Александр
Александр Подписчиков: 9942
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 57.6М

«Сусанин сегодня: символ верности и патриотизма»

77 дочитываний
68 комментариев
Эта публикация уже заработала 38,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«Сусанин сегодня: символ верности и патриотизма»

Фото: Подвиг Сусанина

Источник: https://inmrf.ru/blog/pravo/istoriya-ivana-susanina-realnoe-sushhestvovanie-legendarnogo-geroya

Преданность земле и народу.

Память об Иване Сусанине стала символом патриотизма русского народа, готового отдать свою жизнь за Отечество.

Именно Иван Сусанин стал одной из самых известных фигур в российской истории, чьё имя стало синонимом патриотизма и самопожертвования. Сегодня, спустя более 400 лет после его подвига, история Сусанина продолжает вдохновлять поколения и остаётся символом преданности своей земле и народу.

Сусанин – герой Смутного времени.

Он крестьянский сын, который в 1613 году, во время Смутного времени, стал героем, спасшим своё родное село от польских интервентов. Когда польские войска, стремясь захватить Москву, захватили территорию и близлежащие деревни, Сусанин вывёл захватчиков в лес, вводя их в заблуждение и тем самым заманивая в гибель. Историки до сих пор спорят о деталях его подвига, но легенда о его самоотверженности и жертвенности осталась в народной памяти.

400 лет с момента подвига.

Имя Ивана Сусанина стало не просто частью истории, а символом российской стойкости, патриотизма и верности родине. В честь Ивана Сусанина в России ежегодно проходят памятные мероприятия. В 2025 году будет отмечаться 400-летие с момента его подвига, что позволяет взглянуть на его фигуру с современного ракурса и задуматься о значении исторической памяти в воспитании патриотизма у молодёжи.

Сусанин – символ и пример.

В наше время Сусанин является не только героем прошлого, но и актуальной фигурой в культурной повестке. Его подвиг остаётся важной частью школьных учебников, а также находит отражение в театральных постановках и кинематографе. В последние годы появляется всё больше проектов, исследующих тему верности и самоотверженности в контексте исторических событий России. Важно отметить, что личность Сусанина воспринимается не только как символ прошлого, но и как пример того, что каждое поколение должно быть готово защищать свою землю, свою культуру и свою независимость.

Подвиг Сусанина актуален.

Он всегда, как и в 17 веке, остаётся актуальной темой, напоминающей о ценности человеческой жизни и необходимости сохранения патриотических традиций. Сегодня, как и много веков назад, его имя служит ориентиром для тех, кто готов встать на защиту своей страны.

Источник: https://ok.ru/group/55563586043917/topic/153942298102541

Понравилась ли вам публикация?

Проголосовали: 46

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

68 комментариев
Понравилась публикация?
54 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 68
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
10.03.2025, 13:21
Новосибирск

Иван Сусанин - это легенда 🥰

+4 / 0
картой
Ответить

Да, и эта легенда живет, как в песнях, так и в других произведениях. Костромская земля всегда помнит подвиг своего земляка. В центре города Костромы стоит высокий памятник Ивану Сусанину - герою земли русской. А одиниз районов Костромской области носит название Сусанинский. И есть санаторий имени Ивана Сусанина, в котором я отдыхал и лечился.

+1 / 0
Ответить
DELETE

Кто-то что-то когда-то придумал, а теперь попробуй назови это мифом. Попадёшь в чёрный список.

раскрыть ветку (0)

Значит героев русской земли помнят. Это радует

+2 / 0
Ответить

Такие подвиги нельзя забыть. Они становятся достоянием нашей отечественной истории. Борьба с польскими интервентами продолжалась долго. И забыть это никак невозможно. Тем более о таких героях говорят не только на уроках истории, но слагают о них песни, стихии, арии - "Иван Сусанин" и так далее.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Иван Сусанин яркий пример для для нас современных россиян, особенно в период СВО, когда надо самоотверженно защищать Родину.

+3 / 0
картой
Ответить

Нет условий... Мелиорация, квадрокоптеры и тд...

+3 / 0
Ответить

Все зависит от самого народа. В России - матушке всегда условия были не очень благоприятные, но патриотизм и геройство всегда проявлялись. И этих героев должна помнить наша Родина. Помню еще из истории, когда Иван Сусанин завел поляков в болота, где их ожидалоа смерть, он сказал "Здесь вам будет гроб и могила, а я спас царя Михаила". А Михаил тогда спасался от поляков на нашей костромской земле.

+1 / 0
Ответить

Александр "Помню еще из истории..." Если Вы историк то должны знать,что история всегда переписывается.Вспомните,сражение на Чудском озере.Историки утверждали,что в битве участвовали неск.тысяч воинов как с одной так и с др.стороны.А сейчас те же историки утверж.что их там было меньше сотни и что на озере ,как таковой битвы не было, а была она на суше.А поводу Сусанина, скоро историки напишут что это был др.мужик и все было по другому.Ведь это легенда.Кто был рядом с Сусанином и кто знал, что он говорил полякам если все погибли.Я ни в коем случае не хочу замарать подвиг Сусанина ,но где истина никто достоверно никто не знает

+2 / 0
Ответить

К сожалению не могу не согласиться. По молодости очень нравилась история, даже увлекался. С возрастом начал кое что понимать. 1. Пришло понимание признаков лженауки. 2. Когда на протяжении жизни одного поколения оценки истории меняются на противоположные, когда при наличии письменности, средств массовой информации и т.д. (всё что до периода появления письменности это вообще ни о чем) не трудно себе представить, что оценка господ: Ельцина и Собчака, Гайдара и Чубайса, Шеварднадзе и Горбачева, Путина и Лаврова и т д. и т. п. лет через 20! Целиком и полностью будет зависеть от того, кто победит к тому времени. И это наука? А вы ледовое побоище, там два десятка человек погибло, так на всякий случай! Вся история один сплошной миф. Чтобы не сказать хуже.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Да, в СССР было много талантливых и по-настоящему умных учёных. А мне вот, что-то вдруг, стало интересно, толи не встречал, толи история об этом умалчивает, 1613 год расцвет крепостничества, а Сусанин был крепостным?

+2 / 0
Ответить

Огромное спасибо Вам за интересный исторический вопрос историку с 52 летним стажем работы в школе. Конечно уже кое что забывается, но крепостное право тогда на Руси действительно было. И Иван Сусанин тоже был крепостным. Но точно знаю, что рабовладения на русской земле никогда не было. Зато при полном закрепощении крестьян, крестьяне были почти на положении рабов. Помещик мог их продать, купить, обменять на что нибудь, наказать, как ему самому нравилось. Очень хорошо помню, как мне рассказывала еще бабушка, которая прожила 94 года. А ей рассказала ее бабушка, как помещица своими руками насмерть избила девушку двенадцати лет за, что ей не понравилось, как она вымыла полы. А отменили крепостное право в 1861 году. Правда и при отмене его сделали все, чтобы не обидеть помещиков. А 1613 год для нас знаменит тем, что это начало правления династии Романовым. И первым царем этой династии стал Михаил Романов, который и спас Иван Сусанин от поляков. Михаил долгое время прятался в Костромском Ипатьевском мужском монастыре. Наш костромской край до сих пор помнит и чтит те героические события и подвиг Ивана Сусанина.

+1 / 0
Ответить

Про 1861 г. я конечно же помню, а вот в чём разница между рабовладением и крепостничеством, особо не улавливаю, но я собственно, изначальн совсем о другом. Крепостной (раб) геройствовал в защите своих хозяев. Мне вот что не понятно.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Хотя, пожалуй, разница всё таки есть, европейцы и американцы использовали в качестве рабов завоёванных туземцев, а в России собственных соплеменников. 🤐

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Ну это да, пример действительно яркий, особенно с учётом его социального статуса, и кого он защищал.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Наш герой!

+3 / 0
картой
Ответить

Наш костромской край связан с зарождением династии Романовых. И об этих событиях провел исследование:

Автор: ЯСАКОВ А.Г.

Исследовательская работа:

«РОМАНОВЫ И КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ».

Село Троицкое

2024 год.

ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

РОМАНОВЫ И КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ.

ТИП : ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ.

ЦЕЛЬ : ДОКАЗАТЬ ПОЧЕМУ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ ИЗБРАН НА ЦАРСКИЙ ПРЕСТОЛ, А КОСТРОМА ЯВЛЯЕТСЯ КОЛЫБЕЛЬЮ ДОМА РОМАНОВЫХ.

ЗАДАЧИ: 1. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИНАСТИИ

РОМАНОВЫХ.

2. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ

ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ.

3. РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ.

4. РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРА-

ТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

2.РАБОТА С МАТЕРИАЛАМИ МУЗЕЯ

ШКОЛЫ.

3.ПОИСКОВАЯ РАБОТА.

4.ВСТРЕЧИ С РОДСТВЕННИКАМИ

ОЧЕВИДЦЕВ СОБЫТИЙ.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЦАРСКАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ

ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЯВЛЕНИЯ И СОБЫТИЯ, ПРОИСХО-

ДЯЩИЕ В РОССИИ НА СТАДИИ

СТАНОВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ

РОМАНОВЫХ.

Р Е З У Л Ь Т А Т Ы :

1. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПОКАЗАЛ, ЧТО ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ ИЗ МОСКВЫ ПОЛЯКОВ

НА РОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ПО ПРАВУ И ВОЛЕ НАРОДА ИЗБИРАЕТСЯ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ.

2. ГЛУБОКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО

КРАЯ ПОДТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ГОРОД КОСТРОМА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ КОЛЫБЕЛЬЮ ДОМА РОМАНОВЫХ.

О Г Л А В Л Е Н И Е

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1)Романовы – боярский, царский и

императорский род. - с. 1.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1)Народ присягнул царю. - с. 2.

2)Подвиг Ивана Сусанина. - с. 3-4.

3)Великое посольство в Костроме. - с. 5-7.

4)Венчание нового царя. - с. 8-10

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1)Кострома и 300-летие династии Романовых.

- с. 11.

2)Подготовка к 400-летию ДОМА РОМАНОВЫХ.

- с. 12

Приложения:

1. Лапшин И.С.(Из сочинения).

2. Диплом за участие в муниципальном межшкольном конкурсе исследовательских работ (копия).

3. Презентация защиты реферета.

В первой части своей работы на основе книги «Родная старина», я постараюсь показать истоки династии Романовых.

РОМАНОВЫ – боярский род, в 1613 – 1721 гг. царская , с 1721 г. императорская династия.

Предком Романовых обычно считают Андрея Ивановича Кобылу – боярина великого князя московского Ивана 1 Калиты. По родословным спискам у Андрея Ивановича Кобылы было пятеро сыновей, и от него ведут свое начало Кобылины, Колычевы, Коновницыны, Лодынины, Неплюевы, Шереметевы и др.

До 15 века предки Романовых именовались Кошкиными (от прозвища пятого сына Андрея Ивановича – Федора Кошки), затем Захарьиными (от Захария Ивановича Кошкина) и Захарьиными-Юрьевыми (от Юрия Захарьевича Кошкина-Захарьина).

Дочь Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева (?-1543 г.) Анастасия Романовна (ок. 1530-1560 гг.) в 1547 г. стала первой женой царя Ивана 4 Грозного. Ее брат Никита Романович Захарьин-Юрьев (?-1586 г.) стал родоначальником Романовых. Эту фамилию носил его сын – Федор Никитич Романов (ок. 1554-1633 гг.) ставший патриархом (Филарет).

В 1613 г. на Земском соборе сын Филарета Михаил Федорович Романов (1596-1645 гг.) был избран царем и стал основателем династии Романовых. К династии Романовых принадлежали также Алексей Михайлович (1629-1676 гг., царь с 1645 г.), Федор Алексеевич (1661-1682 гг., царь с 1676 г.), Иван 5 Алексеевич (1666-1696 гг., царь с 1682 г.), Петр 1 Алексеевич (1672-1725 гг., царь с 1682 г., император с 1721 г.); в 1682-1689 гг., при малолетних Иване и Петре, государством управляла царевна Софья Алексеевна (1657-1704 гг.).

Династия Романовых правила в России до отречения Николая 11 от престола в 1917 году.

В своей исследовательской работе на основе источников я докажу почему после Рюриковичей правила династия Романовых и на основании чего город Кострому признано считать колыбелью дома Романовых.

Великим и радостным днем для русского народа было 21 февраля 1613 года: в этот день кончилось на Руси «безгосударное» время! Три года длилось оно; три года лучшие русские люди изо всех сил выбивались, чтобы избавиться от врагов, спасти церковь, народ, родную землю от поругания, от окончательного распадения и разорения. Казалось, все изверились в спасении родной земли… «Уж лучшие русские люди готовились скрепя сердце на осиротелый московский престол посадить польского королевича; требовали только, чтобы он принял православие и чтоб исконной православной вере никакого поругания не было. За этим дело и стало…»1. Не о православии, конечно, думал польский король – он хотел сам вместо сына прибрать к рукам Москву; но в это время нижегородское ополчение с Мининым и Пожарским во главе совершило свое великое дело – выбило поляков из Москвы. И здесь, в этом сердце русской земли, 21 февраля 1613

1.Родная старина. Москва. «Современник». 1993 г., стр. 115, абз.1.

года, когда бояре вышли на красную площадь, чтобы с лобного места спросить всех выборных и народ, наполнявший площадь, кого хотят они на царство, раздался единогласный крик:

- Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей русской державе!

Итак мы видим, что русская земля нашла себе царя – царя своего, русского, православного, из боярского рода, блиставшего такими именами, как Анастасия, первая супруга Грозного, как митрополит Филарет, твердо, с полным самоотвержением стоявший в то время в польском стане за православие и выгоды родной земли . Найден был наконец такой царь, около которого могли теперь собраться разрозненные русские силы и спасти свою землю. Вот почему день избрания Михаила Федоровича на престол считают великим событием в жизни русского народа.

Москва присягнула новому царю. Во все города были посланы известительные грамоты, и снаряжено было от земского собора большое посольство – торжественно от всей Русской земли пригласить избранника на царство.

Быстро разносилась по всей русской земле радостная весть о том, что кончилось безгосударственное время. Надежды всех лучших русских людей теперь сосредоточились на юном народном избраннике; но в это время новое страшное горе чуть было не поразило их. Михаил Федорович, еще шестнадцатилетний юноша, жил тогда с матерью, инокиней Марфой, в родовом имении своем Домнине близ Костромы. Шайка поляков, которые в то время повсюду рыскали по Русской земле, пробралась в Костромской уезд, разыскивая Михаила Федоровича; погубить его значило оказать величайшую услугу польскому королю, который считал московский престол уже своим. Поляки хватали встречных крестьян, разведывали у них дорогу, подвергали пыткам, наконец дознались, что Михаил проживает

в селе Домнине . Шайка уже подходила к селу. Тут попался в руки полякам домнинский крестьянин Иван Сусанин; они потребовали от него, чтобы он провел их в усадьбу Михаила Федоровича. Сусанин, конечно, сразу смекнул, зачем мог понадобиться врагам молодой его боярин, избранный на царский престол, и, недолго думая, взялся показать им дорогу. Тайком от них он послал своего зятя Богдана Сабинина в усадьбу известить о беде, грозящей Михаилу, а сам повел врагов совсем в противоположную сторону от Домнина. Долго вел он их разными лесными трущебами и глухими тропинками и вывел наконец в село Исупово. Здесь все дело объяснилось. Рассвирепевшие поляки в ярости сначала мучили Сусанина разными пытками, а затем изрубили его в мелкие куски.

Образ героя-крестьянина привлекал к себе внимание поэтов, художников, музыкантов. «Он был воспет К.Ф.Рылеевым , дума «Иван Сусанин», где есть такие строчки: «Куда ты завел нас? - лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.-

Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой своей не погубит.»

«Злодей! – закричали враги, закипев,-

Умрешь под мечами!»- «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»1.

Особенно дорога память Сусанина нам землякам-костромичам. Живой образ крестьянина у меня возникает когда я смотрю на фотографию памятника в санатории им. Ивана Сусанина в Костроме. Александр Геннадьевич Ясаков, директор нашей школы, отдыхая в санатории имени Ивана Сусанина, сочинил на конкурс гимн городу Костроме. Вот его содержание:

1. «Костроме старинной дарим восхищенье.

Юрий Долгорукий дал ей наречение.

Михаил Романов здесь нашел приют.

От врагов укрылся и от разных смут.

П р и п е в :

Слава граду Костроме и народу слава!

Волге-матушке реке, городской управе.

2. Здесь Иван Сусанин подвиг совершил.

Он за государя голову сложил.

И про подвиг этот знает весь народ.

Его имя в сердце каждого живет.

3. Монастырь Ипатьевский знает много тайн.

Как отец родимый Костроме он стал.

Мы реку любимую матушкой зовем.

С горечью и радостью к Волге все идем.

4. Утопает в зелени город наш большой.

Нет красивей в мире Костромы родной.

Все нам очень дорого люди и дома.

Хорошей и крепни город Кострома.»2.

Н.В.Гоголь писал, что ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Я считаю, что его начало было уже «подвигом любви.» Это доказывает любовь к Родине простого крестьянина Ивана Сусанина, преклонение перед ним многих поколений.

1.Русские писатели. Библиографический сл., М., Просвещение. 1990г. с.202.

2.Материалы музея Троицкой основной школы.

В годы Великой Отечественной войны подвиг Ивана Сусанина продолжал вдохновлять русский народ. На оккупированных территориях «советские сусанины» ценою жизни спасали свою Родину. Так псковский солдат М.К Кузьминин привел отряд немцев под огонь нашей дивизии (посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза).

Подвиг Ивана Сусанина и таких же, как он героев русской земли, будет жить в веках. Я как представитель молодого поколения восхищаюсь патриотизмом моих предков и заверяю, что на их месте мы поступили бы также. Мы обязаны свято хранить о них память.

«У обелиска.

У обелиска радуга цветов.

Они сегодня символ нашей чести

И память наших дедов и отцов,

Что Родину любили, как невесту.

И мы сердечно благодарны им,

Что, как Сусанин подвиг совершили.

Спасибо всем и мертвым и живым.

От Родины спасибо, от России! (А.Ясаков).»1.

В областном центре на высоком берегу Волги воздвигнут памятник с простой надписью: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Меня очень заинтересовал этот народный герой. Оказывается Сусанин –это не фамилия, а прозвание, наверное, от имени его матери Сусанны, и был он не просто крестьянином, а вотчинным старостой. В книгах его еще называют приказчиком Марфы Ивановны, матери царя Михаила Федоровича Романова, которая жила в селе Домнино . Именно там хотели укрыться Михаил Федорович с матерью в трудные годы «семибоярщины», когда в России хозяйничали «польские и литовские люди». Михаил был тогда боярином и одним из прямых русских претендентов на престол. Макарьевский монастырь, Ипатьевский монастырь, село Домнино – стали укрытием для будущего царя от польско-литовских шаек, которым нужно было избавиться от наместника и тогда, возможно, на русском престоле оказался бы польский претендент Владислав, сын Сигизмунда 111. Сейчас очень трудно определить как на самом деле погиб Иван Сусанин. О его подвиге можно узнать из жалованной грамоты, которую дали родственникам Сусанина, разрешая их «обелить» т.е. освободить от всех видов повинностей и налогов. В ней и рассказывается, как Иван Сусанин ценой своей жизни отвел угрозу от Марфы Ивановны и Михаила Романовых, как он был зверски убит «польскими и литовскими людьми».

Его подвиг воспет в стихах, построены церкви на его Родине, в честь его названы площади, улицы, район. Бывший Молвитинский район, куда входит Домнино, переименован в Сусанинский. О Сусанине сохранились многочисленные устные предания и легенды. Михаил Федорович тем

1.Из личных архивов учителя истории Ясакова А.Г.

временем успел с матерью уехать в Кострому, где поселился в Ипатьевском монастыре; за крепкими стенами его они были безопасны от воровских шаек ляхов и казаков.

Предание о доблестном подвиге Сусанина, который не задумался отдать свою жизнь за царя, свято хранится в народной памяти и город Кострома по праву назван колыбелью дома Романовых.

Великое посольство от земского собора 13 марта прибыло в Кострому. На другой день утром открылось величественное зрелище. Костромское духовенство с местной чудотворной иконой Богоматери двинулось при звоне всех колоколов, в сопровождении множества народа, из собора к Ипатьевской обители. С другой стороны сюда приближалось московское посольство с чудотворной иконой Владимирской Богоматери, с крестами и хоругвями. Во главе посольства были Феодорит, архиепископ рязанский, Авраамий Палицын , келарь Троицкого монастыря, бояре Шереметев и кн.Бахтеяров-Ростовский. Толпы народа теснились за ними. Раздалось священное пение. Михаил с матерью вышли из монастыря навстречу крестному ходу и смиренно пали на колени пред образами и крестами… Их просили идти в обитель, в главную Троицкую церковь, и выслушать прошение земского собора. Тогда Михаил «с великим гневом и плачем» сказал, что он вовсе и не помышляет быть государем, а инокиня Марфа прибавила, что она «не благословит сына на царство». Оба, и сын , и мать долго не хотели войти за крестами в соборную церковь, насилу послам удалось умолить их; они пошли заливаясь слезами. Отслужили молебен. Тогда архиепископ Феодорит преклонился перед Михаилом и сказал ему приветствие от духовенства:

«- Московского государства митрополит Кирилл Ростовский и Ярославский, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены и весь освященный собор благословляет тебя, великого государя, царя великого князя Михаила Федоровича, Бога о тебе молят и челом тебе бъют»1..

Затем боярин Шереметев произнес привет от всех мирян:

«Великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея России ! Твои государь, бояре, окольничие, чашники, стольники, стряпчие, дворяне московские и приказные люди, дворяне из городов, жильцы, головы стрелецкие, сотники, атаманы, казаки, стрельцы и всякие служилые люди, гости, торговые люди Московского государства и всех городов всяких чинов люди велели тебе, государь, челом ударить и о твоем государевом здравии спросить.»2.

После этого Феодорит стал читать соборное послание. Тут упоминалось о пресечении на престоле московского царского корня, о злодействах изменников и поляков, желавших «попрать веру греческого закона учинить в России проклятую латинскую веру!...» Затем земский собор извещал

1.Родная старина. Москва, «Современник», 1993г. с.116-117.

2.Там же с.118.

6.

Михаила о единодушном избрании его на царство, о клятве всех верою и правдою служить царю, биться за него до смерти, молил Михаила, да идет он на царство свое, и выражал пожелания, «да возвысит Бог десницу его; православная вера да будет нерушима в великом русском царстве и сияет во всю вселенную, как под небом пресветлое солнце; а христиане да получат тишину, покой и благоденствие». 1.

Боярин Шереметев и архиепископ Феодорит затем обратились к матери Михаила.

Но мать и сын и слышать не хотели об этом.

« - Сыну моему не быть царем! – воскликнула Марфа. – Не благословлю его; в мысли у меня того не было и в разум мой прийти не могло!

- Не хочу царствовать, и могу ли быть наследником великих царей русских! – говорил Михаил.

Долго и напрасно умоляли их послы. Марфа приводила и причины отказа; она говорила:

- Еще Михаил не в совершенных летах, а Московского государства всяких чинов люди по грехам и з м а л о д у ш е с т в о в а л и с ь, - дав свои души (т.е.присягнув) прежним государям, не прямо служили.»2.

Далее она упомянула следующее:

«- Видя такие прежним государям крестопреступления, позор, убийства и поругания, как быть на Московском государстве даже и прирожденному государю государем? Да и потому еще нельзя: Московское государство от польских и литовских людей и непостоянством русских людей вконец разорено; прежние сокровища царские, из давних лет собранные, литовские люди вывезли; дворцовые села , черные волости, пригородки и посады розданы в поместья дворянам и детям боярским и запустошены, а служилые

люди бедны; и кому Бог повелит быть царем, то чем ему служилых людей жаловать, свои государевы обиходы полнить и против недругов стоять?

Марфа, как видно, противилась избранию сына не для виду только и спроста: она ясно понимала бедственное положение Русской земли и сознавала, как тяжко и опасно быть царем в такую пору;»3. Она боялась благословить сына на царство и вместе с тем на гибель. Кроме того была и еще важная причина для отказа.

«- Отец Михаила – Филарет, - прибавила Марфа, - теперь у короля в Литве в большом утеснении, и как сведает король, что на Московском государстве царем учинился сын его, сейчас велит сделать над ним какое-нибудь зло, а Михаилу без благословения отца своего на Московском государстве никак быть нельзя.»4.

Послы всячески уговаривали и мать, и сына, со слезами умоляли, челом били, чтобы соборного моленья и челобитья они не презрели; а царь Борис

1.Родная старина, Москва, «Современник»,1993г. с.118.

2.Там же с. 118.

3.Там же с. 118.

4.Там же с. 118-119.

сел на государство своим хотением, изведши царский корень; вор Гришка-расстрига по своим делам от Бога месть принял; а царя Василия избрали на царство немногие люди…

« - Все это делалось, - прибавили послы, - волею Бижиею да всех православных христиан грехом; во всех людях Московского государства была рознь и междоусобие; а теперь Московского государства люди наказались и пришли в соединение во всех городах… Всею землею избрали мы сына твоего, хотим за него головы класть и кровь лить. Не испытывай судеб Божиих, хоть и погибли Годуновы и Шуйский: судьбами царей воля Божия действует; ей ли не противиться? Не страшись и за государя нашего митрополита Филарета: мы послали уже в Польшу и отдаем за выкуп его всех пленных поляков.» 1.

Около шести часов умоляли послы непреклонную инокиню благословить сына. Духовенство с образами приблизилось к ней; послы, воины, народ поверглись пред ней на колени. Все напрасно… Она стояла, обнимая своего сына, обливая его слезами…

«- Сие ли угодно вам, - заговорил наконец в горести Феодорит, - нас, бедных, не пощадить и сирых оставить? И окрестные государи, и недруги, и изменники порадуются, что сиры и безгосударны, и святая наша вера в попрании и разорении от них будет, и святым Божиим церквам будет осквернение, а многочеловечный, многособранный народ в безгосударное время погибнет, и междоусобная брань снова воздвигнется, и неповинная христианская кровь прольется… Все сие, все взыщет Бог в день Страшного и праведного суда на вас – на тебе, великой старице инокине Марфе Ивановне, и на тебе, великом государе нашем Михаиле Федоровиче. А у нас о том у всех всего великого Российского царствия всех городов, от мала и до велика, крепкий и единомышленный совет положен и крестным целованием утвержден, что мимо государя нашего Михаила Федоровича на Московское государство иного никого не хотеть и не мыслить о том!..»2.

Торжественный голос архипастыря и указание на тяжкую ответственность за отказ пред Богом и родной землей устрашили Марфу, сломили ее непреклонность; она, обливаясь слезами, упала пред святыми иконами и согласилась…

«- Аще на то будет воля Божия, - сказала она, - буди тако!»3.

Феодорит благословил Михаила; на него возложили наперсный крест, вручили ему царский посох. Отслужили литургию; запели благодарственный молебен и провозгласили многолетие царю Михаилу… Затем он, сидя на троне, стал принимать поздравления. Этот день был великим праздником для всей Москвы.

1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993г. с. 120.

2.Там же с. 120-122.

3.Там же с. 122.

8.

19 марта царь, в сопровождении духовенства, всего посольства, разного звания людей, съехавшихся в Кострому, предшествуемый святыми иконами, двинулся в Москву. Мать следовала за ним. Народ повсюду выбегал навстречу царю с хлебом и солью; духовенство встречало его с иконами и крестами. Когда он подъезжал к Ярославлю, весь город вышел ему навстречу. Путь от Ярославля до Москвы длился более двух недель: царь, по русскому благочестивому обычаю, останавливался в городах, лежавших на дороге, - Ростове и Переяславле, для поклонения святым мощам, посещал монастыри. Торжественное шествие Михаила в Москву было радостным и скорбным в то же время: радовался народ, выходивший толпами навстречу своему государю, радовался и юный царь радости своего народа; но повсюду на пути кидались в глаза нищета и разорение; беспрестанно приходили к царю с жалобами люди изувеченные, измученные, ограбленные воровскими шайками… Самому царю приходилось на каждом шагу терпеть лишения. В ответ на просьбу бояр скорее ехать в Москву он писал:

« - Идем медленно затем, что подвод мало и служилые люди худы: стрельцы, казаки и дворовые люди многие идут пеши.»1.

На требование царя приготовить ему и матери к их приезду хоромы в Кремле бояре отвечали, что приготовили для государя комнаты царя Ивана да Грановитую палату, а для матери его хоромы в Вознесенском монастыре… «Тех же хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли; лавок, дверей и окошек нет; надо делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть».2.

Путь царя от Троицкой обители в Москву представлял трогательное зрелище: москвичи ехали, шли, бежали толпами навстречу государю, приветствовали его восторженными криками, а близ Москвы духовенство с хоругвями, с иконами и крестами и все бояре вышли навстречу. Улицы были запружены народом; многие от умиления плакали; другие громко

благословляли царя… Помолившись в Успенском соборе, Михаил пошел в свои палаты. Марфа благословила его и удалилась к себе в Вознесенский монастырь.

11-июля происходило царское венчание. Михаилу в этот день исполнилось 17 лет. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой палате. Тут он наградил боярским саном доблестного князя Дмитрия Михайловича Пожарского и своего родича князя Черкасского.

Обряд царского венчания совершал старейший из духовных лиц – митрополит казанский Ефрем, так как после кончины патриарха Гермогена не был избран еще преемник ему.

1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993г., с. 122.

2.Там же с. 122.

К царю в палату принесли «царский сан, или чин» (т.е. принадлежности царского облачения: крест, корону, скипетр, державу и пр.) Государь приложился ко кресту. Затем при звоне всех колоколов «царский сан» на золотых блюдах понесли в собор. Царский духовник благоговейно на голове нес блюдо с животворящим крестом; боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский нес скипетр, царский казначей – державу, а корону, шапку Мономаха, - царский дядя Иван Никитич Романов. В соборе все было благоговейно положено на богато убранный стол (налой) пред царскими вратами.

Когда было все готово, царь в сопровождении многих бояр и стольников отправился во храм. Стрельцы, поставленные в два ряда, ограждали царский путь. Впереди всех шел священник и кропил путь святой водою. Царь вступил в собор, пол которого был устлан бархатом и парчами. Посреди церкви был устроен помост (чертожное место) о двенадцати ступеньках, обитых красным сукном; на нем был поставлен престол для царя и стул для митрополита.

По приходе царя в собор ему пропели многолетие. Начался молебен. Затем митрополит Ефрем возвел царя на «великое место». Водворилась полнейшая тишина, и Михаил, стоя у трона, держал речь к митрополиту. Упомянув о том, что царь Феодор «бесчаден» оставил царство, что избранные после того цари скончались, а Василий от царства отказался, о том , что его , Михаила, избрали в цари всем собором Русской земли, - царь закончил свою речь следующими словами:

«- По Божией милости и по данной вам благодати Святого Духа и по вашему и всяких чинов Московского государства избранию, богомольцы наши, благословите и венчайте нас на наши великие государства царским венцом по прежнему царскому чину и достоянию.»1.

В ответ на эти слова митрополит напомнил о бедствиях Русской земли в безгосударное время, об избавлении ее от врагов, об избрании Михаила Федоровича и молил Бога, «да умножит Он лета царя, покорит ему всех врагов, вселит в сердце царя страх Свой и милость к послушным, чтобы судил он людей своих праведно и пр».; в заключении митрополит сказал:

-« Прими же, государь, превысочайшую честь и вышехвальную славу, венец царствия на главу свою, венец, который взыскал от древних лет прародитель твой, Владимир Мономах. Да процветет нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского царства!»2.

Сказав это, митрополит возложил крест на царя и, держа руки на его голове, прочел молитву; затем надел на него бармы (оплечья) и царский венец. Царь сел после этого на трон, и митрополит подал ему в правую руку скипетр, , а в левую – державу. Провозглашено было многолетие «боговенчанному

1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993г., с. 126.

2.Там же с. 126.

поставленному государю». Духовные сановники и бояре кланялись царю «ниже пояса» и поздравляли его. Митрополит сказал царю поучение.

«- Не приемли, государь, - говорил между прочим архипастырь, - языка льстива и слуха суетна, не верь злому, не слушай оболгателя… Подобает тебе мудрым быть или мудрым последовать, на них же, яко на престоле, Бог почивает. Не блага мира сего, но добродетель украшает царей. Не презирай низших тебя: над самим тобою есть Царь, и если Он о всех печется, ты ли о ком не радеть будешь?! Возмогай же, государь, возмогай, да когда придет час суда твоего, ты возможешь стать безбоязненно пред Господом и сказать: «Се я, Господи, и люди Твои, которые Ты дал мне», - сказать и услышать глас Царя и Бога твоего: «Благий рабе, царю российский Михаиле, вмале ты был мне верен, над многим поставлю тебя!»1.

Затем митрополит благословил царя животворящим крестом и громко молился: «Да умножит Господь лета царствия царя Михаила; да узрит он сыны сынов своих; да возвысится десница его над врагами и устроится царство его и потомство его мирно и вечно!»2.

В полном царском облачении Михаил слушал затем литургию, во время которой митрополит совершил над ним миропомазание; затем причастил его и поднес просфору. После обедни царь пригласил митрополита и всех духовных, бывших в церкви, к себе, «хлеба ести».

Затем «боговенчанный царь» во всем своем блистающем облачении заходил в Архангельский собор поклониться гробницам прежних царей.

В этот день в государевых палатах был богатый пир. Колокольный звон гудел во всех церквах, веселье и народная гульба длились три дня.

Особенных милостей и льгот народу при вступлении на престол Михаил Федорович не мог дать: казна была пуста!...

