«Если мы не можем говорить, зачем жить?»: Би-би-си встретилась с женщинами после принятия нового закона о талибах
Ежедневные уроки английского языка, которые посещает Шабана, являются главным событием ее дня. Ездить на автобусе в Кабуле на частный курс со своими друзьями, болтать и смеяться с ними, узнавать что-то новое в течение часа каждый день - это короткая передышка от пустоты, которая охватила ее жизнь с тех пор, как талибы захватили Афганистан.
В другой стране Шабана* в следующем году окончила бы среднюю школу, преследуя свою мечту получить степень в области бизнеса. В Афганистане ей и всем девочкам-подросткам запрещено получать формальное образование в течение трех лет.

Теперь даже маленькие радости, которые делали жизнь терпимой, сопряжены со страхом после того, как был объявлен новый закон, гласящий, что если женщина находится вне дома, то даже ее голос не должен быть услышан.
«Когда мы вышли, мы испугались. Когда мы едем в автобусе, мы боимся. Мы не смеем снимать маски. Мы даже избегаем разговаривать между собой, думая, что если кто-то из талибов услышит нас, они могут остановиться и допросить нас», — говорит она.
Би-би-си побывала в Афганистане, предоставив редкий доступ женщинам и девочкам страны, а также представителям «Талибана» в ответ на новый закон, который был введен верховным лидером «Талибана» Хайбатуллой Ахундзадой.
Закон наделяет Пропаганду добродетели и профилактику вице-министра – полиции нравов «Талибана» – широкими полномочиями по обеспечению соблюдения строгого кодекса поведения для афганских граждан.
Для женщин, чьи свободы уже были постепенно подавлены безжалостной серией указов, это наносит еще один удар.
«Если мы не можем говорить, зачем вообще жить? Мы похожи на движущиеся мертвые тела», — говорит Шабана.
«Когда я узнала о новом законе, я решила больше не посещать курсы. Потому что, если я выйду на улицу, я закончу говорить, и тогда может произойти что-то плохое. Может быть, я не вернусь домой в целости и сохранности. Но потом моя мама подтолкнула меня продолжать».
За три года, прошедшие с момента захвата власти талибами, стало ясно, что даже если указы не вводятся строго, люди начинают саморегулироваться из страха. Женщин по-прежнему можно увидеть в небольшом количестве на улицах таких городов, как Кабул, но почти все они теперь с головы до ног покрыты свободной черной одеждой или темно-синей паранджей, и большинство из них закрывают свои лица, видя только глаза.
«Каждое мгновение ты чувствуешь себя как в тюрьме. Здесь стало трудно даже дышать», — сказал активист Наушин.
До прошлого года, когда объявлялись новые ограничения, она была среди небольших групп женщин, которые выходили на улицы Кабула и других городов, требуя своих прав.

Протесты неоднократно жестоко подавлялись силами «Талибана», пока не прекратились совсем.
Наушин был задержан в прошлом году. «Талибы затащили меня в машину со словами: «Почему вы действуете против нас? Это исламская система». Они отвели меня в темное, страшное место и держали там, используя против меня ужасные слова. Они также избивали меня», — говорит она, заливаясь слезами.
«Когда нас освободили из заключения, мы уже не были теми же людьми, что раньше, и поэтому перестали протестовать», — добавляет она. «Я больше не хочу быть униженной, потому что я женщина. Лучше умереть, чем так жить».
Теперь афганские женщины демонстрируют свое несогласие, размещая в Интернете видео, на которых они с закрытыми лицами поют песни о свободе. «Давайте станем единым голосом, давайте пойдем вместе, держась за руки, и станем свободными от этой жестокости» — строки одной из таких песен.

Заместитель пресс-секретаря правительства талибов Хамдулла Фитрат, который не хотел фотографироваться с женщиной или сидеть прямо напротив меня, обосновал новый указ, который сопровождался обильными сносками - ссылками на религиозные тексты.
«Закон, утвержденный верховным лидером, соответствует исламским законам шариата. Любой религиовед может проверить его ссылки», — говорит он.
Ширин, учительница, не согласна.
«Это их собственная интерпретация шариата. Ислам дал право как мужчинам, так и женщинам выбирать, хотят ли они учиться и совершенствоваться.
«Если говорят, что женские голоса не должны быть услышаны, давайте вернемся к истории. В истории ислама так много женщин, которые высказались».
Ширин входит в сеть афганских женщин, управляющих секретными школами, которые тихо восстают против ограничений. И без того работающая с большим риском, часто вынужденная менять местоположение школы в целях безопасности, новый закон усугубил ее страхи.
Опасность обнаружения настолько велика, что она не может поговорить с нами дома, вместо этого выбирая незаметное место.
«Каждое утро я просыпаюсь, прося Бога сделать так, чтобы день прошел благополучно. Когда появился новый закон, я объяснил все его правила своим студентам и сказал, что все будет сложнее. Но я так устала от всего этого, иногда мне просто хочется кричать», — говорит она. «Они не рассматривают женщин как людей, а просто как инструменты, единственное место которых — дома».
Карина, психолог, которая консультирует сеть секретных школ, имеет ранее рассказывали нам, что афганские женщины страдают от «пандемии суицидальных мыслей» из-за ограничений против них.
По ее словам, после того, как был объявлен новый закон, у нее резко возросло количество звонков с просьбой о помощи. «Моя подруга написала мне, что это ее последнее сообщение. Она думала о том, чтобы покончить с собой. Они чувствуют, что всякая надежда исчезла, и нет смысла продолжать жить», — сказала она. «И становится все труднее и труднее давать им советы».

Я спросил Хамдуллу Фитрата об ответственности правительства «Талибана» перед женщинами и девочками в их стране, которые впадают в депрессию и думают о самоубийстве, потому что им запрещено получать образование.
«Образование наших сестер – важный вопрос. Мы пытаемся решить этот вопрос, который является требованием многих наших сестер», — сказал пресс-секретарь.
Но неужели три года спустя они действительно ожидают, что люди им поверят?
«Мы ждем решения от нашего руководства. Когда это будет сделано, нам всем об этом расскажут», — ответил он.
Из предыдущих встреч с официальными лицами «Талибана» уже давно стало очевидно, что в правительстве «Талибана» существуют разногласия по вопросу женского образования, причем некоторые хотят его возобновления. Но руководство из Кандагара остается непримиримым, и публичного разрыва с диктатом верховного лидера не было.
Мы видели некоторые свидетельства разницы во взглядах. Неподалеку от Кабула мы неожиданно получили доступ к учебному курсу акушерок, который регулярно проводит министерство здравоохранения «Талибана». Когда мы приехали, он был в самом разгаре, и поскольку наш визит был в последнюю минуту, мы знаем, что он был организован не для того, чтобы мы могли его увидеть.
Более десятка женщин в возрасте от 20 лет посещали курс, проводимый старшим врачом-женщиной. Курс представляет собой смесь теории и практических занятий.
Студенты не могли свободно говорить, но многие говорили, что они были счастливы, что могут выполнять эту работу.
«Моя семья очень гордится мной. Я оставил своих детей дома, чтобы приехать сюда, но они знают, что я служу стране. Эта работа дает мне столько положительной энергии», — сказала Сафия.
Многие признавали свою привилегию, а некоторые опасались, что даже это может быть в конечном итоге остановлено. В министерстве здравоохранения талибов не ответили на вопрос о том, как они найдут студентов для прохождения этого курса в будущем, если девочки не будут получать формальное образование после шестого класса.
Общественное здравоохранение, безопасность, искусство и ремесла входят в число немногих секторов, в которых женщины смогли продолжить работу в некоторых частях страны. Но это не официальный указ, который дает им разрешение. Это происходит благодаря тихому взаимопониманию между низовыми должностными лицами «Талибана», НПО и другими заинтересованными сторонами.
Новый закон оставляет даже эту неформальную систему уязвимой для пристального внимания полиции нравов «Талибана».

Источники в гуманитарных организациях сообщили нам, что они изо всех сил пытаются понять, как следует интерпретировать закон, но они считают, что это затруднит операции.
Закон был объявлен менее чем через два месяца после того, как талибы впервые приняли участие в переговорах под эгидой ООН о взаимодействии с Афганистаном – встрече, на которую представители афганского гражданского общества и борцы за права женщин не были допущены по настоянию талибов.
Это заставило многих в международном сообществе задаться вопросом, стоило ли соглашаться на условия «Талибана» о встрече, и как может выглядеть будущее взаимодействия с ними.
Реагируя на новый закон, ЕС выступил с резким заявлением, в котором назвал ограничения «систематическими и системными злоупотреблениями... что может быть приравнено к гендерному преследованию, которое является преступлением против человечности». В нем также говорится, что указ создает «еще одно добровольное препятствие на пути нормализации отношений и признания международным сообществом».
«Ценности, заложенные в законе, приняты в афганском обществе. Проблем нет. Мы хотим, чтобы международное сообщество, особенно ООН и другие, уважали исламские законы, традиции и ценности мусульманских обществ», - сказал заместитель пресс-секретаря «Талибана» Хамдулла Фитрат.
Менее двух недель назад Министерство по делам пороков и добродетелей талибов заявило, что больше не будет сотрудничать с миссией ООН в Афганистане из-за ее критики закона.
Это свидетельствует о том, что отношения, которые еще два месяца назад казались развивающимися, теперь, похоже, столкнулись с серьезным препятствием.
«Я считаю, что когда речь идет о помощи, мир должен продолжать помогать Афганистану. Но когда дело доходит до разговора с талибами, должно быть правило, что в каждой дискуссии должны присутствовать женщины. А если этого не произойдет, они [международное сообщество] должны прекратить с ними разговаривать», — сказала психолог Карина.
«Мир должен заботиться о том, что происходит с афганскими женщинами, потому что если этого не произойдет, этот менталитет может легко распространиться на них, на их дома».
* Имена всех женщин, опрошенных для этой статьи, были изменены в целях их безопасности