Воронина Анастасия Александровна
Воронина А.А. Подписчиков: 103
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 323.3к

Новая юридическая консультация для компаний, занимающимся разработкой концепта, дизайна организаций общественного питания

0 комментариев

Новая юридическая консультация для компаний, занимающимся разработкой концепта, дизайна организаций общественного питания, а также для сетевых, несетевых ресторанов, кафе, организаций общественного питания

Кому будет полезна информация

- компаниям, занимающимся разработкой концепта, дизайна организаций общественного питания, а также сетевым, несетевым ресторанам, кафе, клубам, барам, кофейням, организациям общественного питания

Проблема

Клиентом - компанией, занимающейся разработкой концепта, дизайна организаций общественного питания (далее – компания) – заключен договор с заказчиком (далее – заказчик) на оказание консультационных услуг (далее – договор), в соответствии с условиями которого а) компания обязана оказать заказчику услуги консультирования по вопросам, связанным с открытием ресторана (консультирование осуществляется в устной, письменной, дистанционной, онлайн, офлайн формах, для осуществления дистанционного консультирования используются средства телефонии и интернета, форма консультации согласуется сторонами при каждом обращению заказчика к компании), услуги, сопутствующие внедрению, применению предложений, рекомендаций компании по улучшению качества, эффективности функционирования ресторана, утверждённых заказчиком; b) сроки, порядок оказания услуг устанавливаются в плане, графике оказания услуг, являющемся неотъемлемой частью договора; с) в начале каждого календарного месяца стороны согласовывают ориентировочный перечень услуг на текущий месяц, после согласования перечня услуг на месяц компания выставляет заказчику счёт на оплату, начинает оказание услуг после совершения заказчиком оплаты; в случае если в течение календарного месяца компанией были оказаны услуги, отсутствующие в ориентировочном перечне услуг на этот месяц, или не оказана часть услуг, перечисленных в ориентировочном перечне услуг на этот месяц, стороны осуществляют перерасчет стоимости услуг за месяц; d) заказчик обязан установить компании цели и задачи при оказании услуг по договору, своевременно предоставлять компании информацию, документы, необходимые для оказания компанией услуг по договору, не предъявлять компании претензии о качестве услуг в случае неисполнения клиентом рекомендаций компании, несвоевременного предоставления, непредоставления заказчиком информации, документов, необходимых для оказания компанией услуг по договору, компенсировать расходы компании, связанные с оказанием услуг по договору, в том числе, на приобретение оборудования, материалов, других товарно-материальных ценностей, транспортные и др.; е) любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке посредством направления другой стороне уведомления в письменной форме не позднее, чем за 30 календарных дней до даты отказа от исполнения договора, содержащее предложения по досрочным, безубыточным для сторон итоговым взаиморасчетам по договору.

Компанией были оказаны следующие услуги по договору: разработаны предварительные планы ресторана, барной стойки, расстановки оборудования бара, кухни, размещения оборудования на кухне, осуществлены подбор оборудования, товарно-материальных ценностей, необходимых для функционирования ресторана, оформления помещений ресторана (в том числе, посуды, предметов интерьера, декора, продуктов, напитков), подбор поставщиков продуктов питания, разработан первичный план по закупке оборудования для кухни, представлены примеры, образцы оборудования для бара, посуды, рассчитаны их количество и ориентировочная стоимость, получены от поставщиков и представлены заказчику коммерческие предложения, счета на оплату оборудования, товарно-материальных ценностей, необходимых для функционирования ресторана, оформления помещений ресторана, составлены и представлены заказчику перечни с указанием количества посуды, приборов, текстильной продукции, сформированы рекомендации по выбору концепции, антуража и атмосферы ресторана и кухни, в частности, предложено несколько вариантов названия ресторана, несколько вариантов концепций подачи и названий блюд, при формировании меню предложено сделать акцент на тематической авторской кухне Франции, Испании, разработаны варианты логотипа ресторана, оформления меню ресторана, вывесок ресторана, оформления входа в ресторан, стилистики и оформления помещений ресторана, сопровождение внедрения, настройки системы планирования ресурсов для автоматизации процессов, разработаны должностные инструкции, штатное расписание, формы договоров, журналов учёта и контроля, других документов, необходимых для функционирования ресторана (в том числе, журналы здоровья, оценки качества фритюрного масла, учёта работы бактерицидных ламп, регистрации инструктажей (обучения) сотрудников, учета медицинских осмотров сотрудников, приёмки продукции, осмотра рук на гнойничковые заболевания, бракеража готовых блюд, посторонних включений в готовой продукции, сырье, регистрации жалоб, учёта аварий, ежедневного инструктора по продаже алкоголя, регистрации температур холодильного, морозильного и теплового оборудования, учёта влажности, учета фритюрных жиров, контроля санитарного состояния помещений, поступающей пищевой продукции, регистрации входящей корреспонденции, регистрации исходящей корреспонденции, регистрации протоколов несоответствий, бракеражный журнал, температурный журнал в холодильниках, образцы заполнения журналов, алгоритм приёма товара, ведомость учёта униформы, график отпусков, формы трудовых договоров, договоров о полной материальной ответственности, поставки, стандарт обработки рук, общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности, соглашение о неразглашении коммерческой тайны, положение о персональных данных, правила внутреннего трудового распорядка, правила списаний на проработку, порчу, бракераж, питание персонала, техника безопасности для повара, форма для учёта боя посуды, лист мониторинга температурного режима в холодильниках, бланк контроля температуры и влажности, график и учёт генеральных уборок помещений, график профилактического обслуживания оборудования, карточка истории поломок, график поверки средств измерений, форма инструктажа и самостоятельного декларирования здоровья посетителей, план-программа внутренних аудитов, форма отчёта о внутреннем аудите, форма оценки поставщиков, форма актов изъятия несоответствующей продукции, на списание продуктов, форма претензии к поставщикам, форма бланка заявки заказа продуктов, ведомость учёта униформы, графики дезинфекции, проведения санитарных дней, инструкция контроля температур прихода на склад, правила оформления медицинских книжек, приказ о создании группы ХАССП, разработке системы ХАССП, политика в области обеспечения безопасности пищевой продукции, листы контроля санитарного состояния помещений, санузлов, уборки санузлов, чек-лист ежедневных проверок, бланк контроля температуры и влажности, алгоритм приёма товара, бланк заказа овощей, график заготовок инструкции входного контроля, генеральной уборки, мытья кухонной посуды, мусорных бачков, столовой посуды, обработки овощей и зелени, по мытью рук, обработке уборочного инвентаря, текущей уборки, смены санитарной одежды, по температуре готовых блюд, как вести себя при проверке, книга пищевой безопасности, памятки по проведению санитарного дня, срокам хранения журналов, правила внутреннего трудового распорядка, работы в мясном, холодом цехах, форма расчёта калорийности продуктов, список медикаментов для аптечки в кафе, стандарты по ведению документов контроля в ресторанах, инструкция по технике безопасности для поваров и др.), технологический проект поточности блюд и напитков, стандарты приготовления блюд, основное меню, меню бара, меню деловых обедов, завтраков, подбор персонала, обучение поваров, официантов (подтверждается направлением соответствующих файлов в WhatsApp, размещением соответствующих файлов в Яндекс. Диск, направлением перечня и контактов поставщиков, перечня, контактов, резюме кандидатов на должности представителям бухгалтерии, кадровой службы заказчика для заключения договоров). По истечении3 месяцев с даты заключения договора заказчиком было направлено уведомление об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке. Компанией был направлен заказчику акт об оказании услуг по договору, заказчиком был направлен компании отказ от подписания акта об оказании услуг, мотивированный отсутствием конкретных результатов оказанных по договору услуг, досудебная претензия с требованием о возврате в полном объеме денежных средств, выплаченных заказчиком за оказание услуг компанией, мотивированным тем, что фактически компанией не были оказаны услуги по договору, конкретные результаты оказания услуг отсутствуют, проектирование помещений ресторана , дизайн-проект, внедрение, настройка системы планирования ресурсов для автоматизации процессов выполнены третьими лицами, подбор посуды, кухонного оборудования, предметов интерьера, мебели для ресторана осуществлён руководителем, учредителями заказчика, идея стилистики, концепции ресторана принадлежит руководителю заказчика, формы документов, необходимых для функционирования ресторана, являются общедоступными, окончательное меню ресторана не разработано компанией, подбор, обучение, формирование штата сотрудников компанией не осуществлено. Требование досудебной претензии оставлено компанией без удовлетворения. Заказчик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с компании неосновательного обогащения в размере полной суммы денежных средств, выплаченных заказчиком за оказание услуг компанией по договору.

Риски

- убытки компании в случае удовлетворения исковых требований;

- репутационные риски компании.

Варианты решения

В отзыве на исковое заявление компании следует апеллировать к следующим доводам

В соответствии с п. 4 ст. 453 Гражданского кодекса РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила своё обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не предусмотрено законом или договором или не вытекает из существа обязательства. В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 1103 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами, не вытекает из существа соответствующих отношений, правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причинённого недобросовестным поведением обогатившегося лица. Следовательно, положения о неосновательном обогащении подлежат применению постольку, поскольку нормами о соответствующем виде договора или общими положениями о договоре не предусмотрено иное.

В соответствии с положениями «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2023)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023г., если денежные средства, о взыскании которых заявлен иск, переданы истцом ответчику в качестве оплаты по заключённому между ними договору, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса РФ о соответствующем договоре, положения о неосновательном обогащении в таком случае могут применяться субсидиарно.

Договор, заключенный компанией и заказчиком, является договором возмездного оказания услуг. В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем по заданию заказчика определённых действий или осуществление им определённой деятельности, т.е. непосредственно действия исполнителя, которые могут не иметь овеществлённого результата, обладают ценностью для заказчика, достижение овеществлённого результата может не являться предметом договора возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст. 783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702 – 729 Гражданского кодекса РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если не противоречат ст. ст. 779 - 782 Гражданского кодекса РФ, особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. В соответствии со ст. 711 Гражданского кодекса РФ основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком (исполнителем) результата работ заказчику. Причиной отказа заказчика от приемки оказанных компанией услуг является неудовлетворенность заказчика качеством оказанных услуг, отсутствием ожидаемого заказчиком результата оказания услуг.

Договором не установлены стоимость, перечень услуг, в договоре отсутствует условие об обязательном наличии овеществлённого результата оказания компанией услуг.

В соответствии со ст. ст. 783, 721 Гражданского кодекса РФ сторонами договора возмездного оказания услуг могут быть согласованы требования к качеству оказываемых услуг, то есть критерии, которым должны соответствовать услуги.

Критериями оценки качества оказания консалтинговых, консультационных услуг являются профессиональные (подтверждение исполнителем результативности ранее оказываемых аналогичных услуг, наличие у сотрудников исполнителя соответствующих образования, опыта работы, квалификации), процедурные (соблюдение общепризнанных в отрасли норм и принципов при оказании услуг, невозможность гарантированности положительного результата, соблюдение коммерческой тайны, информирование клиента обо всех возможных вариантах и последствиях оказания услуг), потребительские, носящие ярко выраженный субъективный характер (положительные имеющиеся у исполнителя рекомендации, внешний вид, доброжелательность сотрудников исполнителя, оформление офиса исполнителя, результативность работы, гарантированность результата, стоимость услуг исполнителя). В договоре отсутствуют условия о требованиях к качеству услуг, оказываемых компанией. Заказчиком не представлены доказательства некачественности оказанных компанией услуг, доводы о ненадлежащем качестве услуг являются возражениями, свидетельствующими о субъективной неудовлетворённости заказчика результатом услуг (оказание услуг, по мнению заказчика, заключалось в «создании и открытии ресторана»), вызванной несоответствием результата услуг субъективным ожиданиям заказчика, соответственно, не могут являться доказательством факта оказания компанией услуг ненадлежащего качества. Демонстрируемое заказчиком отрицание фактов деятельности компании по оказанию услуг опровергается представленными компанией перепиской с заказчиком, документами, материалами, созданными компанией в процессе исполнения договора, свидетельствующими факте оказания услуг компанией.

Таким образом, отказ заказчика от подписания акта об оказании услуг является необоснованным, услуги надлежащего качества оказаны компанией в объеме, порядке, сроки, согласованные сторонами посредством переписки. Т.к. оказанные компанией услуги оплачены заказчиком, обязательства сторон по договору можно считать прекращенными путём их надлежащего исполнения (п. 1 ст. 309 Гражданского кодекса РФ), следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований заказчика.

https://businessandlaw.ucoz.net/index/part_3_dlja_restorannogo_klubnogo_biznesa_organizacij_obshhestvennogo_pitanija/0-58

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Воронина Анастасия Александровна