Оксана Сергеевна
Оксана Сергеевна Подписчиков: 2422
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 28.6к

Дом с привидениями (часть 3) (Эдвард Булвер-Литтон)

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,16 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Я не могу сказать, что она имела человеческую форму, и все же она больше походила на человеческую форму или, скорее, на тень, чем на что-либо другое. Когда оно стояло, полностью отделенное от воздуха и света вокруг, его размеры казались гигантскими, а вершина почти касалась потолка. Пока я смотрел на него, меня охватило ощущение сильного холода. Айсберг, стоявший передо мной, не мог бы охладить меня сильнее; да и холод айсберга не мог быть более чисто физическим. Я убежден, что это был не холод, вызванный страхом. Когда я продолжал смотреть, мне показалось - но я не могу сказать точно, - что я различил два глаза, смотрящие на меня с высоты. В одно мгновение мне показалось, что я ясно различил их, в другое - что они исчезли; но все же два луча бледно-голубого света часто пробивались сквозь темноту, как с высоты, на которой я наполовину верил, наполовину сомневался, что встретил эти глаза.

Я пытался говорить, но голос меня совершенно не слушался; я мог только думать про себя: «Это страх? Это не страх!» Я попытался подняться - тщетно; меня словно придавило непреодолимой силой. Действительно, я ощущал огромную и непреодолимую Силу, противостоящую любому волевому усилию; это чувство полной неспособности справиться с силой, превышающей человеческие возможности, которое можно ощутить физически в морской буре, при пожаре или при столкновении с каким-нибудь ужасным диким зверем или, скорее, с океанской акулой, я ощущал морально. Моей воле противостояла другая воля, настолько же превосходящая ее по силе, насколько шторм, огонь и акула превосходят по материальной силе силу человека.

И вот, по мере того как это впечатление росло во мне, наступил, наконец, ужас - ужас такой степени, что не передать никакими словами. Но я сохранил гордость, если не мужество, и мысленно сказал себе: «Это ужас, но не страх; если я не боюсь, мне не причинят вреда; мой разум отвергает это, это иллюзия - я не боюсь». С яростным усилием мне удалось наконец протянуть руку к оружию на столе: когда я это сделал, по руке и плечу прошел странный удар, и рука бессильно упала на бок. И вот, к моему ужасу, свет свечей начал медленно ослабевать, они не погасли, но их пламя, казалось, постепенно угасало: то же самое было и с огнем - свет извлекался из топлива; через несколько минут в комнате воцарилась полная темнота.

Ужас, охвативший меня, когда я оказался в темноте с этим темным Существом, чья сила ощущалась так сильно, вызвал нервную реакцию. На самом деле ужас достиг такого апогея, что либо мои чувства должны были покинуть меня, либо я должен был прорваться сквозь чары. Я и прорвался. Я обрел голос, хотя это был крик. Я помню, что у меня вырвались такие слова: «Я не боюсь, моя душа не боится»; и в то же время я нашел в себе силы подняться. Все еще пребывая в глубоком мраке, я бросился к одному из окон - отдернул занавеску, распахнул ставни; первой моей мыслью был свет... И когда я увидел высокую, ясную и спокойную луну, я почувствовал радость, которая почти компенсировала прежний ужас. Была луна, был и свет газовых фонарей на пустынной дремотной улице. Я повернулся, чтобы заглянуть в комнату; луна проникала в ее тень очень бледно и частично - но все же свет был. Темная Вещь, чем бы она ни была, исчезла, за исключением того, что я все еще мог видеть тусклую тень, которая казалась тенью этой тени, у противоположной стены.

Мой взгляд остановился на столе, и из-под стола (он был без скатерти и покрывала - старый круглый стол из красного дерева) поднялась рука, видная до запястья. Это была рука, казалось бы, из плоти и крови, как и моя собственная, но рука пожилого человека - худая, морщинистая, маленькая - женская рука. Эта рука очень мягко сомкнулась на двух письмах, лежавших на столе: и рука, и письма исчезли.

Затем раздались те же три громких мерных стука, которые я слышал у изголовья кровати перед началом этой необыкновенной драмы.

Когда эти звуки постепенно стихли, я почувствовал, что вся комната ощутимо вибрирует; в дальнем конце ее, как из-под пола, поднялись искры или шарики, похожие на пузырьки света, разноцветные - зеленые, желтые, огненно-красные, лазурные. Вверх и вниз, туда и сюда, туда и сюда, как крошечные Вилл-о-фисы, двигались искры, то медленно, то стремительно, каждая по своему капризу. Теперь от стены без видимых усилий выдвинули стул (как в гостиной внизу) и поставили его у противоположного края стола. Внезапно из кресла выросла фигура - женская фигура. Она была четкой, как форма жизни, и ужасной, как форма смерти. Лицо было юношеским, со странной скорбной красотой: горло и плечи были обнажены, остальная часть фигуры была одета в свободное одеяние облачно-белого цвета. Она начала приглаживать свои длинные желтые волосы, спадавшие на плечи; глаза ее были обращены не ко мне, а к двери; казалось, она прислушивается, наблюдает, ждет. Тень на заднем плане становилась все темнее, и мне снова показалось, что я вижу глаза, сверкающие с вершины тени - глаза, устремленные на эту фигуру.

Как будто из двери, хотя она и не открывалась, появилась другая фигура, столь же отчетливая, столь же жуткая - мужская фигура, юношеская. Она была одета в платье прошлого века, вернее, в подобие такого платья (ибо и мужская фигура, и женская, хотя и очерченные, были, очевидно, бесплотны, бестелесны - simulacra-phantasms); и было что-то несочетаемое, гротескное, но страшное в контрасте между продуманной отделкой, куртуазной точностью этого старомодного одеяния с его оборками, кружевами и пряжками и трупным обликом и призрачной неподвижностью порхающего владельца. Как раз в тот момент, когда мужская фигура приблизилась к женской, от стены отделилась темная тень, и все трое на мгновение окутались мраком. Когда бледный свет вернулся, оба фантома были как в объятиях тени, возвышавшейся между ними; на груди женщины виднелось кровавое пятно; призрачный мужчина опирался на свой призрачный меч, и кровь, казалось, быстро стекала с оборок и кружев; тьма промежуточной Тени поглотила их - они исчезли. И снова пузырьки света выстреливали, и плыли, и вились, становясь все толще и толще и все более запутанными в своих движениях.

Дверь шкафа справа от камина открылась, и из проема показалась пожилая женщина. В руках она держала письма - те самые, над которыми я видел закрытую руку; позади нее послышались шаги. Она обернулась, словно прислушиваясь, а потом открыла письма и, казалось, стала читать; через ее плечо я увидел синюшное лицо, лицо человека, давно утонувшего - раздувшееся, обесцвеченное, спутанные водоросли в слипшихся волосах; у ее ног лежал труп, а рядом с трупом трусил ребенок, жалкий убогий ребенок, с голодом на щеках и страхом в глазах. И когда я взглянул в лицо старухи, морщины и морщинки исчезли, и оно стало лицом молодости - жесткоглазой, каменной, но все же молодости; и Тень метнулась вперед и потемнела над этими фантомами, как потемнела над предыдущими.

Теперь не осталось ничего, кроме Тени, и на нее я пристально смотрел, пока из Тени снова не выросли глаза - злобные, змеиные глаза. А пузырьки света снова поднимались и опускались, и в их беспорядочном, неровном, буйном лабиринте смешивался слабый лунный свет. И вот из этих шаров, как из скорлупы яйца, вырвались чудовищные существа; воздух наполнился ими; личинки, столь бескровные и отвратительные, что я никак не могу их описать, разве что напомню читателю о кишащей жизни, которую солнечный микроскоп представляет перед его глазами в капле воды - существа прозрачные, гибкие, проворные, преследующие друг друга, пожирающие друг друга - формы, подобных которым невооруженный глаз никогда не видел. Как формы были лишены симметрии, так и их движения были лишены порядка. В их бродяжничестве не было никакого спортивного интереса; они кружили вокруг меня, все толще, быстрее и стремительнее, проносились над моей головой, переползали на правую руку, вытянутую в непроизвольном повелении против всех злых существ. Иногда я чувствовал прикосновение к себе, но не их; меня касались невидимые руки. Однажды я почувствовал, как холодные мягкие пальцы сжимают мое горло. И все же я сознавал, что если поддамся страху, то окажусь в телесной опасности; и я сосредоточил все свои способности в едином фокусе сопротивляющейся, упрямой воли. И я перевел взгляд с Тени - прежде всего на эти странные змеиные глаза, которые теперь стали отчетливо видны. Ибо там, хотя вокруг меня больше ничего не было, я осознавал, что существует ВОЛЯ, причем воля интенсивная, созидательная, творящая зло, которая может сокрушить мою собственную.

