Формат Auro-3D 9.1
Формат Auro-3D 9.1 заслуживает особого внимания. В первую очередь потому что, обладая наименьшим числом дискретных кана-лов в сравнении с другими системами пространственного звучания и системами Auro-3D, позволяет, тем не менее, с достаточно высокой степенью достоверности передавать трехмерную картину расположения источников звука в пространстве и передавать наиболее значимые характеристики звукового поля в первичном помещении: ранние и поздние отражения, реверберацию, диффузность и пр. Кроме того, этотформат является наиболее вероятным претендентом на массовое внедрение в системы домашнего кинотеатра взамен ставших уже привычными систем 5.1 (по той же причине –относительно небольшое число каналов и, соответственно, акустических систем, которые придется размещать в жилой комнате). Как видно из рис. 3.5, расположение громкоговорителей в формате Auro-3D 9.1 определяется все теми же рекомендациями ITU-R BS.775-1 для формата 5.1. Высотные громкоговорители HL, HR, HLS и HRS размещаются по той же схеме (под теми же углами), что и громкоговорители нижнего уровня L, R, LS, RS, но на некотором возвышении над ними.
Высотные громкоговорители, очевидно, предоставляют те же возможности для передачи стереообразов, как и стандартное ITU расположение без центрального громкоговорителя формата 5.1. Однако создание фантомных источников звука между нижними и верхними громкоговорителями (т.е. стабильных направлений на стационарные источники звука, расположенные на высоте от 0 до 30°), также как непосредственно над головой слушателя практически невозможно
.Оптимальное размещение акустических систем верхнего уровня по высоте должно быть таким, чтобы для человека, сидящего в кресле в центре зоны наилучшего прослушивания, угол между направлениями на громкоговорители нижнего уровня и верхнего составлял примерно 30º (рис. 3.6).
К сожалению, удовлетворительная локализация источников стереоизображения может быть достигнута только в зоне между верхним и нижним краями плоскости перед слушателем (т.е. между границами L-R и Lh-Rh). Однако и в этом случае локализация фантомных источников между верхним и нижним громкоговорителями крайне нестабильна из-за разницы в задержке распространения звуковой волны, а также зависит от длины волны колебания.
Исследования показали, что правильная локализация не может быть достигнута даже из зоны наилучшего прослушивания с правильными соотношениями задержек. Даже очень небольшие различия в задержках распространения приводят к поднятию или снижению фантомного источника. Задержки всего на 0,5 мс достаточно, чтобы источник звука переместился в одну или другую сторону. Также произойдет окрашивание звука. Таким образом, зона прослушивания очень сильно ограничена как по глубине, так и по высоте. На рис. 3.7 показана картина задержек для домашнего кинотеатра, оборудованного акустическими системами, расположенными в соответствии с форматом Auro-3D.



Однако здесь следует иметь в виду, что неточная локализация источника звука может проявляться только тогда, когда этот источник не присутствует в кадре (на экране телевизора). Если же объект находится в кадре, то сознание человека в силу особенностей восприятия совмещает направление на источник звука с самим источником – даже если расстояние между ними довольно велико. Правда, чаще всего размеры экрана домашнего телевизора значительно меньше, чем площадь между четырьмя фронтальными акустическими системами, ограниченная прямыми L-R и LH-RH, поэтому если объект находится в фронтальной плоскости, но вне экрана, то с его локализацией могут возникнуть проблемы.
Гораздо лучшие условия существуют при воспроизведении большого числа распределенных в пространстве индивидуальных источников звука, которые не могут быть локализованы по-отдельности, например, звучание симфонического оркестра.Определенное направление на изображение здесь практически отсутствует, в звуковой картине доминирует диффузное поле, а риск создания «провала» в центре контролируется во время записи. В этом случае заполнение зоны по высоте действительно возможно и является важным элементом творческого процесса[31].
Возможность совмещать системы трехмерного звучания с существующими форматами является очевидным достоинством этих систем, так как на данный момент существует очень ограниченное количество записей хороших фонограмм с высотными каналами. Но введение высотных каналов в фонограмму, записанную в совершенно другом формате, создает определенные трудности с формированием во вторичных помещениях реалистичных звуковых образов и основных признаков первичного помещения. Следовательно, вопрос создания фонограмм, в полной мере реализующих потенциальные возможности трехмерных форматов, по-прежнему остается открытым. Использование методов свертки для получения сигналов воспроизведения через дискретные акустические системы в трехмерных форматах является компромиссным вариантом, так как приводит к множеству недостатков. Прежде всего, импульсная характеристика соответствует только тому помещению, где она была снята. Пусть это помещение обладает великолепной акустикой, но оно всего одно, и вряд ли будет соответствовать тем условиям, в которых развивается реальное экранное действие, даже если это действие происходит в помещении. Поэтому использовать ее наилучшим образом можно только для прослушивания музыки без изображения, поскольку пространственность звучания здесь, безусловно, улучшается. Трехмерная звуковая панорама в любом случае лучше, чем двумерная. В определенной степени оправдано использование такого звукового сопровождения при просмотре концертов по телевидению.
Но для реалистичного озвучивания большинства 3D-фильмов нужны какие-то иные технологии записи звука, изначально учитывающие то число дискретных каналов, с помощью которых этот звук будет воспроизводиться. Поиском таких технологий с большим или меньшим успехом занимаются многие специалисты в мире, но каких-то стандартных рекомендаций на сегодняшний день не существует.
