Наживаться на клиентах больше не получится. Банкам с 2025 года хотят кратно поднять штрафы за обман россиян

В России могут в разы увеличить штрафы банкам за обман потребителей, инициативу готовят к внесению в Госдуму. Об этом сообщил глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг Центробанка Михаил Мамута.
Суть законопроекта
Если финансовая организация допустит так называемый мисселинг (ситуация, когда информация об услуге намеренно утаивается или искажается), то ей придется заплатить до 0,1% от общего размера капитала. В случае если банк нарушение не устранил, штраф может вырасти и до 1% капитала.
Таким образом, обман потребителей могут обойтись кредитным организациям в несколько миллиардов рублей.
Сегодня же штрафы за подобные нарушения несопоставимо меньше – максимум 40 000 рублей. В случае принятия Госдумой законопроект начнет действовать уже в 2025 году.
Как банки обманывают клиентов при продаже финпродуктов
Продажа страховых полисов является одним из наиболее частых способов мисселинга и принуждения к покупке.
К примеру, финансовая структура убеждает заёмщиков в необходимости приобретения страхования в процессе получения кредита, гарантируя, что в случае трудностей страховые выплаты покроют долговое обязательство. Однако клиентов не информируют о том, что большая часть выплаты идет на агентскую комиссию банка. В итоге, страховка оказывается не способной покрыть кредит, а заёмщики вынуждены платить за неё в два раза больше.

Обман со стороны банков может проявляться не только через мисселинг, но и через нарушение условий контрактов по кредитным и депозитным продуктам. К тому же, иногда условия этих соглашений не соответствуют законодательным нормам.
Существует ряд областей, которые традиционно требуют особого внимания со стороны регулирующих органов. В этом списке — продажа инвестиционных акций под видом депозитов, незаконные запросы к информационным системам и обман клиентов относительно реальной ставки по кредиту.
Увеличение штрафов за манипуляции с клиентами представляется разумным решением, поскольку это должно предотвратить возникновение массовых нарушений.
Зачем предпринимаются такие шаги
В последние годы стало известно о множестве случаев, когда банки использовали обманные практики в отношении своих клиентов. Это могло проявляться в недостаточной информированности о скрытых комиссиях, навязывании невыгодных услуг или даже фальсификации договоров. В результате многие граждане понесли финансовые потери и пострадали от нечестной практики банков.
Повышение штрафов – один из способов наказать банки за подобное поведение и предотвратить подобные случаи в будущем. Это дает банкам ясный сигнал о том, что обман клиентов не будет терпеться и будет серьезно наказываться. При этом повышение штрафов также способствует улучшению прозрачности и честности в банковской сфере.
Личное мнение
С ужесточением нормативных требований к финансовым институтам, банки могут столкнуться с необходимостью пересмотра своих практик и политики взаимодействия с клиентами. В частности, им может потребоваться более детально прорабатывать условия предоставления услуг, четко информировать клиентов о всех комиссиях и сборах, а также улучшать механизмы контроля со стороны регуляторов.
Кроме того, повышенные штрафы могут стать для банков дополнительным финансовым бременем, что заставит их серьезно задуматься о своих действиях и внутренних процессах. Это может привести к изменениям в управленческом подходе и приоритетах, сделав работу банков более прозрачной и ориентированной на потребности клиентов.
Заключение
Повышение штрафов для банков за обман россиян после 2025 года – важный шаг к укреплению финансовой системы и защите интересов граждан.
Потребители будут чувствовать себя более защищенными и уверенными в выборе финансового учреждения.
Это позволит повысить доверие к банкам, улучшить качество предоставляемых услуг и сделать финансовые отношения более прозрачными и честными. Соблюдение законов и норм этики важно как для банков, так и для их клиентов, и это должно стать основополагающим принципом в работе любого финансового учреждения.
Помогут ли штрафы снизить уровень мисселинга и навязывания финпродуктов?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Да не штрафовать надо банки за это дело, а лишать лицензии.
16-я статья закона о защите прав потребителей прямо говорит, что запрещается во время приобретения одной услуги навязывать дополнительную.
Меня так обманул втб. В июле 2023г оформила у них Нсчет на 1,4 млн. Менеджер уверила меня, что в течение 3х м-цев будет 10% годовых, с 4 м-ца базовые 5%. Я с полной уверенностью ушла из Банка, что заберу свои деньги через 3 м-ца и положу их в другой банк на бОльший %.
Через 3 м-ца приезжаю в втб, ожидаемая сумма процентов уже не совпадает с озвученной менеджером на почти 7 тр. ! Стали разбираться со старшей. Оказалось, что менеджер при оформлении Счета не информировала меня, что 10% годовых - только до суммы 1 млн, а остальная часть суммы с 1го же месяца все 3 м-ца - под 5% базовых
Для разбирательства в досудебном порядке я написала юридически грамотное заявление и хотела донести его до их начальства, но менеджеры ни разу не допустили меня к руководству Банка !
, сказав при этом : "тут не проходной двор"
ужас, как менеджер общается с клиентами.
Подала иск в мировой суд. Это еще те нервы и стресс для простого пенсионера ! На 1е заседание ответчик не явился. На 2е заседание суда на такси приехал (и обратно на такси) представитель втб, юрист женщина. А судья против крупного банка испугалась вынести решение, хотя было очевидно, что банк был неправ, скрыв изначально от клиента полную информацию.
На апелляцию подать уже не было моральных сил !
заболела.
Втб не рекомендую никому, наживается на клиентах, не внося полную информацию в договор при оформлении, хотя полстраницы была пустая, а в конце страницы очень мелко что-то написано, что невозможно прочесть даже в очках
Случайно узнала в зале ожидания банка, что втб так обманул не только меня !
С этим банком больше не имею дел !
Уроды!
Банки штрафовать за обман нужно по любому. А вот лиц, причастных в обмане, нужно просто тупо сажать лет на 20. Заниматься этим у огромного количества нечестных людей сразу отпадёт.
Давно пора!
Банки далеко не всегда, очень даже часто, накручивают клиентов...
Всё будет компенсировано за счёт клиентов. 🙂