаются там, где самая большая конкуренция. И в Китае, она сейчас самая большая в мире. В отличие от наших гениев мысли, которые могут приклеить шильдик и накрутить миллион, китайцы сейчас делают историю.
Их подход, если им нужно, чтобы в их стране начали делать автомобили, они создадут условия, чтобы появилась огромная куча компаний, пригласят иностранных специалистов, начнут в это всё инвестировать, чтобы компаний становилось всё больше и больше, и чтобы продукт постоянно улучшался, и при этом цена на него не росла. Конечно, поначалу что-то может не получаться, но, по сути, и Toyota, и BMW тоже начинали с малого, но единственное разница в том, что у них не было такого ресурса который сейчас вкладывает китайское правительство в создание своего автопрома. Китайцы взялись за это дело серьезно и банкротство пары маленьких автоконцернов не особо меняют погодных условий на этом их поприще создания своего автопрома.
И вот он итог. В 2023 году, как пишет журнал «The Wall Street Journal», китайцы продают рекордное количество своих автомобилей и выходят на первое место в мире по количеству продаж, обогнав Японию. Тот же «The Wall Street Journal» пишет, например, что это тектонический сдвиг в мировом автомобилестроении.
Не будем забывать, что китайцы не всегда честно добиваются этих цифр. Парковки с бесконечным количеством электроавтомобилей этому подтверждение, но там огромный отрыв от японцев, и он сейчас будет только увеличиваться. Известно, что качество китайских товаров может быть разное, и зависит от того, сколько ты за них заплатишь.
И с китайским автопромом точно так же. Уже немало хороших автобрендов, которые зарекомендовали себя. Традиционные автообзорщики уже не раз хвалили те же лисяны, сравнивая их с мерседесами. Говорят, что китайский производитель в этом случае на порядок лучше сделал свой автомобиль. И да, конечно, им тоже нужно время на доработку, на тесты, на проверки, но ребята сейчас продают по 40 тысяч автомобилей в месяц, вот эти лисяны. Эта цифра о чем-то это говорит. То есть китайцы все-таки ездят на своем автомобиле.
автопроме.
Но не совсем. Здесь ситуация скорее 50 на 50.
И главный вопрос, за кем же все-таки будущее? На него пока что сложно дать какой-то правильный ответ, но по всем показателям настоящее уже за китайцами. В 2023 году китайцам таки удалось обогнать Теслу по продажам, своего главного конкурента на мировом рынке. Что же касается покупки китайского автомобиля, в целом его можно купить, если быть готовым к риску. И помните еще одну вещь, многие автосалоны в СНГ и России пока что просто не научились ремонтировать такие автомобили. Плюс проблема с автозапчастями и их подбором. И еще одна интересная статистика от РБК за 2023 год. Количество китайцев, которые попадают в наши СТО на ремонт, увеличилось на 10-25% в среднем. И стоимость их ремонта увеличилась в полтора-два раза. Да китайцы ломаются. И опять же принимать решение о покупке китайского автомобиля только Вам.
Благодарю за публикацию.
Китай страна загадочная.
Благодарю Вас за публикацию. Интересно