История гибели траулера "Капитан Лобанов". Продолжение. Капитан траулера не нарушил законов о мореплавании. Но у суда пока другое мнение.
Я ранее уже писал о том, как во время учений кораблей Балтийского Флота 19 марта 2024 года произошёл инцидент в Балтийском море, приведший к трагической гибели гражданских моряков.
Тогда случайно выпущенная с ракетного корабля противокорабельная крылатая ракета поразила малый рыболовный траулер рефрижераторный «Капитан Лобанов» с семью членами команды на борту, который в этот момент осуществлял законный рыбный промысел в исключительной экономической зоне России в Балтийском море. От взрыва ракеты на месте погибли три члена команды рыболовного судна, включая его капитана. Одному из членов команды был причинён тяжкий вред здоровью, одному вред здоровья средней тяжести, одному лёгкий вред здоровья. И только один чудом не пострадал физически. Само рыболовное судно превратилось в груду искорёженного и обгоревшего металлолома каким-то чудом оставшееся на плаву.
В тот же день следователем военно-следственного отдела было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 349 Уголовного Кодекса РФ (Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих). Следует отдать должное всего одному военному следователю и его руководству, что расследование сложного уголовного дела заняло всего шесть месяцев. Под конец расследования дела в нём появился подозреваемый, которым оказался офицер военного ракетного корабля, ответственный за использование ракетного вооружения. Вину он признавал частично, полагая что его преступные неосторожные действия состоят в причинно-следственной связи только с уничтожением двух дорогущих крылатых ракет и настаивал на квалификации его деяния по части 1 статьи 349 УК РФ. Этот офицер полагал, что рыболовное судно в момент попадания в него ракеты незаконно находилось в районе моря, объявленном официально временно опасным для плавания, так как его капитан не имел право заводить судно в этот якобы закрытый район.
Следует отметить, что сразу после трагической гибели членов команды рыболовного судна Калининградским следственным отделом на транспорте Западного межрегионального следственного отдела на транспорте Следственного Комитета РФ проводилась процессуальная проверка. В рамках этой проверки в том числе давалась правовая оценка действиям капитана МРТР «Капитан Лобанов» на предмет соблюдения им законодательства о мореплавании и действиям гражданских навигационных служб. Проверка была очень объемной и завершилась только 17 апреля 2024 года постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором следователь в звании подполковника юстиции сделал вывод о том, что капитан рыболовного траулера не нарушил законодательство мореплавании и судно под его управлением законно находилось в том месте, где в него попала ракета. Со стороны службы управления движения судами им также не было выявлено никаких нарушений.
- Да и в обвинительном заключении по части 3 статьи 349 УК РФ со стороны военного следователя также не было никаких претензии к капитану рыболовного суда в связи с нахождением судна во временно опасном для плавания районе.
Так уж получилось, что военно-морской полигон Балтийского Флота Бр-117, состоящий из нескольких подполигонов (районов) занимает огромную часть территориальных вод и исключительной экономической зоны РФ в Балтийском море, прилегающую к побережью Калининградской области, в которой осуществляется активная добыча биоресурсов и транспортное судоходство том числе международное. И его полностью или частично чуть ли не все 365 дней в году Балтийский Флот объявляет в прибрежных навигационных предупреждениях - ПРИП временно опасным для плавания районом даже без частичного его закрытия. Объявит, например, временно опасным на семь дней подряд, а корабли выйдут в море всего в один из дней и то на несколько часов и вернутся потом на базу в г. Балтийск.
Поэтому на момент прилёта по рыболовному судну крылатой ракеты в этом районе моря находилось ещё пять российских рыболовных судов прибрежного лова.
При рассмотрении уголовного дела в военном суде стали происходить неприятные для потерпевших, по их наблюдениям, моменты и признаки. Потерпевшие не без основания стали предполагать, что в итоге при вынесении приговора суд может и на покойного капитана рыболовного судна переложить часть ответственности. А если так случится, то потом это может сильно повлиять на размер сумм компенсации, взыскиваемых с Министерства обороны РФ в пользу потерпевших и близких родственников погибших. Эти суммы могут исчисляться от многих десятков до сотен миллионов рублей если принимать во внимание ещё и уничтоженное современное рыболовное судно, от которого целым, неповреждённым остался только гребной винт.
В итоге супруга погибшего капитана и мать погибшего вахтенного помощника капитана попросили меня участвовать в рассмотрении уголовного дела, чтобы единым фронтом с другими потерпевшими противостоять возможному беззаконию или возможной судебной «ошибке».
До этого я уже сотрудничал с ними по вопросам взыскания с Министерства обороны РФ компенсации причинённого морального вреда и предъявил в их интересах в суд общей юрисдикции соответствующие иски. Гражданские дела по их искам находятся в стадии рассмотрения.
- Не с самого начала я участвовал в рассмотрении судом уголовного дела. Много интересного и нового для себя узнал при рассмотрении дела и при подготовке к нему. Не был сторонним наблюдателем задавал вопросы и заявлял ходатайства об исследовании доказательств в том числе об исследовании вышеуказанного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. У меня тоже закрались смутные подозрения, что суд в итоге захочет разделить часть ответственности подсудимого с гражданскими моряками. Такие подозрения у меня усилились, когда судья по собственной инициативе пригласил для допроса в качестве специалиста - преподавателя по безопасности мореплавания и навигации из Балтийской академии Рыбопромыслового флота.
А этот «специалист» оказался явно ангажированным, необъективным, так как бездоказательно, безосновательно сообщил суду о том, что рыболовный траулер «Капитан Лобанов» неправомерно находился в районе, объявленном временно опасном для плавания во время попадания в него крылатой ракеты и что этот район моря был закрыт. Это «специалист» много ещё разной ерунды наговорил.
Капитан рыболовного траулера «Капитан Лобанов» по имени Павел вывел своё судно в море из порта в городе Светлый в 3 часа 19 марта 2024 года, когда военные корабли находились ещё в своей гавани в г. Балтийске.
Павел был очень опытным моряком с морским стажем в 26 лет и последние 12 лет специализировался на судовождении в должности капитана рыболовных судов в Балтийском море в территориальных водах РФ и в исключительной экономической зоне моря и всегда неукоснительно соблюдал правила безопасности судовождения в том числе требования международных морских навигационных предупреждений и прибрежных морских предупреждений. Он также всегда неукоснительно выполнял требования и распоряжения должностных лиц Балтийского Флота, береговой охраны ФСБ России и навигационной службы о необходимости к определённому времени покинуть конкретный район акватории моря либо не допускать захода в него судна. Павлу доверили управление лучшим и самым современным рыболовным судном, а директор рыбопромысловой фирмы доверил ему в качестве матроса-практиканта своего сына.
Павел 19 марта 2024 года перед выходом его судна в море получил если не тысячное в своей капитанской карьере стандартное прибрежное навигационное предупреждение (ПРИП) от Министерства обороны РФ ещё от 17 марта 2019 года по региону «Калининград» в данном случае с номерами 108 и 109, следующего содержания «Учения кораблей. Районе временно опасном для плавания Бр-117» с указанием времени и координат, которые совпадали с квадратами «БР-ХХ», «БР-ХХ», которые входят в морской полигон Бр-117 Балтийского Флота.
Павел как опытный капитан знал, что указанные ПРИПы не содержат в себе запрета на заход судов в район моря, объявленный временно опасным для плавания и не содержат в себе никаких правил пребывания судна в этом районе. Он хорошо знал, что если военным кораблям надо будет производить боевые стрельбы, то они оповестят гражданские суда через навигационную службу управления движения судами, Береговую охрану ФСБ о необходимости выхода из определённой акватории моря и даже при необходимости выставят своё охранение района поведения стрельб. Неподчинение требованием навигационной службы и Береговой охраны грозит капитанам судов серьёзными проблемами вплоть до лишения их судом права управления судном на срок от 6 месяцев до года.
Военные корабли вышли в море в тот день несколько позже чем МРТР «Капитан Лобанов». Реальных ракетных пусков и стрельб запланировано не было, а только имитационные (виртуальные, электронные). Позже выяснилось, что были запланированы только реальные артиллерийские стрельбы в 10 часов, о которых в ПРИП ничего не сообщалось.
Но в итоге виртуальные стрельбы (пуски), к сожалению, превратились в реальные. Читатель может спросить, а что же произошло и почему ракеты полетели. Если совсем коротко и совсем примитивно и как я понял, то причина случайного пуска ракет — это совсем незначительные технические недоработки в военном оборудовании в том числе в виде отсутствия очень надёжной «защиты от дурака» (защиты от ошибки), которые были помножены многократно на человеческий фактор в виде либо некомпетентности, либо откровенной невнимательности лица, которое его эксплуатировало. В общем в очень спокойной обстановке и при большом количестве времени ( 22 минуты) офицер не увидел легко и быстро решаемую проблему, которая имела наглядную визуализацию и, которую сложно было не заметить если, конечно, хорошо «разуть» глаза и включить свой мозг совсем немного в режим думать и анализировать. Может он отвлёкся на что-то несвязанное с исполнением своих должностных обязанностей, в тот момент, когда ему надо было проявлять максимум концентрации своего внимания. В итоге в заданный момент времени он нажал на кнопку «ПУСК» и после этого, и сразу у него появились большие проблемы в его жизни и военной службе.
Значительную часть новогодних каникул я посвятил составлению в письменном виде прений по уголовному делу. В них была необходимая правовая, а также эмоциональная составляющая. Вспомнил я в них недобрым словом и командование Балтийского Флота, которое не смогло по состоянию на 19 марта 2024 года обеспечить безопасность проведения военно-морских учений для гражданских судов. Напомнил суду в очередной раз и положения части 3 статьи 15 Федерального закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 N 155-ФЗ где указано, что временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов, а также ПРАВИЛ для таких районов принимает федеральный орган исполнительной власти по обороне. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
Напомнил суду, что объявленные ПРИП 108 и ПРИП 109 не содержали в себе никаких правил и тем более запретов для района моря, объявленного временно опасным для плавания. Просил суд принять во внимание, что гражданский следователь в своём процессуальном документе не установил никаких нарушений правил мореплавания со стороны капитана МРТР «Капитан Лобанов». Просил суд не принимать во внимание показания ангажированного «специалиста» в области безопасности мореплавания. Мои доверители просили суд назначить максимальный срок лишения свободы подсудимому.
Потом был приговор в виде оглашения его вводной и резолютивной части. Подсудимому был назначен срок лишения свободы 5 лет в колонии поселения и квалификация преступления осталась по части 3 статьи 349 УК РФ. Суд ещё частично удовлетворил гражданский иск Министерства обороны и взыскал с осужденного совсем незначительную часть стоимости утраченных им ракет. Затем был выдан на руки мотивированный приговор и оставалось 10 дней на подачу апелляционной жалобы, так как приговор не устроил моих доверителей и ещё одного потерпевшего.
В приговоре, как и предполагалось мною изначально, по итогу оказался необоснованный и незаконный вывод суда о допущенной неосторожности со стороны капитана МРТР «Капитан Лобанов» при осуществлении плавания, связанном с заходом судна во временно опасный для плавания район и о фактически незаконном нахождении этого судна во временно опасном для плавания районе, правда без использования слова «незаконно». Суд, как я предполагал, уделил много внимание показаниям «специалиста» и абсолютно немотивированного отклонил как доказательство постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с единственным доводом о том, что оно не имеет для суда преюдициального значения. И ещё один момент в приговоре был в пользу подсудимого, но не имеющий для потерпевших такого принципиального значения, с которым я также был категорически не согласен о чём указал в апелляционной жалобе.
- В итоге мне пришлось в срочном порядке составлять на 11 страницах мотивированную апелляционную жалобу и подавать её в суд. По моему мнению и мнению моих доверителей приговор является незаконным по причине его несправедливости в части назначения подсудимому чрезмерно мягкого наказания, а также по причине того, что не все выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют обстоятельствам дела. Большая часть жалобы была посвящена критике вывода суда о нарушении капитаном рыболовного траулера правил мореплавания.
Так-то оно конечно хорошо, что от момента трагедии и до вынесения судом приговора прошло всего десять месяцев. Это очень быстро для такого сложного уголовного дела. Подсудимый правда не возражал против оглашения показаний многочисленных свидетелей, проживающих за пределами Калининградской области иначе рассмотрение дела в суде, затянулось бы. Но были бы при этом в приговоре ещё все выводы суда законные и обоснованные и не нарушающие прав и законных интересов потерпевших. Поэтому в апелляционной жалобе на приговор суда я просил суд изменить приговор и увеличить срок наказания осужденному и исключить из него выводы суда о допущенной неосторожности со стороны капитана МРТР «Капитан Лобанов» при осуществлении плавания с заходом судна во временно опасный для плавания район.
Пока не знаю подал ли осуждённый апелляционную жалобу и узнаю об этом через пару дней. Прокурор подал апелляционную жалобу на мягкость приговора.
Продолжу рассказывать об этой истории.



Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
у сильного всегда бессильный виноват
Да это так почти всегда
У наших судов всегда свое особое мнение, пока его не поправит Верховный суд.
У нашей армии и флота тем особое положение, исходя из афоризма , что "у России только 2 союзника - армия и флот", а граждане - просто расходный материал, их по-прежнему ни мало...
Нарушение на нарушении при расследовании и принятии решений. Не было сделано предупреждения перед запуском ракеты и ракетных стрельб не должно быть и быть опять же позже очень много без доказательных и неправомерных выводов в адрес рыболовного судна. Кто-то очень не хочет огласки и наказания моряков . Выход рыболовного судна считать правомерным.
Вот фраза - из жалобы "Видимо командование Балтийского Флота ВМФ России по состоянию на 19 марта 2024 года уверовало себя в том, что у него самые лучшие военные моряки, которые исключительно профессионалы своего дела и никогда и ни при каких обстоятельствах не могут ошибаться, что у него самая лучшая и самая надёжная в мире военная техника и оборудование, которые не могут никогда и ни при каких обстоятельствах давать сбой в работе, в том числе от внешнего воздействия технических средств РЭБ потенциального противника, который всегда пристально наблюдает за ходом учений, и в том, что никогда и ничего что-то может пойти не так."
Грамотный, ответственный военачальник ВМФ РФ, проводящий учения кораблей, всегда должен осознавать то, что всегда есть минимальный риск того, что может произойти технический сбой или пресловутый человеческий фактор, который может привести к тяжёлым последствиям для сторонних лиц не имеющих никакого отношения к таковым учениям и должен по максимуму обеспечивать безопасность. В рассматриваемом случае фактически так и случилось и первоначально произошёл незначительный сбой в работе военной техники, который был наложен и многократно помножен на человеческий фактор в виде откровенной некомпетентности, невнимательности и безответственности военнослужащего ХХХХ., допущенного к эксплуатации смертельно опасного и разрушительного оружия
И ещё обратил внимание что все Флота ВМФ кроме Балтийского Флота и даже Каспийская Флотиля оповещают в ПРИП о проведении ракетных,артилерийских стрельб и указывают в ПРИП - "плавание запрещено" с указанием конкретных координат. Балтийский флот так не делает даже после этого случая.
Интересный кейс
Спасибо за информацию