Бледная атмосфера в комнате начала краснеть, словно в воздухе разгорался пожар. Личинки стали яркими, как вещи, живущие в огне. Снова комната завибрировала; снова раздались три мерных стука; и снова все поглотила тьма темной Тени, словно из этой тьмы все пришло и в эту тьму все вернулось.

Когда мрак рассеялся, Тень полностью исчезла. Медленно, как будто отстраняясь, пламя вновь разгоралось в свечах на столе, в камине. Вся комната вновь приобрела спокойный, здоровый вид.

Две двери были по-прежнему закрыты, дверь, сообщавшаяся с комнатой слуг, оставалась запертой. В углу стены, в которую он так судорожно вжался, лежал пес. Я позвал его - никакого движения; подошел - животное было мертво; глаза выпучены, язык высунут из пасти, на челюстях собралась пена. Я взял его на руки, поднес к огню и почувствовал острое горе от потери моего бедного любимца, острое раскаяние в себе; я обвинил себя в его смерти; я вообразил, что он умер от испуга. Но каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что его шея действительно сломана. Если бы это было сделано в темноте, разве не человеческой рукой, как моя, разве не было бы человеческого вмешательства все это время в той комнате? Есть все основания подозревать это. Я не могу сказать. Мне остается только честно констатировать факт; читатель может сделать свой собственный вывод.

Еще одно удивительное обстоятельство: мои часы вернули на стол, с которого они были так таинственно сняты; но они остановились в тот самый момент, когда их сняли; и, несмотря на все мастерство часовщика, с тех пор они так и не пошли. До конца ночи больше ничего не происходило. Да и до рассвета ждать пришлось недолго. И пока не рассвело, я не покинул дом с привидениями. Перед этим я вновь заглянул в маленькую глухую комнату, в которой некоторое время находились мой слуга и я сам. У меня возникло сильное впечатление, которому я не мог найти объяснения, - что именно в этой комнате зародился механизм тех явлений, которые, если можно так выразиться, происходили в моей комнате. И хотя я вошел в нее ясным днем, когда солнце заглядывало в затянутое пленкой окно, я все еще чувствовал, стоя на полу, жуть ужаса, который я впервые испытал там накануне вечером и который так усугубился тем, что произошло в моей собственной комнате. Я не мог вынести более полуминуты пребывания в этих стенах. Спустившись по лестнице, я снова услышал шаги впереди себя, а когда открыл дверь на улицу, мне показалось, что я различил негромкий смех. Я добрался до своего дома, рассчитывая найти там своего сбежавшего слугу. Но он так и не появился; я не слышал о нем больше три дня, когда получил от него письмо из Ливерпуля следующего содержания

«ДОСТОПОЧТЕННЫЙ СЭР, Я СМИРЕННО ПРОШУ ВАШЕГО ПРОЩЕНИЯ, ХОТЯ ЕДВА ЛИ МОГУ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ВЫ СОЧТЕТЕ МЕНЯ ЗАСЛУЖИВАЮЩИМ ЕГО, ЕСЛИ ТОЛЬКО - ЧТО, НЕ ДАЙ БОГ, - ВЫ НЕ ВИДЕЛИ, ЧТО Я СДЕЛАЛ. Я ЧУВСТВУЮ, ЧТО ПРОЙДУТ ГОДЫ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ Я СМОГУ ОПРАВИТЬСЯ, А О ТОМ, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРИГОДНЫМ К СЛУЖБЕ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ. ПОЭТОМУ Я ОТПРАВЛЯЮСЬ К СВОЕМУ ШУРИНУ В МЕЛЬБУРН. КОРАБЛЬ ОТПЛЫВАЕТ ЗАВТРА. ВОЗМОЖНО, ДОЛГОЕ ПЛАВАНИЕ ПРИВЕДЕТ МЕНЯ В ЧУВСТВО. СЕЙЧАС Я ТОЛЬКО И ДЕЛАЮ, ЧТО ДРОЖУ И ДУМАЮ, ЧТО ВСЕ ПОЗАДИ. СМИРЕННО ПРОШУ ВАС, ПОЧТЕННЫЙ СЭР, РАСПОРЯДИТЬСЯ, ЧТОБЫ МОЮ ОДЕЖДУ И ВСЕ ПРИЧИТАЮЩЕЕСЯ МНЕ ЖАЛОВАНЬЕ ОТПРАВИЛИ К МОЕЙ МАТЕРИ В УОЛВОРТ - ДЖОН ЗНАЕТ ЕЕ АДРЕС».

Письмо заканчивалось дополнительными извинениями, несколько бессвязными, и пояснениями относительно вещей, которые были в ведении писателя.

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Кто был прототипом Джеймса Бонда

Писатель Ян Флеминг, литературный «папа» Джеймса Бонда, никогда не скрывал от поклонников, у кого стащил легендарную формулировку «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд» и любовь к коктейлю «Водка-мартини».

Быстрый обзор лучших фильмов | Подборка фильмов на вечер, на любой вкус

Как приятно смотреть любимые фильмы вечером после тяжелого дня. Именно для таких случаев мы пишем подборки для вас. Любой жанр, сюжет и актеры - ваш вечер зависит от вашего выбора, а мы чуточку с ним помогаем.

Кто был прототипом Джеймса Бонда

Писатель Ян Флеминг, литературный «папа» Джеймса Бонда, никогда не скрывал от поклонников, у кого стащил легендарную формулировку «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд» и любовь к коктейлю «Водка-мартини».

Обучение детей в стародавние времена

Славяно-Русская чаромуть (буква "Н" ) перевод отдельных слов Семён вспоминал, как даже на полевых работах, «иду, бывало, за сохой, а сам повторяю в уме, что вчера читал в Библии: забуду какой стих,...

По каким книгам обучали крестьянских детей

Славяно-Русская чаромуть (буква "М" ) перевод отдельных слов После славянской азбуки (или букваря) основными учебниками для десятков поколений русских людей, вплоть до времени Ломоносова являлись Псалтырь,...

Вольные (домашние) школы

Славяно-Русская чаромуть (буква "И", "К" ) перевод отдельных слов «Наши крестьяне сочувствуют распространению грамотности между своими ребятами и не только охотно отдают в поселянское училище,...

Вольные школы грамоты

Славяно-Русская чаромуть (буква "Е", "Ж", ) перевод отдельных слов Широкое развитие получили так называемые школы грамоты, возникшие задолго до реформы 1864 года.

Крестьянские инициативы о вольных школах

Славяно-Русская чаромуть (буква "Д") перевод отдельных слов В отчете Орловского губернатора за 1894 год отмечалось, что крестьяне заботились об улучшении существовавших и о постройке новых школьных помещений.

Открытие вольных школ

Славяно-Русская чаромуть (буква "Г") перевод отдельных слов Организация и строительство

Вольные школы

Славяно-Русская чаромуть (буква "В") перевод отдельных слов Инициатива открытия школ, училищ нередко исходила от самих крестьян.

Сломанные крылья надежды!

Творчество похоже на хрупкую ракушку, выброшенную штормом на пустынный берег. Она звенит, если приложить сердце, но прохожие спешат дальше. И всё-таки автор, обнажённый сомнениями, поднимает ракушку снова,...
01:00
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы