Телефонные мошенники просят актуализировать данные, используя 303 Федеральный закон от 8 августа 2024 г.
Всем здравствуйте! Прошел всего 1 месяц, с последнего случая, когда меня пытались развести телефонные мошенники и вот, это снова повторилось вчера, в пятницу, 11 октября.
На мой телефон поступил первый звонок в 13.09, с номера +7-925-385-46-55, но его я пропустила, так как собиралась по делам и не услышала вызова. Не знаю, что это за номер, но склонна считать, что был первый звонок от мошенников.
Второй звонок поступил через 9 минут, в 13.18, с другого номера: +7-939-365-63-61 и я взяла трубку. В этот момент я находилась в машине, в качестве пассажира, и ответив на звонок, с первых фраз звонящего, стало понятно, что это мошенник.
Что его выдало: акцент конечно же) и то, что человек представился оператором сети МТС.
Я решила не сбрасывать вызов, и послушать все то, что он мне скажет до конца, поскольку все предыдущие звонки от мошенников заканчивались на половине пути. Плюс ко всему, я решила сделать запись нашего разговора, для того, чтобы детально расписать его в этой статье.
Но связь была настолько ужасной, что он постоянно пропадал, о чем я ему и сообщила. В итоге звонок был прерван, на тот момент я подумала, что он отсоединился.
Через пару минут поступает третий звонок, в 13.20, с номера +7-979-043-63-43 и это снова был он, не теряя времени тут же решил на меня наехать, почему я сбрасываю звонок))
Я сказала, что думала, что это он сбросил, так как были помехи со связью. И сразу же включила запись звонка.

В чем отличие этого развода от других: в этот раз меня не просили продлевать договор на оказание услуг, а хотели всего лишь актуализировать данные.
Они решили оперировать информацией, взятой из Федерального закона 303, плюс ловко манипулировали словами из этого закона, и оказывали давление, чтобы я не прерывала звонок.
Ниже я распишу наш диалог, чтобы все, кто читает эту статью, не велись на подобные фразы, так как то, что он говорит можно принять за правду. Его фразы с сохранением лексики.
Человек повторно представился Андреем и начал с фразы:
Подскажите, видели ли вы уведомление в личном кабинете, что вам необходимо обратиться в салон сотовой связи и провести подтверждение личности.
Я отвечаю: Не видела, но я уже проходила подтверждение через Госуслуги и моя личность уже и так подтверждена.
Это было сделано 1,5-2 года назад, если вы помните, когда нужно было подтвердить, паспортными данными, что именно я владею сим-картой и уведомление действительно было в личном кабинете МТС, в моем случае, и далее через кабинет Госуслуг происходило это подтверждение.
Он отвечает:
Возможно, вы слышали, что 8 августа 2024 года, был принят Федеральный закон 303 "О связи". Через который операторы обязаны проводить первичную проверку сведений о каждом абоненте. В связи с этим, поскольку закон вышел, вам нужно было в определенный период времени, обратиться в салон сотовой связи и соответственно пройти повторную актуализацию ваших данных и проверку вашей личности.
Поскольку, уведомление вы не заметили, тем самым в определенный период времени в салон сотовой связи не обратились, вам сейчас совершается контрольный звонок, чтобы либо сделать это в данном формате, либо же приостановить оказание услуг сотовой связи по данному номеру телефона.
Вот на этот закон он ссылался и ближе к концу разговора, хотел, чтоб я лично прочитала 4 страницу. Оставлю ссылку на этот закон.
я: а можно вопрос: вы мне звоните как сотрудник компании МТС, на какой номер вы звоните? просто у меня их два, вы звоните на номер 7110 последние цифры, верно?
Он отвечает: да
я: смотрите, дело в том, что я 1,5 года назад перешла с этим номером к другому оператору и возник вопрос, почему мне звонят из МТС, если оператор связи у меня сейчас другой?
он: да, объясню почему: поскольку сейчас у т-мобайл заняты все операторы, вам был выделен оператор из вашей бывшей компании, поскольку ваши данные остаются в нашей компании.
В тот момент, я понимаю, что данная информация была кем то слита. До этого никто из звонящих не знал, к какому мобильному оператору я перешла!
Резонный вопрос: кто сливает такую информацию? МТС или Т-МОБАЙЛ?
Я в тот момент не стала ничего говорить, что да я на т-мобайл или нет, вы ошиблись. Моя цель - слушать, что он будет говорить дальше.
я говорю ему: тогда получается, я должна смотреть информацию не в МТС кабинете, а в другом кабинете, но там я была недавно и никакой информации нет.
он: конечно.
я: ничего не приходило
он: вам отправляются уведомления в формате пуш-уведомления. вы знаете что это такое?
я: да я знаю, но ведь это очень важное уведомление, почему они присылают в формате пуш?
Дело в том, что изначально он говорил об уведомлении в приложении, а теперь начал говорить о коротком пуш-оповещении. Но по сути, это оповещение должно было сохраниться и в личном кабинете. А его то у меня и не было)
он: у вас просто по стандарту важные уведомления стоят в формате именно пуш-уведомления. Если желаете, я могу переключить рассылку важных сообщений в формате обычных смс.
я: а как вы связаны с тем, что вы звоните от МТС, мне же должен другой оператор звонить.
Тут я решила снова задать этот вопрос, чтоб немного сбить его с толку, ну действительно, сдалась я компании МТС, выделять мне целого сотрудника компании, особенно после того, как ушла с их номером к другому оператору))
он: да, я же говорил, что все операторы в т-мобайл заняты, а вам необходимо совершить контрольный звонок, поэтому вам выделен оператор из вашей бывшей компании.
я: поняла вас, что мне нужно делать в данном случае?
он: в данном случае, если вы желаете пользоваться данным номером, необходимо будет произвести обновление ваших данных в системе, а также подтверждение вашей личности.
То как это будет происходить, вы же сами понимаете, что мне по телефону запрещено запрашивать ваши документы, так как это не является безопасным способом и тем более ни одна организация не имеет права по телефону у вас такую информацию запрашивать.
Также, согласно 303 федеральному закону, актуализация данных будет производиться с помощью единой системы идентификации и аутентификации, а также с помощью портала Госуслуги.
Вообще с данным способом актуализации знакомы, слышали о нем?
я: да, слышала.
Т.е. он предупреждает как будто-бы, что никаких данных он не будет запрашивать, все автоматически, беспокоится не стоит, чем притупляет чувство, что вас разводят.
он: вкратце объясню вам, как это будет происходить: роботизированная система в системе т-мобайл будет подтягивать всю актуальную информацию и закреплять за вашим именем. т.е. актуализацию мы произведем с помощью портала Госуслуги.
я: если я могу сейчас самостоятельно через Госуслуги все это сделать, зачем этот звонок? Я просто сейчас зайду в Госуслуги и сделаю актуализацию данных.
он: я понял - еще раз объясняю, вы просто этого ранее не сделали, поэтому вам сейчас звонок поступает.
я: ну, т.е. вы дополнительно меня уведомляете об этом.
он: да, я уведомляю и также буду с вами на линии, производить эту процедуру, т.е. я сейчас буду подавать официальный запрос, на единую систему идентификации и аутентификации, чтобы вам из портала Госуслуг было направлено 2 уведомления:
на восстановление ваших актуальных данных в системе т-мобайл, и также на подтверждение и обновление ваших данных и также подтверждение вашей личности.
Вот тот момент, когда начинается самое интересное) я не подаю вида и отвечаю, что поняла его.
он: смотрите, входящее сообщение, будет содержать в себе четырехзначную комбинацию, через которую, система нашей компании, автоматически будет подтягивать недостающие ваши данные, либо данные, которые были указаны некорректно.
Вот, так же смс, я вижу, было вам уже направлено, можете заходить уже просматривать, а также убедительная просьба, не передавайте данную комбинацию третьим лицам, в связи с тем, что она одноразовая и служит сугубо для оператора контактного центра, т.е. в данном случае для меня.
Ну конечно, заботливый Андрейка, беспокоится за то, что я передам кому-то код, а только ему можно знать его.
Причем он не говорит слово "код" а "четырехзначная комбинация") Видимо "код" это отрезвляющее слово, которое может испортить процесс развода.

я: да, пришло, но тут написано: код нельзя никому сообщать. И еще пишется: код восстановления к учетной записи, а зачем мне восстанавливать запись?
он: все верно, объясняю, это шаблоны сообщения, поймите правильно, ну я же не могу, заменить содержимое сообщения Госуслуг: вот я, Андрей, держите вашу комбинацию.
он еще и шутит, пытается разрядить обстановку)
я: ну если Госуслуги говорят, что нельзя никому сообщать - значит нельзя,
это же предупреждение.
он: все верно, это данные, для оператора контактного центра, я вас заранее предупредил и также сообщение предупреждает, все верно.
я: ну хорошо, давайте, диктую: 0685.
он: указываю, один момент, комбинация является не корректной.
я: давайте еще раз попробуем.
он: я повторно перенаправлю тогда. Новая комбинация была направлена, также просматривайте.
я: вот вижу, но все равно написано, никому нельзя сообщать код. "Восстановление доступа к учетной записи" мне не совсем понятно, зачем вы пытаетесь восстановить доступ к моей учетной записи?? Я то в нее могу сама зайти.
Тут он начинает выходить из себя. Я заметила, что когда я ему задаю вопрос, становится тихо, видимо ему нужно время на обдумывание. И получается так, что когда возникает тишина, я закидываю его новыми вопросами и выходит, что как будто я его перебиваю.
он: к вашей учетной записи никто доступ не получит, не перебивайте меня. Почему вы меня перебиваете, вы же меня попросили объяснить. Я вам объясняю.
я: я вас поняла, но меня смущает, что приходит код доступа к моей учетной записи и это идет восстановление, а я, как бы, вас совсем не знаю, вы мне звоните, вот кто вы? Сейчас просто очень много мошенников развелось. Я, наверно, лучше позвоню на горячую линию своего оператора или напишу в чат поддержки и все уточню.
Далее он настойчиво хочет, чтобы я посмотрела этот Закон 303.Но только с ним на линии.
он: смотрите, если вы сомневаетесь, можете с данным Федеральным законом ознакомиться и Федеральный закон мои слова полностью подтвердит.
я: напомните еще раз, какой Федеральный закон, я, конечно, все это хочу посмотреть.
303
я: записала, какая часть в этом Законе?
4 страница.
я: знаете как сделаем, я сначала посмотрю все это и свяжусь...
Тут он меня перебивает
он: так вы сейчас прям ознакомляйтесь, со мной на линии прям.
я: нет, я хочу своими глазами это все увидеть, потому что по телефону такие вопросы не решают.
он: смотрите, кто же вам мешает? кто же вам запрещает.
я: я сейчас сижу в машине и разговариваю с вами, у меня нет возможности выйти в интернет, я же с вами общаюсь.
он: а вы прям в машине сидите, сама в машине?
я: сама в машине.
он: ну просто поймите правильно, я сейчас вам контрольный звонок вам совершаю.
я: понятно, но давайте, если вдруг такая ситуация, что нужно меня прям срочно отключить от линии, отключите. Я доберусь до интернета, напишу в чат поддержки своего оператора и все эти вопросы уточню и мы разберемся.
Потому что по телефону это очень неудобно обсуждать, так как понимаете, вы меня просто в дороге застали врасплох.
он: почему это неудобно?
я: потому что я предпочитаю такие вещи детально изучать и меня смущает, что код нельзя никому сообщать, а вы просите.
он: я с вами согласен, но я вас ранее предупредил, что что третьим лицам нельзя сообщать код,
я : ну вот вы третье лицо) для меня им и являетесь
он спорит: почему для вас третье лицо?
я: ну а кто вы для меня? я вас не знаю.
он: почему я третье лицо, если без меня бы этот код не пришел?
я: любое третье лицо - это все, кроме меня. Этот код могу только я знать, больше никто.
он: я являюсь первым лицом как отправитель, вы - вторым лицом как получатель, а все остальные третьи лица.
я: нет, первое лицо тот - кому приходит код - являюсь я, потому что это мои Госуслуги и мой кабинет, никто не может спрашивать у меня пароль.
он: так это невосстановленные учетной записи, вы же меня не дослушали, вы меня перебиваете.
я: ну там написано восстановление учетной записи, все понятно, мы с вами не договоримся, до свидания. Отключайте меня и больше не звоните мне.
Все, на этом разговор закончился, я просто отключилась сама, поскольку человек уже начал нервничать, да и мне спорить не хотелось.
Что по данному инциденту хочу отметить:
1) Человек настойчиво оперировал понятиями, взятыми из Федерального закона 303 и я его просмотрела, но мне, как обычному человеку, ничего не понятно, кроме того, что каждая сим должна быть оформлена на конкретного человека, с паспортными данными и принадлежать именно ему.
2) Уверял, что коды можно говорить только ему, так как он сделал запрос на их отправление. Но на самом деле не верьте, не сообщать третьим лицам - это значит не сообщать никому и никакой это не шаблон, это попытка попасть в ваш кабинет в Госуслугах.
3) Хотел, чтобы я слушала его, четко выполняла действия и не перебивала его. Когда задавала много вопросов, он впадал в ступор, была тишина, и затем он нервничал.
Так как текст в ФЗ 303 для меня непонятен, я написала в чаты поддержки операторам сотовой связи, где мне не дали полного разъяснения, как осуществляется актуализация данных. Вот скриншоты переписок.

Это обращение в Т-мобайл.
И в МТС я тоже написала, скрины ниже.


Что я поняла, так это то, что операторы не будут звонить сами, уведомления придут в личный кабинет и с помощью смс, если возникнет необходимость актуализации. Т.е. невозможно пропустить данные сообщения, если время от времени заходить в приложения и читать смс.
Поскольку это не первый звонок от мошенников, а уже 4 за 2024 год, то они придумают еще что-нибудь интересное, и самое главное, в этом случае, никогда не слушать тех, кто торопит, давит на вас, не дает времени подумать, требует перевести денег, сообщить код, пришедший на телефон.
Если все звучит правдоподобно, как вам кажется, то лучше все перепроверить лично и самым правильным ответом будет фраза:
я схожу сам/а в офис сотовой связи/банк/налоговую/к участковому/ в больницу/в пенсионный и все узнаю лично! При этом никакие комбинации и коды, пришедшие на телефон, называть звонящему не нужно.
Мои предыдущие истории с разводами можно прочитать тут:
Берегите себя!

Интересно. Спасибо за публикацию
Спасибо! Рада быть полезной!
Спасибо, хорошая статья, но слово "да" тоже не стоит говорить.
Это точно, слышала про фразы да/нет, но вот оно само вырывается, сложно уследить за всем на самом деле.
Как-то вы с ним слишком уж умно разговаривали, даже странно, что он сразу не отключился. Я вот всегда с ними говорю, как полный лох, всегда "верю" всем их словам, всегда сразу называю коды из СМС, они мне тоже говорят, что код некорректный, я как лох, спрашиваю, - откуда они могут знать, что код некорректный? Они его тоже получили? Что-то не сходится? Я долго над ними издеваюсь, пока не поймут, а потом долго и с удовольствием слушаю страшный мат от очень вежливого, вначале диалоги, сотрудника безопасности банка, медработника или сотрудника оператора связи.
Я специально задавала именно такие вопросы, потому что было интересно, как он будет объяснять причины. А он хорошо убеждал, чтобы я поверила и я "поверила"
назвав цифры, а он расслабился, подумав что рыбка на крючке. И слушать маты в свой адрес не хочу, поэтому положила трубку, как только он взвинтился от того что "рыбка" сорвалась