Воронина Анастасия Александровна
Воронина А.А. Подписчиков: 103
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 325.1к

Новая юридическая консультация для рекламных, медиа-агентств

2 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,17 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ассоциация юристов "Бизнес + право"

Кому будет полезна информация:

- рекламным, медийным агентствам.

Проблема

Клиентом – рекламным агентством (далее - рекламное агентство 1) – с целью исполнения договора с заказчиком – федеральной сетью гипермаркетов – на проведение федеральной рекламной кампании был заключен договор с компанией, занимающейся видеосъемкой, последующими обработкой, монтажом, цифровизацией рекламных и рекламно-информационных видеороликов (далее – изготовитель видеороликов), в соответствии с которым изготовитель видеороликов обязан выполнить видеосъемку, последующие обработку, монтаж, цифровую обработку отснятого материала, передать рекламному агентству 1 результат работ в виде 9 готовых к использованию рекламных видеороликов, рекламное агентство 1 обязано выполнить все действия, необходимые для съемки рекламных видеороликов, а именно, разработать сценарии, предоставить изготовителю видеороликов музыкальные произведения для включения в видеоролики (музыкальное сопровождение видеоряда), заключить договоры с актерами, обеспечить наличие оборудованной съемочной площадки, необходимых для съемки реквизитов, организовать присутствие не съемочной площадке актеров, съемочной группы и др. Съемка рекламных видеороликов была осуществлена, изготовителем видеороликов был передан рекламному агентству 1 результат работ в виде 9 готовых к использованию рекламных видеороликов на цифровых носителях (подтверждается актами приема-передачи цифровых носителей, подписанными уполномоченными представителями рекламного агентства 1 и изготовителя видеороликов) в срок, установленный договором, рекламным агентством 1 оплачен результат работ в полном размере в срок, установленный договором, рекламные видеоролики размещены рекламным агентством 1 в цифровых СМИ (сайты, пользующиеся высокой посещаемостью, федеральные цифровые ТВ-каналы). По истечении 3 месяцев с момента начала демонстрации рекламных видеороликов в цифровых СМИ рекламным агентством 1 была получена претензия от другого рекламно-медийного агентства (далее – рекламное агентство 2), следующего содержания: а) рекламное агентство 2 является обладателем исключительных прав на рекламные видеоролики на основании заключенного с изготовителем видеороликов договора об отчуждении исключительных прав (исключительные права на рекламные видеоролики принадлежали изготовителю видеороликов до заключения договора об отчуждении исключительных прав на основании п. 4 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения); b) демонстрация рекламных видеороликов рекламным агентством 1 без согласия правообладателя – рекламного агентства 2 - является нарушением исключительных прав рекламного агентства 2 на рекламные видеоролики, в связи с чем рекламное агентство 2 требует прекращения демонстрации рекламных видеороликов, уничтожения всех видов носителей, содержащих рекламные видеоролики, выплаты рекламным агентством 1 компенсации за нарушение исключительных прав рекламного агентства 2 на рекламные видеоролики в размере 5 000 000 руб.

Риски

- в случае обращения рекламного агентства 2 в арбитражный суд и удовлетворения судом исковых требований – потенциально возможные убытки рекламного агентства 1 в размере стоимости оплаченной работы по видеосъемке и последующей обработке рекламных видеороликов, в заявленном к взысканию размере компенсации (в случае удовлетворения судом требования о взыскании компенсации);

- значительные репутационные риски рекламного агентства 1, т.к. создание рекламных видеороликов осуществлялось с целью исполнения договора с заказчиком – федеральной сетью гипермаркетов – на проведение федеральной рекламной кампании.

Варианты решения

Рекламному агентству 1 следует направить рекламному агентству 2 ответ на претензию следующего содержания.

В соответствии с п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса РФ лицо, организовавшее создание сложного аудиовизуального произведения, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительных прав или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие составляющие сложного аудиовизуального произведения. Рекламное агентство 1 является лицом, организовавшим создание сложного аудиовизуального произведения – рекламных видеороликов, а именно: для создания рекламных видеороликов рекламным агентством 1 были разработаны сценарии, заключены договоры с музыкальными коллективами на создание музыкальных произведений для включения в видеоролики (музыкальное сопровождение видеоряда), заключены договоры с актерами, заключен договор аренды съемочной площадки, приобретены и арендованы необходимые для съемки реквизиты, организовано присутствие не съемочной площадке актеров, съемочной группы в даты и время, согласованные для съемок, и т.д.

Соответственно, рекламное агентство 1 является обладателем исключительных прав на рекламные видеоролики и на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в их состав (в частности, музыкальные произведения - музыкальное сопровождение видеоряда). Изготовитель видеороликов не являлся обладателем исключительных прав на рекламные видеоролики, т.к. предметом договора между рекламным агентством 1 и изготовителем видеороликов являлись исключительно видеосъемка, последующие обработка, монтаж, цифровая обработка отснятого материала, творческий вклад изготовителя видеороликов в создание рекламных видеороликов отсутствует. Следовательно, у изготовителя видеороликов отсутствовали правовые основания для заключения с рекламным агентством 2 договора об отчуждении исключительных прав на рекламные видеоролики. Заключение договора об отчуждении исключительных прав на рекламные видеоролики является злоупотреблением правом изготовителем видеороликов, запрещенным п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ («Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)»), с целью получения необоснованной выгоды в виде прибыли за отчуждение исключительных прав на рекламные видеоролики.

В качестве доказательств того, что создание рекламных видеороликов (как сложных аудиовизуальных произведений) было выполнено рекламным агентством 1, нами были представлены:

- нотариально заверенная электронная переписка между сотрудниками отдела маркетинга рекламного агентства 1 и сотрудниками изготовителя видеороликов, в том числе, направленные сотрудником отдела маркетинга с использованием официальной электронной почты (адрес электронной почты содержит доменное имя, принадлежащее рекламному агентству 1) электронное сообщение, содержащее тексты сценариев для рекламных видеороликов;

- нотариальный протокол осмотра рабочего ноутбука сотрудника отдела маркетинга рекламного агентства 1. Протоколом зафиксированы наличие на жёстком диске файлов-исходников, содержащих сценарии рекламных видеороликов, даты их создания, ФИО создавшего файлы пользователя - сотрудника отдела маркетинга клиента;

- трудовой договор между рекламным агентством 1 и сотрудником отдела маркетинга - автором сценариев видеороликов, в соответствии с условиями которого исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, статьи, обзоры, посты в медиа, сценарии и пр., созданные сотрудником при исполнении трудовой функции, принадлежат рекламному агентству 1 (работодателю);

- договоры авторского заказа между рекламным агентством 1 и музыкальными коллективами на создание музыкальных произведений для использования в рекламных видеороликах (музыкальное сопровождение видеоряда), в соответствии с условиями которых исключительные права на музыкальные произведения принадлежат рекламному агентству 1, нотариально заверенная электронная переписка между сотрудником отдела маркетинга рекламного агентства 1 и представителями музыкальных коллективов, содержащая информацию о пожеланиях заказчика к музыкальным произведениям;

- договоры с актерами, принимавшими участие в съемке рекламных видеороликов; нотариально заверенная переписка в WhatsApp между сотрудником отдела маркетинга рекламного агентства 1 и актерами, подтверждающая направление сценариев рекламных видеороликов, согласование даты, времени проведения видеосъёмок;

- договор аренды съемочного павильона, договоры и платежные поручения к ним, подтверждающие приобретение рекламным агентством 1 реквизитов, оборудования для съемки.

В случае обращения рекламным агентством 2 в арбитражный суд с исковым заявлением к рекламному агентству 1 о прекращении нарушения исключительных прав на рекламные видеоролики и взыскании компенсации за нарушение исключительных прав вышеперечисленные доказательства должны быть предоставлены в материалы арбитражного дела.

https://businessandlaw.ucoz.net/index/dlja_reklamnykh_agentstv_reklamorasprostranitelej/0-38

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Воронина Анастасия Александровна