Как скромные японские онигири завоевали популярность во всем мире
На протяжении десятилетий блюдо из риса, завернутого в нори, в основном использовалось в качестве закуски дома или в составе бэнто, но теперь оно обрело свою собственную популярность.
Джастин МакКарри
Джастин МакКарри в Токио
Пт 27 сен 2024 13.00 CEST
Делиться
ЯЕще только 10 утра, а очередь у Onigiri Bongo уже растянулась на целый квартал. Некоторые из примерно 30 ранних пташек сидят на табуретках, потягивая зеленый чай и изучая ламинированные меню. Дальше в глубине — только стоячие места.
«Так всегда», — говорит Юмико Укон, которая уже почти полвека управляет этим скромным магазином рисовых шариков и рестораном в районе Оцука в Токио. «Но у нас никогда не заканчивается рис», — добавляет она, сидя в своем офисе возле настенных часов в форме рисового шарика с надкусанным кусочком.
Bongo, открытый в 1960 году мужем Юкон, играющим на барабанах, продает до 1500 рисовых шариков в день. Его клиенты — это смесь преданных местных жителей, любопытных посетителей из других городов и, все чаще, иностранных клиентов, желающих попробовать вдохновение для мирового бума онигири — треугольники теплого, слегка подсоленного риса, украшенные топпингом или начинкой и, чаще всего, завернутые в хрустящие водоросли нори.
Очереди у входа в Bongo столь же легендарны, как и выбор из 57 начинок: от популярного судзико (икры лосося) и сливы умебоши до более необычного бекона с сыром, все это подается с маринованным огурцом, редисом и тарелкой супа мисо.
«Самое долгое ожидание составило восемь часов», — говорит 72-летний Юкон. «Онигири очень просты — рис, соль, водоросли и начинка — и приготовить их может каждый. Когда вы вызываете улыбку на чьем-то лице с помощью чего-то столь простого, это действительно нечто особенное».
В обеденное время среди посетителей, ожидающих своего места у стойки Bongo, есть Кейта Кимура, который всего в нескольких минутах от того, чтобы попробовать рис кошихикари из префектуры Ниигата в Уконе, завернутый в нори из моря Ариаке. «Я ем много онигири из магазинов шаговой доступности, но никогда не пробовал их в специализированных магазинах», — говорит 27-летний мужчина, добавляя, что он решил заказать начинки из тунца и майонеза и жареную во фритюре курицу. «Разнообразие — это большая привлекательность, и вы можете быстро их съесть»
В то время как продажи риса в Японии снижаются, несмотря на дефицит , спрос на онигири растет — отраслевые обозреватели связывают эту тенденцию с изменением пищевых привычек с началом пандемии COVID-19, когда люди стали заказывать «домашние» онигири, чтобы забрать их домой на ужин.
Завернутые треугольные или круглые рисовые шарики уже давно стали основным продуктом в многочисленных магазинах шаговой доступности в Японии , где их раскупают офисные работники, ищущие что-то дешевое и сытное, чтобы продержаться до вечера.
Эти магазины также оседлали волну онигири с новыми разновидностями, а в сети FamilyMart высококачественные версии, созданные в сотрудничестве с известными ресторанами, включают такие начинки, как лосось в стиле меньер и пойманный на удочку голубой тунец с копченой маринованной редькой. Крупнейшая сеть конбини 7-Eleven, которая начала продавать онигири вскоре после открытия своего первого магазина в 1974 году, продала более 2 млрд рисовых шариков в году, закончившемся в апреле 2023 года, по данным онлайн-журнала Toyo Keizai.
Теперь это скромное блюдо завоевывает популярность за рубежом: в Великобритании, Германии, Австралии, США и некоторых странах Азии. Эта тенденция нашла отражение в экспорте японского риса, который, по данным Министерства сельского хозяйства, вырос с 4516 тонн в 2014 году до 28 928 тонн в 2022 году.
Мика Казато, которая управляет японским кафе Parami в районе Сурри-Хиллз в Сиднее, была поражена энтузиазмом австралийцев по поводу этого блюда. «Я этого не ожидала», — говорит она.
В 2022 году ее команда начала делать всего 50 онигири в день, но теперь они делают до 500, так как клиенты стекаются, чтобы попробовать рисовые шарики к чашкам кофе или матча. «Это действительно вкусно, это как раз то небольшое количество, которое идеально подходит для перекуса», — говорит один из клиентов, Джордж.
Но именно французы, пожалуй, сделали больше всего для того, чтобы онигири заняли такое же место в кулинарии, как суши и другая японская еда для души — рамен . В Париже более 50 магазинов онигири, рисовые шарики продаются во многих супермаркетах, а этим летом французский дзюдоист Лука Мхеидзе сказал, что они дали ему и его товарищам по команде то немногое, что требовалось для завоевания медалей на Олимпиаде в Париже.
«Онигири — это как топливо для тела», — сказал он Asahi Shimbun спустя три года после того, как попробовал свой первый онигири на перенесенных Играх в Токио. «Онигири дают мне энергию, чтобы я мог нормально работать в течение дня».
«Очень гибкое блюдо»
В токийском районе Асакуса Анастасия и Раме Боуслими оказались среди множества обеденных посетителей возле Onigiri Yadoroku , старейшего в городе магазина рисовых шариков, получившего в 2018 году рейтинг Michelin Bib Gourmand , присуждаемый ресторанам, предлагающим недорогие блюда.
Пара ела онигири в родной Германии, но с нетерпением ждет возможности попробовать ранний обед в Yadoroku, который открылся в 1954 году. «Онигири в Японии намного, намного лучше», — говорит Анастасия. «Онигири дешевые и полезные для вас… как здоровый сэндвич».
Ее муж говорит, что онигири были очевидным выбором для позднего завтрака в их первый полный день в Японии. «Когда вы думаете о Германии, вы думаете о хлебе, когда вы думаете о Японии, вы думаете об онигири. Когда мы думали, что бы поесть, онигири были первым, что пришло на ум».
Считается, что японцы употребляют в пищу нечто, напоминающее онигири ( в некоторых частях страны его часто называют омусуби) , по крайней мере с начала XI века.
Они появляются в романе Мурасаки Сикибу периода Хэйан (794-1185) «Повесть о Гэндзи» и в аниме-шедевре Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», а также в гравюрах укиё-э Утагавы Хиросигэ 1830-х годов «Пятьдесят три станции Токайдо» и в классическом фильме Акиры Куросавы 1954 года «Семь самураев».
Когда покойный муж Юкон открыл Bongo, было очень мало специализированных магазинов, а первый в Японии магазин у дома не открывался еще около 10 лет. Десятилетиями онигири считались закуской, которую готовили и ели дома, или частью бэнто для школьных спортивных дней, пикников и длительных поездок на поезде.
Любовь Юсукэ Накамуры к рисовым шарикам началась еще в детстве. «У меня не было особого аппетита, поэтому моя мама делала онигири, ставила их на стол и говорила мне, что неважно, съем я их или нет», — говорит Накамура, председатель Общества онигири , которое организовало первый саммит онигири в этом году и надеется, что это блюдо займет видное место на Всемирной выставке в Осаке в следующем году. «Но, каким-то образом, я всегда их ел и полюбил».
Накамура, чья организация работает с предприятиями для продвижения онигири внутри страны и за рубежом, ожидает, что блюдо будет адаптироваться, поскольку оно продолжает привлекать поклонников за пределами Японии. «Оно действительно гибкое», — говорит он. «Если оно содержит рис и начинку и его можно есть одной рукой, вы можете называть его онигири».
Однако есть одно непреложное правило, говорит он. «Что бы вы ни делали, не поливайте их соевым соусом».