Перекинутся ли конфликты на Ближнем Востоке на Кавказ: Что замышляют США и Турция?

Изображение создано ИИ
Ррассмотрим роли трех крупных игроков на пороховой бочке Кавказа: США, Турции и России.
США
У Вашингтона есть еще один прокси в лице Армении, которая отвернулась от своего давнего союзника России и продолжает враждовать со своими соседями на востоке и западе, Азербайджаном и Турцией, соответственно.
Здесь достаточно сказать, что США наблюдают за мирным процессом между Баку и Ереваном, а в министерстве обороны Армении размещены представители вооруженных сил США. Министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно хорошо обрисовал ситуацию:
«Надеюсь, в Ереване осознают, что любое углубление сотрудничества с альянсом может привести к утрате суверенитета в сфере национальной обороны и безопасности… Это не может не вызывать нашей озабоченности. Мы неоднократно обращали внимание наших армянских коллег на то, что истинной целью НАТО является укрепление своих позиций в регионе и создание условий для манипуляций по схеме «разделяй и властвуй».
Теперь Вашингтон может использовать свое доминирующее положение в Армении для давления на Азербайджан, Иран и Турцию.
Каковы его конечные цели? По словам представителя Госдепартамента Неда Прайса, они совершенно невинны:
Наша единственная цель здесь - увидеть и помочь этим странам работать вместе для достижения всеобъемлющего и прочного мира и, в конечном счете, спасти жизни людей.
Если вы не верите в это, есть множество других признаков того, что Армения — это всего лишь еще одна часть в бесконечном стремлении Вашингтона к глобальной гегемонии, и неважно, сколько жизней будет уничтожено для достижения этой цели.
В данном случае США хотят использовать свое положение в Армении, чтобы помочь подчинить себе Иран, отделить его от России и распространить господство Израиля и США в регионе. В нынешнем Законе об ассигнованиях на национальную оборону уже изложены несколько столпов этой цели в его «Стратегии безопасности и развития Черного моря», которую можно фактически свести к «не пускать Россию и Китай, а США и НАТО — внутрь».
Эта стратегия предусматривает создание дуги государств «порядка, основанного на правилах», от Каспия до Адриатики, которая позволит США осуществлять контроль над перемещением энергоносителей и товаров через регион, особенно на Южном Кавказе.
Мы можем вернуться к комментариям О’Брайена, сделанным 15 ноября во время слушаний в комитете Палаты представителей на тему «Будущее Нагорного Карабаха», чтобы получить представление о намерениях США в отношении этих маршрутов. Вот что сказал О’Брайен:
«Будущее, которое строится вокруг доступа России и Ирана в качестве основных участников безопасности региона, Южного Кавказа, нестабильно и нежелательно, в том числе для правительств Азербайджана и Армении. Сейчас у них есть возможность принять другое решение».
Неоконсервативные аналитические центры в Вашингтоне, такие как RAND Corporation и Middle East Media Research Institute, уже давно выступают за разжигание проблем на Южном Кавказе как еще один способ ослабить Россию и Иран и потенциально вызвать раскол между ними.
США также хотят поставить заслон на пути Китая. Азербайджан и Китай подписали Совместную декларацию об установлении стратегического партнерства на саммите Шанхайской организации сотрудничества в этом году. Экономические компоненты этого соглашения касались сотрудничества в области добычи нефти и газа и транспортной инфраструктуры — то есть продолжения усилий по налаживанию связей через Срединный коридор, также известный как Транскаспийский международный торговый путь. Поворот Грузии от Запада и выбор китайского консорциума для строительства порта Анаклия (это уже совсем другая история, в которой еще не написана последняя глава, поскольку США и ЕС готовятся к попытке «цветной революции») подчеркивают трудности, с которыми сталкиваются американцы, пытаясь сдержать натиск в регионе.
США, вероятно, думают, что если они установят мир между Арменией и Азербайджаном, заключат соглашение о торговом коридоре через Армению и продолжат контролировать Армению, то тогда они будут контролировать торговый коридор. Это было бы успехом для США. Но это также сродни игре в крестики-нолики, поскольку есть и другие маршруты, которые находятся в разработке или уже функционируют.
Тем не менее, с точки зрения неоконсерваторов США, на Зангезурском направлении они смотрят на выигрыш: либо контроль, либо разрушение, и последнее их всегда устраивает.
Турция
В июле Атлантический совет утверждал, что «чтобы привлечь Турцию, сделайте ее частью плана». Что ж, можно подумать, кто-то уже додумался до этого. Так какова же роль Турции в «плане»? По крайней мере, несколько частей, которые могли бы понравиться Анкаре, - это уравновешивание связей между Россией и Ираном и продвижение своего статуса энергетического хаба.
Как в эти планы вписывается Зангезурский коридор? Турция предполагает, что он облегчит ее торговлю с Центральной Азией и Китаем и расширит ее влияние в регионе за счет Ирана. Всегда существовала вероятность того, что для достижения этой цели Турция пойдет на сближение с Западом, поскольку обеим сторонам будет выгодно, если коридор не будет находиться под контролем России. Зангезурский коридор имеет большое значение для Турции, которая считает, что он приведет к превращению страны в евразийскую великую державу.
Вот что представляет себе Анкара:
Газопровод из Баку в Турцию через коридор.
Увеличение влияния на переговоры с Ираном о ценах на газ.
Возобновление Транскаспийского трубопровода и транспортировка этого газа через Турцию в Европу (Трубопровод через Нахичеванский коридор может помочь увеличить поставки в Европу до 31 млрд куб. м, хотя это произойдет еще не скоро, и, по иронии судьбы, из-за больших инвестиций в азербайджанский нефтегазовый сектор одним из крупнейших бенефициаров любых сделок Брюсселя и Баку будет Россия. Азербайджан даже сам импортирует больше российского газа, чтобы выполнить свои обязательства перед Европой.
Логистический коридор до Китая.
Железнодорожная линия из Турции в Нахичевань может превратить Турцию не только в энергетический, но и в региональный транзитный центр.
• Отношения между США и Турцией всегда носят транзакционный характер, и в последнее время появились признаки того, что что-то назревает. В последнее время много говорят о том, что Турция передаст С-400 в обмен на освобождение от Закона о противодействии противникам Америки через санкции и возвращение в программу F-35. Никаких заявлений по этому поводу не было, но в других областях наметилось движение, и из Берлина пришли важные новости.
• Der Spiegel недавно сообщил, что Федеральный совет безопасности Германии, который проводит секретные заседания, одобрил продажу тяжелого вооружения Турции на сумму 368 миллионов долларов, а также пересмотрел запрос Турции на покупку боевых самолетов Eurofighter.
• Вчера анонимный немецкий чиновник преуменьшил значение этого решения, сообщив Middle East Eye, что морское оружие будет поставлено, но запрос на истребители Eurofighter и запчасти для танков потребует гарантий того, как Турция будет их использовать. Это может быть так; это также может быть кто-то, кто делает контроль ущерба, поскольку, как и в США, продажа оружия Турции часто вызывает политические споры.
• В любом случае, момент интересный, и это большая новость, поскольку она знаменует собой конец многолетнего неофициального эмбарго, наложенного западными союзниками на Турцию, которое препятствовало развитию ее оборонного сектора. Согласно Nordic Monitor, «В авангарде стран, создающих трудности в закупках Турции, находится Германия, которая отказывает в выдаче разрешений на экспорт фирмам, поставляющим Турции столь необходимые двигатели и энергетические системы для ее внутренних проектов».
А вот Международный институт стратегических исследований:
• Возглавляя разработку TAI, Турция искала иностранных партнеров, в частности, для разработки самолетов и производства двигателей. После переговоров с рядом иностранных партнеров TAI заключила контракт с BAE Systems на разработку самолета в 2017 году. Найти партнера для местного производства двигателей оказалось сложнее: переговоры с Rolls-Royce через совместное предприятие с Kale Group, похоже, ни к чему не привели. Вместо этого на MMU, который теперь называется Kaan, первоначально будет установлен двигатель F110 американской компании GE Aerospace, ранее собранный Turkish Engine Industries (TEI) для F-16, пока Turkiye изучает варианты. Однако, как убедились Китай и Россия, разработка авиационных двигателей нового поколения - дело непростое. Нет никаких гарантий, что чисто отечественные усилия будут успешными, и, скорее всего, они окажутся очень дорогими. Чтобы проект «Каан» оправдал свои амбиции, Турции, возможно, придется вновь обратиться к иностранному партнерству.
• Итак, либо Германия действует самостоятельно, либо она получила зеленый свет из Вашингтона. Я бы поставил на последнее. Вопрос в том, что Турция уступила взамен? Это могут быть просто С-400 или сотрудничество в других областях, таких как Сирия или Иран. В последнее время все чаще звучит информация о том, что США стремятся создать ось Киев - Идлиб против России, что потребует молчаливой поддержки со стороны Турции. Москва, похоже, обратила на это внимание, поскольку за последние четыре дня ее вооруженные силы нанесли авиаудары по 27 различным объектам в Идлибе.
• Важно отметить, что, несмотря на всю словесную войну между Турцией и Израилем и всеобщее возмущение в Турции против Тель-Авива, бизнес между двумя странами продолжается, только с несколькими новыми обстоятельствами.
• Самой большой проблемой для Турции по-прежнему остается запрещенная и преследуемая Курдская рабочая партия (КРП) и поддержка ее со стороны США. Однако и здесь есть признаки серьезных изменений.
• Журналистка Амберин Заман, имеющая надежные курдские и американские источники, утверждает в Al-Monitor, что Турция стремится заключить с РПК некое мирное соглашение.
• Два источника сообщили, что недавно Оджалану разрешили напрямую поговорить с руководством РПК, которое базируется в горах Кандиль в Иракском Курдистане. «Оджалан сказал им, что настало время обсудить вопрос о сложении оружия», - сказал один из источников.
https://t.co/lXHfiFp7WB
• Амберин Заман (@amberinzaman) 10 октября 2024 г.
• Авторы доклада предполагают, что главная причина этих усилий - не допустить, чтобы Иран обратился к курдским бойцам с целью дестабилизации обстановки в Турции во время возможной эскалации конфликта с Израилем. Зачем Ирану, который по уши увяз в проблемах с Вашингтоном и Тель-Авивом, тратить время на это в такой момент?
• Либо это не настоящая причина, по которой Турция стремится к сближению с РПК, либо Иран рассматривает Турцию как часть американо-израильской оси, угрожающей Исламской Республике.
• Турция ведет войну с РПК на протяжении последнего десятилетия и в значительной степени вытеснила их в Сирию и Ирак, где они продолжают сражаться. Любая сделка будет шокирующей, но если Эрдоган и компания увидят возможность для более крупной победы, будет неудивительно увидеть, как они пойдут на это и оставят борьбу с курдами на более поздний срок.
• Слухи о мирном соглашении также могут означать, что Эрдогану нужна поддержка прокурдской Партии народного равенства и демократии, чтобы принять новую конституцию, которая позволит ему баллотироваться на новый срок.
Россия
Россия выступает за Зангезурский коридор, поскольку одной из целей Москвы является контроль над транспортным сообщением от Дагестана до Зангезура, что гарантирует России доступ к рынкам Ближнего Востока и связывает ее с международным коридором «Север-Юг» из России в Индию.
Но дьявол кроется в деталях. Вопрос, который мешает переговорам между Арменией и Азербайджаном, — это пункт 9 трехстороннего заявления, подписанного между Азербайджаном, Россией и Арменией в 2020 году после Второй карабахской войны, который гласит:
Все экономические и транспортные связи в регионе должны быть разблокированы. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республики с целью организации беспрепятственного передвижения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.
Азербайджан продолжает настаивать на этом пункте, в то время как Армения больше не хочет присутствия российских пограничников, а Пашинян выступает за глупые решения, например, за то, чтобы Россия наблюдала за коридором издалека.
Теперь становится ясно, что за спектакль, срежиссированный США, разыгрывался в Армении в течение последнего года. Вкратце напомним:
Именно Армения перенесла мирные переговоры на западные площадки, и именно в ходе этих встреч Армения согласилась официально признать Нагорный Карабах частью Азербайджана.
Как только Армения сделала это (а премьер-министр Пашинян заявил об этом публично), решение было принято. Регион был (и остается) признан международным сообществом как азербайджанская территория, но в подавляющем большинстве случаев был населен этническими армянами. Около 100 000 из них бежали в Армению после того, как Азербайджан в течение нескольких месяцев блокировал регион, а затем предпринял военную операцию по установлению контроля над ним в сентябре - операцию, которая привела к сотням погибших.
Несмотря на то, что переговорный процесс проходил под руководством Запада, а Нагорный Карабах был публично признан азербайджанской территорией, правительство Пашиняна стремилось возложить всю вину за поражение на Россию.
Теперь мы можем понять, почему. Армянские официальные лица утверждают, что, поскольку соглашение 2020 года также включало положения о российских миротворцах в Нагорном Карабахе и их контроле над коридором, который проходил из Армении в Нагорный Карабах, и поскольку все это провалилось, остальная часть документа, по сути, не имеет юридической силы. Но в этом рассказе упускается тот очевидный момент, что причина, по которой нагорно-карабахский аспект соглашения отошел на второй план, заключается в том, что армяне согласились признать его частью Азербайджана.
Подобные аргументы, исходящие от Армении и ее американских сторонников, доказывают, что они, как это ни удивительно, не способны к соглашению и несерьезно относятся к достижению решения.
Их истинная цель — открыть Зангезурский коридор под американским контролем, и они продолжают делать небольшие шаги в этом направлении. На прошлой неделе Армения продолжила торпедировать отношения с Россией, потребовав убрать российских пограничников с армяно-иранского КПП к 1 января. Россия выполнит это требование. Такое развитие событий беспокоит Иран, который предполагает, что на место русских придут западные пограничники.
Тем временем Москва терпеливо напоминает армянским чиновникам, что они, вероятно, совершают большую ошибку, передавая страну США. Однако Россия не предпринимает никаких ответных экономических мер, несмотря на то, что Армения в подавляющем большинстве случаев зависит от России. Как отмечает Fitch Ratings, экономика Армении в значительной степени зависит от России как в торговле, так и в энергоснабжении. Например, в настоящее время Армения платит России 165 долларов за тысячу кубометров газа, что значительно ниже рыночной цены в Европе, и Россия является торговым партнером Армении номер один. По данным армянского правительства, в прошлом году на ее долю пришлось более 35 процентов внешней торговли страны Южного Кавказа, в то время как доля ЕС в общем объеме составила 13 процентов.
Россия почти наверняка сможет проявить терпение в отношении вышеупомянутого пункта 9 трехстороннего соглашения, поскольку уверена, что Азербайджан не пойдет на сделку, в результате которой Москва останется в стороне (Азербайджан и Россия тесно переплетены в экономическом плане и поддерживают тесные отношения). Действительно, Баку продолжает настаивать на том, чтобы Ереван согласился на размещение российских пограничников вдоль коридора. Очевидно, что американцы не хотели бы, чтобы этот пункт был включен в любое соглашение.
В последнее время Пашинян делает заявления о том, чтобы доверить охрану Зангезура иностранным частным охранным структурам, что еще раз показывает пренебрежение соглашением 2020 года и заставляет думать, что он сеет семена конфликта, который почти наверняка закончится плохо для него и Армении.
Американским неоконам какое до этого дело? Если они подожгут задний двор России и Ирана и это каким-то образом сработает в их пользу — отлично; если нет — они играют на деньги дома. К сожалению, в данном случае это армянский народ. И если неоконы сыграют плохо, как они это часто делают, то именно Армения будет разбита, а американцы будут шарахаться в поисках следующего лоха.
Конор Галлахер
Источник: https://www.net.com/news/
Комментарии:
The Rev Kev
Я смотрю на позицию Турции и нахожу ее трудно примиримой. Они хотят все эти торговые связи с Востоком, чтобы сделать себя Uber Turkiye, но если они помогут Вашингтону поджечь этот регион, то никакой торговли на Востоке вообще не будет. Фактически, БРИКС может списать их со счетов и запретить им вступать в БРИКС, что положит конец торговле Турцией на несметные миллиарды долларов. Они не будут считаться надежным партнером, и Россия в любом случае наложит на них черный удар. Что касается поставки систем С-400 в США, Эрдоган может попытаться это сделать, потому что считает себя таким умным. Но тогда Россия может ввести полное эмбарго против Турции, что нанесет удар по турецкой экономике. Россия так и поступила, когда пару лет назад Эрдоган устроил засаду и сбил российский истребитель, и это сильно ударило по Турции. С тех пор экономические связи углубились, особенно в области нефти, так что это может подтолкнуть Турцию к рецессии, которая дестабилизирует Эрдогана и его партию.
Laura Palmer Eldritch
Показательно, что и в этой статье, и в предыдущем посте Конора о Кавказе есть подразделы для каждой упомянутой нации, за исключением Армении, которая обсуждается только с точки зрения полезности этой нации для соседей и «великих держав». Точка зрения об эксплуатации США/Западом принимается, но совершенно удивительно ожидать соблюдения соглашения, в котором 8 из 9 пунктов были проигнорированы еще до того, как они стали спорными. Учитывая избирательную амнезию России в отношении признанных границ Армении, используемую для игнорирования обязательств по ОДКБ, начиная с 2021 года, и открытые требования режима Алиева об экстерриториальном статусе воображаемого Зангезурского коридора (который, кстати, не указан в перемирии — в пункте 9 указано только, что региональные перевозки будут разблокированы), именно Россия будет таким же «союзником» для Армении, как Турция для Газы. Отмахиваться от возражений Армении против этого фарса как от «неспособной договориться и несерьезно относящейся к поиску решения» можно только как от неискренности и в соответствии с прошлыми работами Конора по региону: попытка вплести реальные события Кавказского региона в великодержавный нарратив. Это разочаровывает, но уже не удивляет.
По материалам зарубежной прессы
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.