На коронации в Успенском соборе Михаил торжественно поклялся, что не будет править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь исполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, в 1619 году избранный на Церковном соборе патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Конечно же, сын во всем следовал советам отца, и вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет являлся фактическим правителем государства. При нем роль и значение царской власти возросли неизмеримо.

Так было положено начало знаменитой династии – Дому Романовых, которые царствовали в России целых 304 года.

1913 год для царской России был юбилейным годом – исполнялось 300 лет царствования Дома Романовых, а Кострома, считавшаяся КОЛЫБЕЛЬЮ этой династии, готовилась праздновать юбилей особо торжественно.

Губернские и городские власти начали подготовительные работы еще с 1909-1910 годов. Помимо текущего ремонта существующих домовладений и общественных зданий, который возлагался целиком на домохозяев и

1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993г., с. 126-127.

2.Там же с. 127.

общественные организации, по линии городского правления было запланировано и принято к немедленному выполнению следующее: переоборудование и расширение сети городского водопровода по проекту профессора Энша, с постройкой водонасосной станции с фильтрами и отстойными баками на берегу реки Волги, около Молочной горы. Предусматривалось увеличение протяженности водопроводной сети по направлению к фабрикам, а также постройка водонапорной башни на Мясницкой улице.

Кроме того, приступили к постройке городской электростанции общего пользования мощностью 400 квт. Здание электростанции было запланировано и построено рядом со зданием горводопровода. В общем виде эти два здания сохранились до последних лет. Вскоре началось строительство зданий музея и больницы Федоровской общины сестер милосердия Красного Креста (Ныне – старая часть здания онкологического диспансера на улице Нижняя Дебря).

« Из всех подготовительных мероприятий самым сложным и ответственным было утверждение проекта памятника «300-летию Дома Романовых». Разрешение этой задачи целиком взяло на себя правительство, утвердив из многочисленных проектов, представленных на конкурс, проект скульптора Адамсона. Костромскому дворянству было предоставлено право заняться сбором средств на это строительство. Место для этого памятника было отведено на краю Соборной площади у самого обрыва к Волге.» .1

Здесь я перечислил более крупные объекты капитального строительства, которых без юбилея костромичам, быть может, скоро не пришлось бы увидеть, но были постройки и другого значения, которые требуя больших материальных затрат, имели только лишь временное значение, в основном в дни празднования. К таким надо отнести: постройку красивого павильона на обрыве к Волге, около соборной ограды, который назывался «Царская беседка», шатра у предполагаемого памятника, нескольких пристаней-дебаркадеров в стиле старинных ладьей екатерининских времен. На очищенной от дровяных складов и жалких лачуг обширной территории было построено не менее тридцати одно- и двухэтажных павильонов в древнерусском стиле из гладко струганных бревен со сложной резной отделкой. На выставочной площади была сооружена из бетона скульптура русского богатыря, сидящего на могучем боевом коне в полном вооружении. Заводчик Забенкин построил «старинную» деревянную звонницу с набором всей гаммы блестящих колоколов.

На все запланированные мероприятия требовались большие денежные средства, но государство ассигновало крайне скупо, надеясь на благотворительность. Так, Кострома давно ожидала специального здания для краеведческого музея, так как накопленные за многие годы архивные, археологические и палеонтологические экспонаты были размещены в

1.Костромская земля, Краеведческий альманах, выпуск 5, Кострома, 2002 г. с. 131.

непригодных для этих целей помещениях. Ученая архивная комиссия в течении десяти лет собирала пожертвования и, только воспользовавшись юбилеем, сумела приступить к постройке здания музея, который и был открыт 16 января 1913 года под названием «Романовский».

При подготовке к торжествам большое внимание обращалось на людские кадры. По церквам, учебным заведениям, в казармах и даже в рабочих общежитиях и клубах возносились заслуги романовской династии и здравствовавшего в то время «августейшего семейства». Со всей губернии выбирались делегаты на праздничные торжества. Из села Троицкого ездил в Кострому волостной писарь всеми уважаемый человек Лапшин Исай Степанович. Ему шили специальный кафтан. Из Костромы он привез памятный серебряный кулон с изображением патриарха и царя.

19 мая 1913 года праздничная Кострома встречала царскую семью салютом и мощным колокольным звоном. За два дня пребывания в городе царь посетил Ипатьевский монастырь, выставку, ознакомился с городом, участвовал в закладке памятника в ознаменование 300-летия царствования династии Романовых.

В 1917 году совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция и на том месте, где был заложен фундамент памятника династии Романовых воздвигли памятник В.И.Ленину.

Сейчас активно идет подготовка к празднованию 400-летия династии Романовых и глава Российского императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна одобрила идею восстановления в Костроме часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых.

«К 2013 году при определенных условиях согласования, субсидирования и финансирования памятник Ленину может быть перенесен на другое место, а часовня открыта в первозданном виде. Средства планируется изыскать за счет общественной инициативы, путем обращения к меценатам и сбора народных пожертвований», - говорилось в письме. Согласно проекта А.Адамсона, композиция часовни представляет собой ступенчатую цилиндрическую башню, где цилиндры составлены друг на друга. Полученные таким образом ступени кольцевой формы служат для установки портретных фигур государей из Дома Романовых, а также Ивана Сусанина. Высота памятника – 36 метров, количество фигур на постаменте – 18, общее число фигур – 28. Некоторые из них снабжены атрибутикой. Так, Петр 1 изображен на фоне корабля, а Александр 11 – с манифестом об отмене крепостного права.»1.

Итак через два года 400 лет исполнится царской династии Романовых. Педагоги и учащиеся нашей Троицкой основной школы готовятся к юбилею с особым чувством. Им – через цикл романовских чтений – предстоит донести до подрастающего поколения (и не только) всю значимость предстоящего события.

1.Газета «Ветлужский край», 10марта 2011г., с.1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Родная старина. (Отечественная история в рассказах и картинах с 16 до 17 ст.). Москва. «Современник». Составил В.Д.Сиповский. 1993 г.

2. Костромская земля. (Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры выпуск 5). Кострома. 2002 г.

3. Русские писатели. Библиографический словарь ч.2. под редакцией

П.А.Николаева. Москва. «Просвещение». 1990 г..

4. Школьная энциклопедия. История России 9 – 17 века. Москва. «Олма-пресс Образование». 2003 г.

5. Материалы школьного музея и статья из газеты «Ветлужский край» №37 за 10 марта 2011 г..

+2 / 0
Ответить

А че не указали,Святой Источник в Макарьеве,или как еще называют Макарьевский Поток,там раньше высоко на сосне икона была Богородицы,ее пастух увидел снял и принес в церковь,а утром пришли ее нет в церкви,пошли туда где он ее снял,она опять на том же месте на сосне весит на самом верху,так ее и не стали трогать,а оказывается чуть дальше обнаружили источник,и туда люди стали ходить и ездить,коммунисты решили его перекопать,в итоге трактора утонули и источник так и остался,и кругом там иконы и свечи находятся,люди приезжают туда и лечиться и за водой.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Познавательно, убедительно, интересно...

+2 / 0
картой
Ответить

Отдыхая в санатории Ивана Сусанина, я соинил песню для моих хороших друзей Саши из Омска и Оли из Ленинграда:

СТРАДАНИЯ ПОД ГИТАРУ В САНАТОРИИ ИМЕНИ ИВАНА СУСАНИНА..

(песня для санаторских друзей Саши и Оли).

Милая, с тобой мы повстречались раннею осеннею порой.

Сказочной природой любовались: солнцем, лесом дивною рекой.

Все нам было дорого и мило от растущей с каждым днем любви.

Солнце по-весеннему светило, потому что рядом была ты.

Сердце разрывается от боли, если вдруг представлю я на миг,

Милая и ласковая Оля на меня уж больше не глядит.

Прогоняю прочь я эти мысли, осень убедительно прошу,

Я в прямом не в переносном смысле с милой расставаться не хочу.

Добрые в Сусанине березки вы любовь сумели подарить.

Не позвольте милые березки здесь меня с любимой разлучить.

Скоро мы покинем санаторий и умчимся в разные края,

От души признаюсь тебе Оля больше жизни я люблю тебя.

Вспомним мы сусанинские рощи, памятник Сусанину большой.

Наши белоствольные березки, нашу обоюдную любовь.

А еще мы вспомним, как когда то сладостно любовью увлеклись.

Как со мной пошла тогда ты и сердца в любви переплелись.

Вот за это самое мгновенье санаторий я благодарю.

Под гитару песню без сомненья я потом не раз еще спою. (А. Ясаков).

+2 / 0
Ответить

Отличный стих!

+1 / 0
Ответить

Эта песня под гитару звучала перед окнами санатория до тех пор пока мы там отдыхали - 24 дня. А пел и играл на гитаре Саша из Омска, влюбленный до предела в Олю из Ленинграда. А я смотрел на них из окна и любовался, немножко, завидуя их любви. Замечательная пара. Мы тогда с Сашей жили в одной комнате. Он так рад был этим стихам и песне, что я именно тогда начал чувствовать себя поэтом-самоучкой, стихи которого кое кому видимо нравятся. А однажды, когда на улице была оттепель, эта молодая парочка слепили из снега замечательного медвежонка. А я сочинил стих, которым уже не раз делился с читателями, но повторю его еще раз:

ХОЛОДНЫЙ МИШКА.

Люблю осеннею порою по снегу первому ходить

И целоваться с милой Олей, и мишку белого лепить.

Он получился славный малый наш медвежонок озорной.

Хотя сидит на месте талом, но взгляд бросает ледяной.

А нам ни чуточки не страшно, что он так холодно глядит.

От поцелуя очень страстно любовь в сердцах у нас горит! (А. Ясаков).

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Очень интересно

+2 / 0
картой
Ответить

Подвиг русского Ивана Сусанина помним. Он в наших воинах на СВО:

ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ

…Зачем сегодня солнце разыгралось, зачем улыбку дарит нам весна!

Неужто вы проказники не знали, что потеряли мы отважного бойца.

Он жизнь свою недаром прожил и трудности и беды испытал.

На СВО он жизнь свою положил , так Родину свою он защищал.

Трудился от души под мирным небом, чтобы цвела прекрасная страна,

Чтобы спокойно, где он только не был, его жена любимая ждала.

И вот сейчас его уже не стало, из жизни он ушел, но не из нас.

Навеки в нашей памяти остались его дела и храбрости запас.

Так пусть земля родная пухом будет, ведь для нее он жизни не жалел.

Пусть солнце ясное его поутру будит, чтоб в мертвом сне рассвет он посмотрел. (А. Ясаков).

+1 / 0
Ответить
DELETE

Подвиг конечно красивый, но он не соответствует реальности и оброс патриотическим мифами.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (68)

Не про зарплаты и дороги. Какой вопрос вы бы задали президенту нашему Владимиру Путину, чтобы понять главное? Мой личный опыт

Приветствую, дорогие читатели! Знаю, многие сейчас "жмутся" от одной мысли: «Ой, опять эти «прямые линии»… А смысл?» Понимаю это чувство полного скепсиса. Я и сама такой скептик, пока лично не столкнулась.

Бес попутал. Подросток, который пытался изнасиловать 10-летнюю девочку в Екатеринбурге может избежать наказания

Подросток, который в Екатеринбурге пытался изнасиловать 10-летнюю девочку скорее всего избежит наказания. Все произошло 2 декабря этого года в микрорайоне ЖБИ, когда девочка возвращалась домой.
00:55
Поделитесь этим видео