Разина Дарья Алексеевна
Разина Д.А. Подписчиков: 64779
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 77.4М

Справедливость не знает срока давности! История о том, как отец добился компенсации морального вреда спустя 30 лет

726 дочитываний
114 комментариев
Эта публикация уже заработала 126,20 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 01.04.2025 эта публикация заработала 800,00 рублей
Зарабатывать

Справедливость не знает срока давности! История о том, как отец добился компенсации морального вреда спустя 30 лет

Фото сгенерировано искусственным интеллектом


Можно ли взыскать компенсацию морального вреда через несколько лет?

Добрый день, мои дорогие читатели! Не так давно искала на сайте 2КСОЮ практику по делу клиента, которое у меня «подзависло» в суде первой инстанции аж на год. Нашла, конечно, что хотела, но увидела другой интересный обзор на весьма познавательное гражданское дело.

Сегодня у нас на повестке дня история из судебной практики, которая заставила меня, "видавшую виды" юриста, серьезно задуматься.

Знаете, как говорят, "время лечит"? В некоторых случаях, возможно, и так. Но вот что делать, когда речь идет о незаживающей ране, нанесенной много лет назад? Можно ли добиться справедливости, когда, казалось бы, все сроки давно прошли, а боль превратилась в привычную ноющую тоску? Садитесь поудобнее, сейчас расскажу.

Суть дела

Итак, представьте себе ситуацию: 90-е годы, развал СССР, хаос в медицине, и вот… в тамбовской больнице молодому парню, всего 19 лет, после ножевого ранения переливают несовместимую кровь.

Ошибка, халатность – называйте как хотите, но итог один: парень умирает от гемотрансфузионного шока. Страшная трагедия для семьи, особенно для отца, потерявшего единственного сына.

Казалось бы, виновные должны быть наказаны, справедливость восстановлена. Но в те смутные времена дело замяли, списали на обстоятельства, и отец остался один на один со своим горем.

Прошли годы. Десятилетия!

Отец жил с этой болью, но, видимо, где-то в глубине души теплилась надежда на справедливость. И вот спустя почти 30 лет он решается подать в суд иск о компенсации морального вреда. Представляете? Тридцать лет! Я, честно говоря, когда впервые услышала об этом деле, тоже подумала: "Да ладно! Спустя 30 лет..?"

В чем соль?

Суть в том, что моральный вред – это страдание, которое нельзя измерить деньгами. Его можно только попытаться компенсировать. И вот здесь возникает вопрос: можно ли говорить о компенсации морального вреда, когда с момента трагедии прошло столько времени? (Этот вопрос, кстати, мне неоднократно задавали на консультациях.)


История, которая не поддается времени

Первая инстанция удовлетворила иск в полном объеме, присудили отцу компенсацию 1 000 000 рублей. Мотивировка была простой и понятной: потеря ребенка – это незаживающая рана, которая не имеет срока давности. И тот факт, что прошло много времени, не уменьшает страданий отца.

Суд учел все: и близкие родственные отношения, и обстоятельства смерти, и возраст погибшего, и то, как эта трагедия повлияла на жизнь отца.

Мне особенно понравилась фраза суда о том, что смерть сына «нарушила его психическое состояние на всю оставшуюся жизнь, безвозвратно поменяв его привычный уклад жизни»…

Представляете, как это тяжело – в зрелом возрасте, когда жизнь, казалось бы, уже устоялась, потерять самого близкого человека и заново учиться жить. Но апелляция поставила под сомнение не сам факт компенсации, а её размер.


А что апелляция?

Но не тут-то было! Больница, естественно, обжаловала решение суда, заявив, что сумма компенсации слишком большая.

Апелляционный суд, в принципе, согласился с тем, что отец имеет право на компенсацию морального вреда. Но размер выплаты посчитал завышенным.

Почему? Суд указал, что при определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать характер причиненных страданий, фактические обстоятельства дела и индивидуальные особенности потерпевшего. Но, по мнению апелляции, суд первой инстанции не в полной мере учел эти условия. В итоге апелляционный суд снизил размер компенсации до 500000 тысяч рублей (Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 11 июня 2024 года по делу № 33-2107/2024)

Что сказала кассация?

Кассация: «Время — не враг, а фактор».

Второй кассационный суд в начале этого года своим судебным актом поддержал апелляцию. Сумма должна быть соразмерной последствиям. Время — не основание для отказа, но один из критериев при оценке. Суды не отказали истцу в праве на компенсацию. Они лишь напомнили: моральный вред — не абстракция, а реальная боль, которую нужно оценивать честно. Даже через 30 лет.

От автора

Что я думаю обо всем этом? Честно говоря, у меня нет однозначного ответа. С одной стороны, я понимаю отца, который столько лет жил с болью и наконец-то решился добиться справедливости. С другой стороны, я понимаю суд, который должен руководствоваться законом и принципами разумности и справедливости.

Знаете, это как с хорошим вином – с годами оно становится только лучше. Но вот с болью и горем все наоборот. Время, конечно, притупляет остроту переживаний, но не излечивает их полностью. И, наверное, нет такой суммы денег, которая могла бы компенсировать потерю ребенка.

Что же мы можем вынести из этой истории?

  • Не бойтесь бороться за свои права, даже если прошло много времени.
  • Компенсацию морального вреда можно взыскать всегда, срока давности нет
  • Размер компенсации морального вреда – это всегда индивидуальное решение суда, которое зависит от множества условий.

P.S. Иногда клиенты(заказчики) спрашивают: «А если суд скажет, что я слишком долго молчал?» Отвечаю: «Молчание — не признак слабости. Но если вы хотите, чтобы оно стало частью вашей защиты, — говорите. Суды ценят искренность».

P.S.S. Если у вас есть похожая история — напишите. Иногда даже один случай может изменить судьбу десятков людей.

Статья основана на реальных материалах дела, ссылка на судебный акт выше по тексту.

С уважением, Дарья Алексеевна

Как Вы считаете, стоит ли "добиваться справедливости", если прошло много лет?

Проголосовали: 144

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

114 комментариев
Понравилась публикация?
95 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 114
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Людское горе срока давности не имеет. Тут уже никто не оспорит.

+24 / 0
картой
Ответить

АндреичПишет 31.03.2025 в 15:19
Людское горе срока давности не имеет. Тут уже никто не оспорит.

А если миллион подаст иски? Или два?

+6 / 0
Ответить

А миллиард?

+7 / 0
Ответить

Стоит подать в апелляционный суд, вместе с заявлением волшебный конверт и сумма компенсации, по - волшебству, уменьшается.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 31.03.2025 в 22:20
А миллиард?

Хоть триллиард. Кто считает нужным, тот и подаст иск. Верно?

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 31.03.2025 в 22:20
А миллиард

Упаси господь! 😀

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

АлександрПишет 31.03.2025 в 22:19
А если миллион подаст иски? Или два?

И что?

+3 / 0
Ответить

АндреичПишет 01.04.2025 в 05:32
И что?

И отсудит бабки...

+3 / 0
Ответить

Вы слишком наивны. Мы не в условной Америке, у нас суммы компенсаций мизерные ))

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

АлександрПишет 01.04.2025 в 07:27
И отсудит бабки...

Если надо, пусть отсуживает. Для того и существует возмещение морального вреда, а суд рассудит.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 01.04.2025 в 07:33
Мы не в условной Америке, у нас суммы компенсаций мизерные ))

Для кого-то мизерные суммы а для кого то целое состояние...

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 01.04.2025 в 07:33
у нас суммы компенсаций мизерные ))

То есть миллион, по-вашему - это мизер для больницы? В её бюджете не заложены средства на компенсацию: значит, многие не подучат дополнительные выплаты и задумаются - а нужна ли такая работа?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Значит судьба!!! Раз подадут)

раскрыть ветку (0)

АлександрПишет 31.03.2025 в 22:19
А если миллион подаст иски?

Миллион пациентов? Подаст. А потом станет удивляться: где медики, и почему "Скорая" долго не едет.

0
Ответить

ОлегПишет 10.09.2025 в 21:44
А потом станет удивляться: где медики, и почему "Скорая" долго не едет.

так ведь долго может не ехать и полиция, и пожарка и мн др. И что получим в итоге?

0 / -1
Ответить

АлександрПишет 10.09.2025 в 22:08
И что получим в итоге?

Боюсь, что скоро узнаем.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)

Справедливости добиваться конечно же нужно.

Вместе с тем, справедливость - понятие довольно относительное.

Случай действительно интересный, однако на мой субъективный взгляд, справедливо было бы наказание именно для виновных лиц.

+18 / 0
картой
Ответить

Увы. Хорошо, что хотя бы немножко рублем их наказали. Хотя что в наше время 500 т., когда родного сына нет по чьей-то ошибке?

+14 / 0
Ответить
31.03.2025, 22:16
Красноярск

Всё таки урезали. Хотела как раз переспросить, не очень поняла несколько моментов.

+6 / 0
Ответить

да. Первая инстанция в полном объеме удовлетворила, апелляция снизила до 500т, а кассация поддержала апелляцию. Ну исходя из анализа суд акта - пояснили тем, что (простым языком) "дольше оттягиваешь срок для обращения в суд, тем ниже видимо компенсация.".)...

+6 / 0
Ответить
31.03.2025, 22:46
Красноярск

Поняла, спасибо за дополнительные разъяснения🤝

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 31.03.2025 в 15:26
когда родного сына нет по чьей-то ошибке?

Удар ножом - это по ошибке, да?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Для наказания конкретных виновников уже истек срок давности.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да, я с Вами полностью согласна.

Но у меня другой вопрос: кто ответит по справедливости за сотни тысяч погибших солдат и гражданских в этой войне, начиная с февраля 2022 и до сих пор?

+4 / 0
Ответить

... имею в виду эту СВО ...

+4 / 0
Ответить

А вы разве не знаете, кто начал убивать жителей Донецка и Луганска?

Те и должны отвечать!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Лопатин Денис НиколаевичПишет 31.03.2025 в 15:21
справедливо было бы наказание именно для виновных лиц.

Верно: для того, кто нанёс удар ножом.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Однозначно стоит, но отвечать должен тот кто это совершил или его потомки, ну конечно и ОРГАНИЗАЦИИ которые это дело прикрыли!!!?

+15 / 0
картой
Ответить

Отвечает в таких случаях рублем медицинская организация...:) практика, был подобный случай и в моей практике.

+11 / 0
Ответить

Плохая практика Дарья, когда преступники не несут никакой ответственности, у нас вся система правосудия, представляет из себя ОПГ!!!

+16 / -1
Ответить

Нормальное у нас правосудие. Просто нужно правильно и во время суду показывать доказательства...

+8 / -2
Ответить

У меня полный комплект документов по одному из дел. И если

по нему судить у нас нет ни следствия, ни справедливого суда.

+15 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Бывает. Но надо сначала с юристом проконсультироваться (желательно)

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

🙃🙃🙃!?!?

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Полностью согласна! Суды это ОПГ, МВД ничего не делают, научились только штамповать постановления в отказе в ВУД,ссылки на п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, а пишут отсутствие события преступления! Прокуратура закрывает глаза и уши...покрывая преступления. Так и живём в беззаконии.

+12 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Копится народный гнев, а потом будет взрыв и....все... 😠

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Доказательства нужно показывать судье в другом месте без свидетелей в парке... 😶

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
раскрыть ветку (1)

Разина Дарья АлексеевнаПишет 31.03.2025 в 13:18
Отвечает в таких случаях рублем медицинская организация...

Мед.организация била ножом, да?

Знакомая ситуация! Страшно избили парня, врачи спасти не могли, а адвокат избивавших заявил: медики виноваты, они не спасли!

Не там вы ищите виновных, господа юристы!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Всегда надо добиваться справедливости!!!

+11 / -1
картой
Ответить

Сейчас у многих единственная надежда на справедливость связана с концом света.

Но бывают исключения.

+12 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Интересная статья👆

А интересно, больница подала в суд ходатайство о пропуске срока исковой давности (ст.196 ГК РФ)?

+9 / -1
картой
Ответить

О как интересно:) Моральный вред..личные неимущественные :)...

+7 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

По компенсации морального вреда нет срока исковой давности.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (114)

«Виноват! Я — косяк!»: Азербайджанец, который сжёг цветы и венки у «Вечного огня», получил реальный срок. Мало дали?

Ценнейшие иностранные специалисты, приезжающие в Россию трудиться, трудиться и трудиться, ухитряются находить свободное время для употребления различных веселящих веществ и очень специфических развлечений.
00:18
Поделитесь этим видео

«Должны становиться многодетными матерями»: депутат возмутился большому числу женщин-судей «детородного возраста». Он прав?

Борьба за святую демографию вышла на новый уровень, когда уже не имеет никакого значения должность, звание и статус будущих матерей, женщина появилась на Свет только для того, чтобы рожать детей.

Жильцы потребовали вернуть деньги за неполный месяц отопления. Суды долго не могли решить, можно ли так

Наверняка многие замечали: отопление отключили еще в конце месяца, батареи холодные, а платежка все равно приходит как за полный месяц. Кажется нелогичным — услуги уже не было, а платить нужно.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы