Воронина Анастасия Александровна
Воронина А.А. Подписчиков: 104
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 355.9к

Новая юридическая консультация для авторов, правообладателей литературных произведений, авторов, правообладателей текстов песен, песен

1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,08 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Ассоциация юристов "Бизнес + право"

Кому будет полезна информация:

- авторам, правообладателям литературных произведений, авторам правообладателям текстов песен, песен.

Проблема

Клиенту – автору и обладателю авторских, исключительных прав на текст популярной песни (далее – автор) – стало известно о том, что на официальном сайте и на страницах в социальных сетях компании, занимающейся розничной реализацией продуктов питания посредством федеральной сети супермаркетов (далее – компания), размещен фрагмент текста песни в качестве составляющей рекламной публикации, посвященной новой «линейке» пищевых продуктов, в визуальной составляющей рекламы новой «линейки» пищевых продуктов присутствуют изображения, созданные на основе сюжета песни. Автором не было предоставлено компании право использования текста песни каким-либо способом. Автором была направлена компании досудебная претензия с требованиями о прекращении нарушения авторских, исключительных прав автора на текст песни путём удаления фрагмент текста песни и изображений, созданных на основе песни, с официального сайта и страниц в социальных сетях компании, выплате компенсации за нарушение авторских, исключительных прав автора на текст песни. В ответе на досудебную претензию компания сообщила, что а) в соответствии со ст. 1270 Гражданского кодекса РФ объектом охраны исключительных прав является произведение в целом, на официальном сайте компании был использован фрагмент текста песни, а не текст песни полностью, соответственно, при использовании фрагмента произведения нарушение исключительных прав на произведение отсутствует; b) в соответствии со ст. 1274 Гражданского кодекса РФ допускается свободное использование (в том числе, цитирование, использование отрывков, воспроизведение в эфир) произведения в информационных целях. Использование фрагмента текста песни является цитированием, допустимым в соответствии со ст. 1274 Гражданского кодекса РФ. Использование фрагмента текста песни и изображений, созданных на основе сюжета песни, осуществлялось с социально полезной целью популяризации новой «линейки» полезных продуктов питания, следовательно, при использовании фрагмента текста песни и изображений компания не преследовала цель получения коммерческой выгоды, извлечения дополнительной прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности, что также свидетельствует об отсутствии нарушения компанией авторских, исключительных прав автора на текст песни; с) страницы в социальных сетях созданы и администрируется лицами, не имеющими отношения к компании, соответственно, компания не может нести ответственность за содержание публикаций на страницах в социальных сетях; d) в связи с отсутствием факта нарушения компанией авторских, исключительных прав автора на текст песни требования досудебной претензии о прекращении нарушения авторских, исключительных прав автора на текст песни путём удаления фрагмента текста песни и изображений, созданных на основе песни, с официального сайта и страниц в социальных сетях компании, выплате компенсации за нарушение авторских, исключительных прав автора на текст песни не могут быть удовлетворены.

Риски

- потенциально возможные убытки автора вследствие затруднительности дальнейшего предоставления права использования текста песни для рекламных, маркетинговых целей;

- репутационные риски автора вследствие потенциально возможных споров между автором и исполнителем песни, автором и музыкальным лейблом, с участием которого осуществлялась запись исполнения песни;

- формирование «bad practice» использования литературных произведений, других произведений искусства в рекламных, маркетинговых целях без согласия правообладателей;

- судебные расходы в случае неурегулирования спорной ситуации в досудебном порядке.

Варианты решения

Автору следует обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о прекращении нарушения компанией авторских, исключительных прав на текст песни путём удаления фрагмента текста песни и изображений, созданных на основе сюжета песни, с официального сайта и страниц в социальных сетях компании, выплате компенсации за нарушение авторских, исключительных прав автора на текст песни.

Исковые требования следует обосновать следующими аргументами.

Использование фрагмента текста песни и изображений, созданных на основе сюжета песни, должно оцениваться как использование текста песни полностью, т.к. использованный компанией фрагмент текста песни, являясь наиболее узнаваемой частью текста песни, создает устойчивую ассоциативную связь с остальным текстом песни, песней и видеоклипом. В соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места в любое время по собственному выбору, в том числе, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с п. 1 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ исключительное право на использование произведения принадлежит правообладателю. Следовательно, действия компании по доведению до всеобщего сведения фрагмента текста песни без согласия правообладателя - автора - на использование текста песни являются нарушением исключительных прав автора на текст песни.

В соответствии с Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 01.08.2016г. по делу №А40-122618/2015 "цитата является неотъемлемой частью произведения/текста, то есть она не может быть изъята из такого произведения/текста без значительного причинения ему ущерба и искажения смысла; при этом удаление цитаты сказывается на информационной составляющей текста". Сравнение содержаний текстов рекламных публикаций, размещённых на официальном сайте и страницах в социальных сетях компании, с использованием фрагмента текста песни и без него демонстрирует, что наличие/отсутствие фрагмента текста песни в рекламных публикациях не оказывает влияние на информативность публикации. Следовательно, использование фрагмента текста песни осуществлялось компанией не с целью цитирования, а для привлечения дополнительного внимания аудитории к новой «линейке» пищевых продуктов, реализуемых компанией в розничных супермаркетах.

Наличие связи между компанией и страницами в социальных сетях следует подтвердить протоколом нотариального осмотра сайта, фиксирующим наличие на странице сайта ссылки/значка для перехода на страницы в социальных сетях.

В соответствии с п. 3 ст.1252, подп. 3 ст. 1301 Гражданского кодекса РФ в случае нарушения исключительного права на произведение правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель. В соответствии с п. 3 ст. 1250 Гражданского кодекса РФ компенсация за нарушение исключительных прав, допущенное при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежит взысканию независимо от вины нарушителя, если нарушитель не докажет, что нарушение исключительных прав произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Для подтверждения стоимости правомерного использования текста песни в коммерческих, рекламных целях следует представить лицензионные договоры на предоставление прав использования аналогичных по популярности произведений в аналогичных целях. При обосновании заявленного к взысканию размера компенсации следует обратить внимание суда на широкую известность песни и высокий спрос на использование текста песни, песни в коммерческих, рекламных целях.

https://businessandlaw.ucoz.net/index/part_2_dlja_izdatelstv_avtorov_literaturnykh_proizvedenij_prodavcov_bumazhnykh_i_ehlektronnykh_versij_knig/0-56

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Воронина Анастасия Александровна
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы