«Творческий вечер, а не лечебный сеанс». Эксперт объяснил, насколько законны выступления Кашпировского
Начало пути
Анатолий Кашпировский — советский и российский психотерапевт, гипнотизер, ставший широко известным в конце 1980-х годов благодаря своим телесеансам, которые транслировались на центральном телевидении. Он утверждал, что может лечить различные заболевания с помощью внушения и дистанционного воздействия. Его деятельность вызвала много споров и критики со стороны медиков и психологов, но также приобрела огромную популярность среди широкой аудитории, что сделало его одним из самых известных и противоречивых персонажей постсоветского пространства.

В 1989 году он стал известен благодаря своим телесеансам, которые транслировались по всему Советскому Союзу. Кашпировский использовал методы гипноза и психотерапии, утверждая, что может лечить болезни дистанционно, через экран телевизора. Его сеансы собирали миллионы зрителей, однако медики и ученые критиковали его за отсутствие научной основы и возможное негативное влияние на психику людей. Многие вообще утверждали, что он откровенный шарлатан, а его сеансы – это постановочное шоу.
После распада СССР Кашпировский продолжил свою деятельность за рубежом и в России, проводя живые встречи и выступления. Его подход и заявления продолжают вызывать споры, особенно в контексте этики и эффективности его методов. Он по-прежнему активно выступает, привлекая аудиторию своими обещаниями психологической и физической помощи, хотя и сталкивается с критикой за отсутствие доказательной базы. Да и ее в принципе не может быть.
Кашпировский снова в деле
Недавно Анатолий Кашпировский вновь провёл свои запоминающиеся мероприятия в Москве, собрав многочисленных зрителей. Кашпировский долгое время не устраивал мероприятий в России, но решил вернуться, начав с столицы.
Новые сеансы пожилого Кашпировского вызвали обсуждение среди юристов и экспертов в области народной медицины относительно запрета подобной деятельности и законности подобных мероприятий. Обмана в действиях Кашпировского не обнаружено. На своих сеансах он тщательно подбирает слова, поэтому мошенничество исключается.
Практика привлечения к ответственности магов, гадалок и ясновидящих существует, но обычно они связаны с откровенным мошенничеством. Однако в случае с Кашпировским этого нет. Прежде всего, в действиях мага, целителя и колдуна должен быть состав преступления.
Творческие вечера
Творческие вечера Анатолия Кашпировского, представленные как встречи с аудиторией, по сути напоминают его старые телесеансы, которые многие воспринимают как лечебные. Несмотря на их формат, государство не может легко вмешиваться, поскольку мероприятия проводятся в рамках закона как культурные события, а не медицинские услуги. Проблема в правовой неоднозначности: Кашпировский избегает прямых заявлений о лечении, оставляя государственные органы бессильными перед юридически корректно организованными мероприятиями, которые не подпадают под строгие медицинские регламенты.
Творческие вечера Анатолия Кашпировского вызывают значительные споры в обществе и среди специалистов. Несмотря на то, что они заявлены как культурные мероприятия, многие участники воспринимают их как своеобразные сеансы психотерапии или даже исцеления, что вызывает вопросы о возможных последствиях для здоровья зрителей.
Статья 50 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет понятие народной медицины и чётко разграничивает её с оккультной деятельностью. Кашпировский не позиционирует свою деятельность как медицинскую и не связывает её с народной медициной. Он называет свои сеансы концертами.
«Касательно Кашпировского следует отметить, что он не является народным целителем. Хотя у него есть высшее медицинское образование и он работал врачом-психотерапевтом, свою деятельность он не позиционирует как врачебную. Он работает психологом и запатентовал собственную авторскую методику психологического воздействия, которая не является медицинской.
Психологическое консультирование в нашей стране не подлежит лицензированию, и запрета на групповую психологическую коррекцию также не существует. Однако здесь есть тонкая грань: если он заявляет своим зрителям, что сможет их вылечить или исцелить, тогда ему необходимо иметь медицинскую лицензию или разрешение на использование методов народной медицины.
Если же он говорит „я помогу“, „я успокою“, „даю установку“ или „работаю словом“, особенно в рамках творческой встречи, то это уже находится в правовом поле», — утверждает эксперт.
Кашпировский вообще не заявляет о себе как о целители. Попытки привлечь известного психотерапевта к ответственности предпринимались и ранее, но ни к чему не привели. Кроме того, ранее психотерапевт уже инициировал судебный процесс против одной из телевизионных компаний и главного психиатра Министерства обороны, который утверждал в телепередаче, что деятельность Кашпировского вредит многим людям. Тогда психотерапевт подал иск о защите чести и достоинства, и в результате телекомпания принесла извинения и опровергла ранее распространённую информацию.
Почему государство бессильно?
Вся загвоздка прежде всего в формате мероприятий. Кашпировский позиционирует свои встречи не как медицинские сеансы, а как творческие вечера. Это позволяет избежать необходимости лицензий и медицинского контроля, поскольку они проходят в правовом поле культурных событий.
Формально Кашпировский не проводит никаких медицинских процедур, не дает рецептов и не предлагает лечение. Он использует общие фразы и психологическое воздействие, которое сложно классифицировать как медицинскую услугу. Из-за этого отсутствуют явные нарушения, которые можно было бы преследовать с юридической точки зрения.
Законодательство не всегда успевает за новыми формами деятельности, особенно если они балансируют на грани между культурой и здравоохранением. Пока Кашпировский не нарушает явных норм, он может продолжать свою деятельность в формате, не подпадающем под строгий контроль.
Кашпировский, будучи известной фигурой с советских времен, продолжает привлекать внимание публики. Многие люди, помня о его телесеансах, приходят на эти мероприятия, веря в их эффективность, что усложняет вмешательство государства без явных нарушений и жалоб.
Сложность заключается в том, что манипуляция сознанием или создание иллюзии исцеления не всегда подпадает под юридические нормы. Это вызывает дилемму: как защитить граждан от возможного вреда без прямого запрета на выступления?

Влияние на общество
Возвращение Кашпировского на сцену отражает потребность общества в альтернативных формах психологической поддержки, особенно в условиях стресса и неопределенности. Однако отсутствие регулирования и контроля над такими мероприятиями создает риски для уязвимых групп населения, которые могут воспринимать эти вечера как замену квалифицированной медицинской помощи.
Необходимость пересмотра законодательства и повышения общественной осведомленности о границах подобных мероприятий становится все более очевидной. Важно разделять искусство и медицинскую помощь, чтобы защитить интересы граждан и не допустить злоупотреблений, замаскированных под культурные события.
Существуют потенциальные риски для здоровья участников вечеров Кашпировского. Вера в "магическую" силу слов и обещаний может отвлекать людей от поиска реальной медицинской помощи, особенно у тех, кто страдает хроническими заболеваниями или находится в уязвимом психологическом состоянии. Проблема усугубляется отсутствием профессиональной ответственности: если у зрителей возникают проблемы, связанные с отказом от традиционного лечения, привлечь Кашпировского к ответственности практически невозможно.
Мнение экспертов
Многие психологи и медики выражают обеспокоенность подобными мероприятиями, поскольку они могут создавать ложное чувство безопасности и приводить к пренебрежению доказательной медициной. Некоторые специалисты указывают на возможное негативное воздействие на психику участников, особенно на людей с психологическими расстройствами, которые могут неправильно интерпретировать содержание таких вечеров.
Необходимость регулирования
Ситуация с вечерами Кашпировского подчеркивает необходимость более четкого регулирования границы между культурными и потенциально лечебными мероприятиями. Важно, чтобы законодательство адаптировалось к современным вызовам и обеспечивало защиту населения от манипуляций. Это может включать обязательное предупреждение о том, что данные мероприятия не являются медицинской услугой и не должны рассматриваться как альтернатива квалифицированному лечению.
Повышение осведомленности граждан о реальной природе таких мероприятий также играет ключевую роль. Просветительская работа поможет людям осознать, что участие в творческом вечере не заменяет обращения к врачу и что обещания исцеления могут быть не более чем эффектом плацебо. В этом контексте важно, чтобы СМИ и профессиональные сообщества активно информировали население о реальных рисках и правах потребителей.
Таким образом, без должного контроля и информирования такие вечера остаются правовым и этическим вызовом, требующим комплексного подхода и согласованных действий со стороны государства, профессиональных сообществ и общества в целом.
опять перестройка
Может иначе назвать, но точно очередное 'смутное время". Поэтому, "чем-бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало".
По статистике кратно выросли продажи литературы по гаданиям разными способами, астрологии, оккультизму и прочей чертовщине. Люди ищут поддержку хоть в чем-то по своему вкусу...
Вы отразили в своей статье свою позицию как юриста. Но здесь нужно обсуждать главным образом психологический феномен выступлений Кашпировского: четко подобранные слова и фразы, которые, как и любые слова и выражения, оказывают определенное влияние на окружающих. Наряду с этим такие специалисты способны оказывать мысленное волновое влияние на организм окружающих. Такие опытные специалисты умеют делать и то, и другое, и создают позитивный психологический фон на своих слушателей, что оказывает на многих оздоравливающие эффект.
Точно эффект оказывает на некоторых, прям через телевизор, если люди не врали, конечно. Если есть потребность и приносит положительные эмоции - почему нет!? Наверняка более здоровый контент, чем явления соловьевым и прочих скабеевых с их человеконенавистническими заклинаниями.
Согласен с вами, Эвелина!
Спасибо за публикацию.
По сравнению с продавцами успешного успеха, типа Блиновской, Анатолий Михалыч теперь - просто заурядный жулик, который тырит мелочь по карманам.
Многомерность восприятия этого явления даёт пищу для размышления разноуровневым сущностям.